Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Глава 4 (3)

С Б-жьей помощью


Комментарии:   Шиурим  Пниней Тания  Маскиль леЭйсон  Биурим баТания  Все  Без комментариев 

Текст:   Иврит  Иврит и транслит  Иврит, транслит и перевод
Транслит и перевод  Иврит и перевод  Перевод  Транслит  Не отображать текст

Перевод терминов:   Показывать  Не показывать 

כי שם הוי’ מורה על פנימי’ החיות שהיא למעלה מעלה מבחי’ האותיות.
ки шейм Гавайе мойрэ ал пнимиюс hахайус, шеhи лемаало маало мибхинас hоойсийойс.
Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.
וביאור הענין
увиур hоиньон
Объясняется это,
какой аспект есть в душе, в котором видно, что она — часть от имени Гавайе — т.е., что те аспекты и идеи, которые есть в имени Гавайе, есть также в этой «части» — в душе?
Алтер Ребе объясняет далее, что в имени Гавайе заключены десять сфиройс , и параллельно есть в душе десять сил, которые подобны десяти сфиройс:
כנודע ממאמר אליהו
ке-нойда ми»маамар Элийоhу»
как известно, в соответствии с тем, что сказал [пророк] Элиягу[Тикуней Зогар]:
в «Посах Элийоhу», в предисловии Тикуней Зогар:
אנת הוא דאפיקת
ант hу дэапикас
«Ты произвел
Ты вывел, эманировал
עשר תיקונין
асар тикунин
десять тикуним [одеяний],
десять украшений
וקרינן להון
векоринан леhойн
которые мы называем
и называют их
עשר ספירן
асар сфирон
сфирот,
десять сфиройс,
לאנהגא בהון עלמין סתימין וכו’.
леанhого веhойн олмин ссимин ве-хулей
чтобы управлять через них скрытыми мирами…[1].
чтобы управлять с их помощью скрытыми мирами, которые не раскрываются, и раскрытыми мирами и т.д.
אנת חכים ולא בחכמה ידיעא
ант хаким велой бехохмо йедио
Ты мудр, но непостижимой мудростью.
Ты мудр, ты обладаешь качеством хохмо , но это не хохмо (мудрость), известная творениям
אנת מבין ולא בבינה ידיעא וכו’.
ант мейвин, велой бевино йедио ве-хулей
Ты понимаешь, но непостижимым пониманием и т. д.».
ты постигаешь, у Тебя есть сила бино (постижения), но это не бино, известная творениям, и так далее, все десять сфиройс,
וכל הי’ ספירות נכללות ונרמזות בשם הוי’ ב»ה.
ве-хол hайуд сфиройс нихлолойс венирмозойс бешейм Гавайе борух hу,
И все десять сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе, благословен Он.
כי היו»ד
ки hайуд
Ибо буква «йод»,
имени Гавайе
שהיא בחי’ נקודה לבד
шеhи бхинас некудо левад
которая есть всего лишь точка,
буква йуд состоит из одной точки, без распространения в длину и в ширину,
מרמזת לחכמתו ית’
мерамезес лехохмосой йисборах
указывает на мудрость Его, благословенного,
сфира хохмо,
שהיא
шеhи
которая
аспект и сфира хохмо, это
בבחי’ העלם והסתר קודם
бхинас hээлем веhестер, койдем
не явную и утаенную до того, как
перед тем, как
שבאה לבחי’ התפשטות וגילוי ההשגה וההבנה
шебоо ливхинас hиспаштус вегилуй hаhасого веhаhавоно
она достигает [уровня] распространения и раскрытия постижения и понимания
(והקוץ שעל היו»ד רומז לבחי’ רצון העליון ב»ה
(веhакойц шеал hайуд, роймейз ливхинас роцойн hоэлйойн борух hу
(а острие вверху буквы «йод» указывает на высшее желание Его, благословен Он,
— аспект кесер
שלמעלה מעלה ממדרגת בחי’ חכמה עילאה כנודע).
шелемаало маало мибхинас хохмо илоо, ке-нойда)
которое несравнимо выше категории высшей мудрости, как известно).
ואחר שבאה לבחי’ התפשטות וגילוי ההשגה וההבנה לעלמין סתימין
веахар шебоо ливхинас hиспаштус ве-гилуй hаhасого веhаhавоно леолмин ссимин
И когда эта точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения и понимания в скрытых мирах,
— в сокрытых мирах — когда она на такой ступени, что сокрытые миры могут «постичь» ее в понимании и постижении, что это есть ступень и сфира бина
נכללת ונרמזת
нихлелес венирмезес
она включена и подразумеваема
аспект и сфира бина
באות ה»א
беойс hей
в букве «hей»,
имени Гавайе
שיש לה
шейеш ло
в которой есть
у буквы hей
בחי’ התפשטות לרוחב המורה ומרמז על הרחבת הביאור וההבנה
бхинас hиспаштус леройхав, hамойрэ умерамейз ал hарховас hабиур веhаhавоно
распространение вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение и понимание,
идея «бино»,
וגם לאורך
вегам леойрех
а также и распространение в длину,
у буквы hей есть протяженность также в длину
המורה על בחי’ ההמשכה וההשפעה מלמעלה למטה לעלמין סתימין.
hамойрэ ал бхинас hаhамшохо веhаhашпоо милмаало лемато леолмин ссимин
указывающее на проистечение и влияние сверху вниз — в скрытых мирах.
в сокрытые миры — что в них притягивается и опускается hамшохо из сфиры бина , чтобы было у них понимание и постижение в Б-жественности.
ואח»כ כשנמשכת המשכה והשפעה זו יותר למטה לעלמין דאתגליין.
веахар ках, кешенимшехо hамшохо веhашпоо зу йойсейр лемато, леолмин дэисгальон,
Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже — в открытых мирах,
в раскрытые миры
וכמו
ухмой
что можно сравнить
например
האדם שרוצה לגלות חכמתו לאחרים ע»י דיבורו עד»מ.
hоодом шеройце легалойс хохмосой леахейрим, ал йедей дибурой дерех мошол
с речью человека, желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи.
נכללת ונרמזת המשכה זו באותיות ו»ה.
нихлелес венирмезес hамшохо зу беойсийойс вов-hей
Это проистечение включается и подразумевается в [конечных] буквах [имени Гавайе] «вав» и «гей».
имени Гавайе
כי הוי»ו מורה על ההמשכה מלמעלה למטה.
ки hавов мойрэ ал hаhамшохо милмаало лемато
Буква «вав» [вертикальная линия] указывает на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз.
в форме буквы вов на письме, линия сверху вниз
וגם
вегам
Оно также
есть еще одно соображение, почему это имеет отношение к букве вов, ибо
המשכה זו
hамшохо зу
продолжается
притяжение в «олмин дэисгальон «,
היא ע»י מדת חסדו וטובו
hи ал йедей мидас хасдой ветувой
вниз при участии атрибутов благости и доброты
Вс-вышнего
ושאר מדותיו הקדושות הנכללות בדרך כלל במספר שש
вешъар мидойсов hа-кдойшойс, hанихлолойс бедерех клал бемиспар шейш
и других Его святых атрибутов, которые в общем перечислены в шести
числовое значение буквы вов
שבפסוק לך ה’ הגדולה וכו’ עד לך ה’ הממלכה וכו’ ולא עד בכלל.
шебепосук «лехо Гавайе hагдуло» ве-гоймер, ад «лехо Гавайе hамамлохо» велой ад би-хлал
[категориях, упомянутых] во фразе: «Твои, Всевышний, величие и т. д.» до «Твое, Всевышний, владычество и т. д.»[Диврей гаямим Алеф 29:11], но не включительно,
аспект «лехо Гавайе hамамлохо » не включается в шесть мидойс ,
כי מדת מלכותו ית’ נק’ בשם דבר ה’
ки мидас малхусой Йисборах никрейс бешейм «двар Гашем»
так как атрибут Малхут [царство Его], благословен Он, называется «словом Всевышнего»,
— аспект дибур , а не мидо, как остальные мидойс
כמ»ש באשר דבר מלך שלטון
кмой шекосув, «баашер двар мелех шилтойн»
как написано: «Ибо слово Короля — владычество»[Когелет, 8:4].
и также, аспект малхус Свыше — это аспект дибур,
ונכללת ונרמזת
венихлелес венирмезес
Атрибут Малхут включается и подразумевается
аспект малхус
באות ה»א אחרונה של שם הוי’.
беойс hей ахаройно шел шейм Гавайе
в последней букве «\гей» имени Гавайе.
Каким образом буква hей указывает на аспект малхус?
כי פנימי’ ומקור הדיבור הוא ההבל העולה מן הלב ומתחלק לה’ מוצאות הפה אחה»ע מהגרון וכו’.
ки пнимиюс умокойр hадибур hу hаhевел hо-ойлэ мин hалейв, умисхалейк леhей мойцоойс hапэ, алеф, хес, hей, аин мейhагоройн ве-хулей
Ибо внутренняя часть и источник речи — дыхание, поднимающееся из сердца и разделяющееся на пять путей произношения -буквы «алеф», «гей», «хет», «айн», [исходящие] из гортани, и т. д.
таким образом, пнимиюс дибур — это аспект hевел
וגם הברת הה»א היא בחי’ הבל לבד
вегам hаворас hаhей hи бхинас hевел левад
А буква «hей» произносится только дыханием,
כמ»ש אתא קלילא דלית בה מששא.
ухмой шекосув «осо клило шеэйн бо мшошо»
как написано: «Легкая несущественная буква»[«Акдамут»].
«легкая» буква, которую невозможно ощутить, это только дыхание. Поэтому буква hей указывает на аспект малхус и дибур , ибо его внутреннее содержание — это аспект hевел
ואף שאין לו דמות הגוף ח»ו.
веаф шеэйн лой
И хотя Он не имеет
у Вс-вышнего
ואף שאין לו דמות הגוף ח»ו.
дмус hа-гуф хас ве-шолом
телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное,
как же тогда возможно относить к Вс-вышнему различие между буквами ощутимыми и неощутимыми?
אך דברה תורה כלשון בני אדם.
ах дибро Тойро килшойн бней одом
Тора говорит языком людей.
Поскольку в человеке существует такое различие, поэтому также Свыше указывают этот аспект, ибо, в духовности есть также Свыше различие между буквой hей и остальными буквами
בשגם
бешагам
ибо также
и также есть еще одно объяснение, почему применяется этот пример — хотя нет у Него подобия тела, не дай Б-г
שגם דבר ה’
шегам двар Гашем
В слове Всевышнего также
состоит, как если бы
כ»ב אותיות המתחלקות לה’ חלקי המוצאות
коф бейс ойсийойс, hамисхалкойс леhей хелкей hамойцоойс,
двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей по произношению,
из них происходят буквы внизу
ובהן נברא כל היצור
увоhейн нивро кол hайецур
и ими создано все сущее
все творения
(וכמ»ש בלק»א
(ухмой шекосув бе-ликутей аморим
(как сказано в книге «Тания»,
книга Тания
ח»ב
хелек бейс
часть 2,
Шаар hа-йихуд ве-hо-эмуно
פי»א ביאור ענין אותיות אלו).
перек йуд алеф биур иньон ойсийойс эйлу).
глава 11, где объясняется, что такое эти буквы).
Так или иначе, Алтер Ребе объяснил здесь, каким образом все сфиройс включаются и на них есть указание в имени Гавайе. Далее он объяснит, каким образом также в душе, леhавдил , которая есть часть имени Гавайе, есть десять аспектов и сил, идея которых подобна десяти сфирот.



[1] Скрытые миры — миры, находящиеся в полном единении со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него существованием. Существование открытых миров кажется самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква «йод» и первая буква «гей» в имени Гавайе указывают на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли, эти буквы относимы к «скрытым мирам». Буква «йод» и последняя буква «гей» — распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью и относимы к «открытым мирам». (Шамир).