Образ рабби Элазара бен Дурдая, который "выл пока душа его не покинула тело" не выходит из головы. Что Хазаль хотели нам сказать? Что "хороший баал тшува - мертвый баал тшува"?
В общем, это на самом деле так. "Тшува предшествовала миру" - так что весьма логично, что человек, который делает тшуву "как нужно" - это просто несовместимо с жизнью.
На самом деле все равно есть вопрос. Или подобие ответа. Поскольку тшува не только "предшествует миру" но также заповедь из Торы, а Тора называется "Торой жизни" - ясно, что цель тшувы все же - "не умирать по ней, но жить по ней"
Осталось только понять, как это сделать.
Некое подобие ответа. Основная "таава" (страсть) человека - это зрение. В Шма говорится "не идите... за своими глазами". Основное наслаждение человека - это видеть. Со стороны зрения сказано "не увидит меня человек и останется в живых". Отсюда ясно, что зрение - это скорее "рацо" в душе. То, что человек видит, выводит его из равновесия.
Как же прийти в душевное равновесие? В святом языке слова "озен" (ухо) и "изун" (равновесие) одного корня. По видимому, "тайна" душевного равновесия коренится в умении слушать, а не только видеть. (В свое время был урок у рава на эту тему по сефер Йецира)
У Моше, кстати, была та же проблема. Он стремился "видеть". Он хотел, чтобы весь Израиль "увидел" Б-га. По-видимому, у Вс-вышнего были другие планы. И основной еврейской молитвой стало "слушай, Израиль", а не "смотри Израиль". И Моше, олицетворяющие вИдение Б-га, так и не вошел в Святую землю. А Йеошуа, верный ученик, да, вошел сам и ввел туда весь народ.
***
Грех Древа познания в основном связан со зрением. А получение Торы - в основном связано со слухом. Рэга. Был как то шиур у Ифраха про то что зрение - это изначально проблемное чувство...
https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1704589986220208