Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 9

Игерес а-тшуво гл. 9

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

И объясняется это согласно сказанному в книге "Зогар" и в "Тикуним" и еще в нескольких местах. Бина[1] — это верхнее покаяние, а "мать сидит на птенцах и т. д."[2]. Это значит, что когда человек размышляет о величии Всевышнего очень углубленно и порождает духом понимания своего глубоко укорененные в душе интеллектуальные любовь и страх, как написано: "И ты будешь любить Всевышнего, Б-га твоего", ибо "Он — твоя жизнь и т. д."[3], и не довольствуется лишь естественной, скрытой [в глубине души] любовью[4] и т. д., а также страхом, и трепетом, и стеснением и т. д., как известно, — тогда это [состояние] называется "мать сидит на своих птенцах и т. д.". А ведь суть любви в единении духа с духом, как написано: "Он целует меня поцелуями уст Своих и т. д."[5], как известно. И об этом сказано: "И всей душой твоей"[6], то есть всеми частями души — разумом, эмоциями и их одеяниями: мыслью, речью и действием — так, чтобы все они соединились с Ним, благословенным. Эмоции — с Его, благословенного, эмоциональными атрибутами: "Как Он милосерден и т. д."[7]; а разум — с Его, благословенного, разумом и мудростью, и это — познание Торы, ибо "Тора от мудрости исходит"[8]; а также и мысль — с Его, благословенного, мыслью; а речь — со словом Всевышнего, и это — Г алаха[9], как написано: "И Я вложу слова Мои в твои уста"[10], "И слова Мои, которые Я вложил в твои уста"[11]; а действие — помощь нуждающимся в ней, дабы оживить дух "находящихся низко"[12], как написано: "Ибо в шесть дней сделал Всевышний и т. д."[13]и как известно, в другом месте.

Это и есть приверженность духа к духу в совершенной близости и единении, когда оно порождается любовью и т. д. И так как нарушение союза испусканием семени впустую и, нет нужды добавлять, запрещенной физической близостью или другого рода физическим общением, запрещенным Торой или установлениями мудрецов (а установления мудрецов строже и т. д.[14]), наносится ущерб мозгу, потому и исправлением должно быть изучение Торы, ибо она проистекает от мудрости. И потому написано в "Тана дней Элиягу": "Человек совершил грех и заслужил смерть пред Всевышним. Что же он должен делать[15], чтобы жить? Если он имел обыкновение прочитывать одну страницу, пусть читает две; если он имел обыкновение изучать одну главу, пусть изучает две и т. д.". Наподобие разорванной веревки, которую снова завязывают так, чтобы на месте разрыва узел был дважды удвоен. Так и с "долей наследия Его и т. д.". И написано об этом: "Милосердием и истиной искупается грех и т. д."[16]. "Истина же — не что иное, как Тора, и т. д."[17]. Точно так же "грех дома Эли [не может быть искуплен] ни жертвой, ни приношением"[18]. Не может, но может быть искуплен изучением Торы и помощью нуждающимся, как сказано в конце первой главы трактата Рош-гаШана[19].

К главе девятой

[1]   См. Тания, часть 1, начало гл. 3, а также примечания, часть 1, гл. 13; часть 2, гл. 9.

[2]   Дварим, 22:6. Постижение, Бина, — мать, а эмоции, порождаемые познанием, — птенцы, на что намекает образ в приведенном стихе. Эмоции не заложены в человеке, а являются порождением его интеллектуальной деятельности.

[3]   Дварим, 30:20.

[4]   См. Тания, часть 1, гл. 44.

[5]   Шир гаширим, 1:2.

[6]   Дварим, 6:5: "И ты будешь любить Всевышнего, Б-га твоего, всем сердцем своим и всей душой своей".

[7]   Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1; Вавилонский Талмуд, Сота, 14а, Шабат, 1336; Рамбам, Миншэ Тора, Законы о верованиях, 1:5,6.

[8]   Зогар, часть 2, стр. 85а.

