Сломанные сосуды

Когда то у меня дома была книжка рава Ашлага "акдамот" ("предисловия"). Я честно пытался читать, почти ничего не понял, да и не очень было "мое". Однако одна фраза врезалась в память, и на мой взгляд, это ключ к пониманию очень многих вещей.

Фраза была такая: "кли (сосуд) - это желание получить". Конец цитаты.

Что мне это говорит?

Вс-вышний создал этот мир, чтобы ему было кому раскрыть свое милосердие. Но как можно раскрыть любовь и милосердие к тому, кто в этом не нуждается? Ответ: собственно, никак.

Он, этот сотворенный мир, и сотворенный в нем человек, полны сознания собственной значимости и собственной ценности. И они "не нуждаются в этой гипотезе" существования некоей мифической "высшей силы"

Хотя Мидраш говорит, что только что сотворенный человек призвал всех поклониться Создателю - "пойдемте, поклонимся и падем ниц" - но это, так сказать, издалека. Тут нет никакого намека на интимную близость.

Что же делать? - Есть только один выход - сломать...

Как выражается рав Гинзбург, "правильно сломать".

И тогда на сцене появляется Нахаш (гиматрия "мошиах") - "ломающий" всю первоначальную идиллию мироздания.

И тогда Вс-вышний, наконец, способен начать диалог с человеком: "аека" - где ты?

***

В этом смысле грех и раскаяние - это по большому счету, лишь повод для диалога и раскрытия Б-жественного милосердия.

Кажется, царь Давид это очень хорошо понимал, поэтому он говорит "Б-же, пощади меня, излечи душу мою, ибо я согрешил перед тобой" (Теилим 51). Кающийся грешник создает "кли" (сосуд) для Б-жественного милосердия.

Может быть, поэтому Зоар говорит, что "Вс-вышний пользуется разбитыми сосудами"? Потому что разбитое сердце кающегося грешника (классическое зогарическое "плач в сердце моем с одной стороны, и радость с другой) более других нуждается в милосердии, и более других способно, таким образом, раскрыть Б-жественное милосердие в мире.

Поэтому "Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы". Ибо только тшува способна привлечь в мир и раскрыть в мире "13 мер милосердия". По-видимому, в основном, тшува из любви, как обьясняется в Тании Игерет а-тшува гл. 7-8

***

Собственно, есть еще один "путь", по которому Б-жественное милосердие раскрывается в мире. И это то, что говорит стих "кого Б-г любит, он испытывает"

По большому счету, все испытания человека преследуют лишь одну цель - сделать его сосудом для раскрытия Б-жественного милосердия и Б-жественной любви.

Возможно, кому то это покажется кощунственным, но раскрытие хасидизма стало возможным лишь после погромов Хмельницкого, да сотрется имя его и память о нем

А создание Страны Израиля и собирание изгнанников началось только после Катастрофы. Поэтому когда у меня спрашивают, считаю ли я что Страна Израиля это "начало избавления"? Я отвечаю: Да. Потому что я помню, что этому предшествовало.

***

Так что же нам остается, если мы хотим привлечь Б-жественное милосердие в мир? Или грешить, или проходить через испытания?- Кажется, есть еще один вариант. Учить каббалу и хасидут. Недаром рабби Нахман говорит что "каббала имеет то же числовое значение что и "ниуф"" (можно я не буду переводить?). Ибо смысл каббалы - это раскрытие Б-жественной любви в этом мире. На языке каббалы и хасидизма Вс-вышний "признается в любви" к созданному им миру. И пробуждает в мире ответную любовь к Нему.

Есть еще один вариант. "Любовь к ближнему - это аналог и сосуд любви к Вс-вышнему. Любовь к ближнему, единство хасидим - это то, что способно привести Мошиаха и избавление еврейскому народу и всему миру.

***

...И поэтому человек приходит в этот мир абсолютно беспомощным и абсолютно нуждающимся. Наверное, потому, что Вс-вышний хочет научить его, хочет преподать ему самый важный урок - можно быть беспомощным. Можно быть нуждающимся (прежде всего, конечно нуждающимся в материнской любви). И у этого новорожденного ребенка есть гениальная способность - кричать об этой своей беспомощности и нуждаемости. И у него есть вера, что есть тот, кто услышит и прийдет ему на помощь. Собственно это - основа всего.

***

А потом... Потом ребенок растет. И усваивает, что кричать о своей беспомощности, слабости и нуждаемости глупо и бесполезно (особенно если это ребенок из России). Что свою слабость и нуждаемость следует скрывать как можно тщательнее под разного рода масками.

***

И потом... Если Вс-вышний хочет, он разбивает эту маску. И тогда человек снова становится способен кричать, как это делает Давид-амелех: "Я сказал: Б-же, сжалуйся надо мной, излечи душу мою, ибо я согрешил пред тобой..."

***

И скорее всего поэтому основное в Служении - как выразился рав в одном старом шиуре, "убить гаава (высокомерие) без того, чтобы убить человека". Ибо гаава - это то, что отделяет меня от других людей, и отделяет меня от Вс-вышнего, и не позволяет мне просить помощи от других людей, и не позволяет мне признаться в том, что я нуждаюсь в их поддержке и любви. Любое насилие - в своем корне и источнике это неспособности признаться в том, что я нуждаюсь в поддержке и любви. Ок. Кажется, мы вернулись к "перек бааводат аШем"...

***

И поэтому Тора - на самое деле это "признание в любви" Вс-вышнего еврейскому народу. "Возлюбил я вас, говорит Вс-вышний".

И поэтому известная сказка рабби Нахмана о том, как жених ищет свою невесту - скорее всего о том же самом, как Вс-вышний ищет, как разбудить свою "спящую красавицу" - еврейский народ.

И поэтому возвращение в Сион и создание Страны Израиля - это начало пробуждения и начало избавления.

***

И поэтому те, кто хочет остаться в галуте, и противится созданию этой страны, и всему что она олицетворяет - они просто хотят оставить Вс-вышнего в изгнании, и оставить народ Израиля в изгнании. Они боятся "интима" с Вс-вышним. Они предпочитают видеть в Нем грозного царя и строгого отца. Им страшно от мысли увидеть в Нем партнера, признающегося в любви своему народу - "пришел я в сад мой, сестра моя, невеста моя".

***

И поэтому Тора избавления - это Тора радости и Тора любви. И это есть "новая Тора от Меня выйдет" - Тора, полная радости и любви. И это Тора не только для евреев - это Тора для всего мира.

И кто несет эту Тору? - Еврейский народ, самый многострадальный народ в истории. И кто несет эту Тору внутри самого еврейского народа? - Баалей тшува вообще, и особенно те, на чью долю выпали трудности и страдания. В сущности, они избраны Б-гом (подобно тому, как весь народ избран Б-гом) для того, чтобы сообщить человечеству благую весть любви и милосердия...

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1734055776606962

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру