Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сломанные сосуды



Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага «акдамот» («предисловия»). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было «мое». Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей.

Фраза была такая: «кли (сосуд) — это желание получить». Конец цитаты.

Что мне это говорит?

Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.

Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они «не нуждаются в этой гипотезе» существования некоей мифической «высшей силы»

Хотя Мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю — «пойдемте, поклонимся и падем ниц» — но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость.

Что же делать? — Есть только один выход — сломать…

Как выражается рав Гинзбург, «правильно сломать».

И тогда на сцене появляется Нахаш (гиматрия «мошиах») — «ломающий» всю первоначальную идиллию мироздания.

И тогда Вс-вышний, наконец, способен начать диалог с человеком: «аека» — где ты?

***

В этом смысле грех и раскаяние — это по большому счету, лишь повод для диалога и раскрытия Б-жественного милосердия.

Кажется, царь Давид это очень хорошо понимал, поэтому он говорит «Б-же, пощади меня, излечи душу мою, ибо я согрешил перед тобой» (Теилим 51). Кающийся грешник создает «кли» (сосуд) для Б-жественного милосердия.

Может быть, поэтому Зоар говорит, что «Вс-вышний пользуется разбитыми сосудами»? Потому что разбитое сердце кающегося грешника (классическое зогарическое «плач в сердце моем с одной стороны, и радость с другой) более других нуждается в милосердии, и более других способно, таким образом, раскрыть Б-жественное милосердие в мире.

Поэтому «Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы». Ибо только тшува способна привлечь в мир и раскрыть в мире «13 мер милосердия». По-видимому, в основном, тшува из любви, как обьясняется в Тании Игерет а-тшува гл. 7-8

***

Собственно, есть еще один «путь», по которому Б-жественное милосердие раскрывается в мире. И это то, что говорит стих «кого Б-г любит, он испытывает»

По большому счету, все испытания человека преследуют лишь одну цель — сделать его сосудом для раскрытия Б-жественного милосердия и Б-жественной любви.

Возможно, кому то это покажется кощунственным, но раскрытие хасидизма стало возможным лишь после погромов Хмельницкого, да сотрется имя его и память о нем

А создание Страны Израиля и собирание изгнанников началось только после Катастрофы. Поэтому когда у меня спрашивают, считаю ли я что Страна Израиля это «начало избавления»? Я отвечаю: Да. Потому что я помню, что этому предшествовало.

***

Так что же нам остается, если мы хотим привлечь Б-жественное милосердие в мир? Или грешить, или проходить через испытания?- Кажется, есть еще один вариант. Учить каббалу и хасидут. Недаром рабби Нахман говорит что «каббала имеет то же числовое значение что и «ниуф»» (можно я не буду переводить?). Ибо смысл каббалы — это раскрытие Б-жественной любви в этом мире. На языке каббалы и хасидизма Вс-вышний «признается в любви» к созданному им миру. И пробуждает в мире ответную любовь к Нему.

Есть еще один вариант. «Любовь к ближнему — это аналог и сосуд любви к Вс-вышнему. Любовь к ближнему, единство хасидим — это то, что способно привести Мошиаха и избавление еврейскому народу и всему миру.

***

…И поэтому человек приходит в этот мир абсолютно беспомощным и абсолютно нуждающимся. Наверное, потому, что Вс-вышний хочет научить его, хочет преподать ему самый важный урок — можно быть беспомощным. Можно быть нуждающимся (прежде всего, конечно нуждающимся в материнской любви). И у этого новорожденного ребенка есть гениальная способность — кричать об этой своей беспомощности и нуждаемости. И у него есть вера, что есть тот, кто услышит и прийдет ему на помощь. Собственно это — основа всего.

***

А потом… Потом ребенок растет. И усваивает, что кричать о своей беспомощности, слабости и нуждаемости глупо и бесполезно (особенно если это ребенок из России). Что свою слабость и нуждаемость следует скрывать как можно тщательнее под разного рода масками.

***

И потом… Если Вс-вышний хочет, он разбивает эту маску. И тогда человек снова становится способен кричать, как это делает Давид-амелех: «Я сказал: Б-же, сжалуйся надо мной, излечи душу мою, ибо я согрешил пред тобой…»

***

И скорее всего поэтому основное в Служении — как выразился рав в одном старом шиуре, «убить гаава (высокомерие) без того, чтобы убить человека». Ибо гаава — это то, что отделяет меня от других людей, и отделяет меня от Вс-вышнего, и не позволяет мне просить помощи от других людей, и не позволяет мне признаться в том, что я нуждаюсь в их поддержке и любви. Любое насилие — в своем корне и источнике это неспособности признаться в том, что я нуждаюсь в поддержке и любви. Ок. Кажется, мы вернулись к «перек бааводат аШем»…

***

И поэтому Тора — на самое деле это «признание в любви» Вс-вышнего еврейскому народу. «Возлюбил я вас, говорит Вс-вышний».

И поэтому известная сказка рабби Нахмана о том, как жених ищет свою невесту — скорее всего о том же самом, как Вс-вышний ищет, как разбудить свою «спящую красавицу» — еврейский народ.

И поэтому возвращение в Сион и создание Страны Израиля — это начало пробуждения и начало избавления.

***

И поэтому те, кто хочет остаться в галуте, и противится созданию этой страны, и всему что она олицетворяет — они просто хотят оставить Вс-вышнего в изгнании, и оставить народ Израиля в изгнании. Они боятся «интима» с Вс-вышним. Они предпочитают видеть в Нем грозного царя и строгого отца. Им страшно от мысли увидеть в Нем партнера, признающегося в любви своему народу — «пришел я в сад мой, сестра моя, невеста моя».

***

И поэтому Тора избавления — это Тора радости и Тора любви. И это есть «новая Тора от Меня выйдет» — Тора, полная радости и любви. И это Тора не только для евреев — это Тора для всего мира.

И кто несет эту Тору? — Еврейский народ, самый многострадальный народ в истории. И кто несет эту Тору внутри самого еврейского народа? — Баалей тшува вообще, и особенно те, на чью долю выпали трудности и страдания. В сущности, они избраны Б-гом (подобно тому, как весь народ избран Б-гом) для того, чтобы сообщить человечеству благую весть любви и милосердия…

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1734055776606962