[9]   Ср. Шабат, 1386.

[10]   Йешаягу, 51:16.

[11]   Йешаягу, 59:12.

[12]   Йешаягу, 57:15.

[13]   Брейшит, 20:11.

[14]   Ср. Брахот, 46; Эйрувин, 226; Сангедрин, 886: "Установления мудрецов строже велений Торы". Подобно тому, как за ограбление банка не следует смертная казнь, но во время попытки проникнуть на его территорию стража имеет право застрелить нарушителя.

[15]   Вопрос странен: ясно, что нужно совершить покаяние. И почему спрашивается о заслуживающем смерти, разве в случае более легкого греха покаяние не необходимо? И что за покаяние прочесть на страницу больше? Кроме того, грешник, не совершающий покаяния и изучающий Тору, передает жизненную силу исполненной им заповеди стороне зла, "клипот". Из всего этого следует, что речь идет о уже совершившем покаяние, но так как нижнее покаяние в случае такого тяжкого греха не очищает полностью, необходимо изучение Торы с великой любовью к Творцу, а это — все-очищающее верхнее покаяние.

[16]   Мишлей, 16:6.

[17]   Ср. Брахот, 56.

[18]   Шмуэль 1,3:4.

[19]   Рош-гашана, 18а.

פרק ט

וביאור הענין כמ»ש בזוה»ק ותיקוני’ בכמה מקומות. דבינה איהי תשובה עילאה והאם רובצת על האפרוחים וכו’. דהיינו שע»י שמתבונן בגדולת ה’ בהעמקת הדעת ומוליד מרוח בינתו דו»ר שכליים ובטוב טעם ודעת כענין שנא’ לאהבה את ה’ אלקיך משום כי הוא חייך וכו’ ולא די לו באהבה טבעית המסותרת לבד וכו’. וכן ביראה ופחד או בושה וכו’ כנודע. אזי נקראת האם רובצת על האפרוחי’ וכו’. והנה עיקר האהבה היא אתדבקות רוחא ברוחא כמ»ש ישקני מנשיקות פיהו וכו’ כנודע. וע»ז נאמר ובכל נפשך שהם הם כל חלקי הנפש שכל ומדות ולבושיהם מחשבה דיבור ומעשה לדבקה כולן בו ית’ דהיינו המדות במדותיו ית’ מה הוא רחום וכו’. והשכל בשכלו וחכמתו ית’ הוא עיון התורה דאורייתא מחכמה נפקא. וכן המחשבה במחשבתו ית’ והדיבור בדבר ה’ זו הלכה וכמ»ש ואשים דברי בפיך ודברי אשר שמתי בפיך. והמעשה הוא מעשה הצדקה להחיות רוח שפלים כמ»ש כי ששת ימים עשה ה’ וכו’ כנודע במ»א. וזו היא אתדבקות דרוחא ברוחא בתכלית הדביקות והיחוד כשהיא מחמת אהבה וכו’. ולפי שפגם הברית בהוצאת ז»ל ואצ»ל בעריות או שאר איסורי ביאה דאורייתא או דרבנן (כי חמורים ד»ס וכו'( פוגם במוח לכן תיקונו הוא דיתעסק באורייתא דמחכמה נפקא. וז»ש בתנא דבי אליהו אדם עבר עבירה ונתחייב מיתה למקום מה יעשה ויחיה אם היה רגיל לקרות דף אחד יקרא ב’ דפים לשנות פרק א’ ישנה ב’ פרקים וכו’. והיינו כמשל חבל הנפסק וחוזר וקושרו שבמקום הקשר הוא כפול ומכופל. וככה הוא בחבל נחלתו וכו’. וזש»ה בחסד ואמת יכופר עון וכו’ ואין אמת אלא תורה וכו’. ועון בית עלי בזבח ומנחה הוא דאינו מתכפר אבל מתכפר בתורה וגמ»ח כדאי’ בספ»ק דר»ה: