Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 2

Игерес а-тшуво гл. 2

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ВТОРАЯ

Все это сказано об искуплении и о прощении греха — после полного покаяния человеку совсем прощается, что он нарушил веление Короля. И не напоминают ему этого даже частично в день [Небесного] Суда, и не наказывают его за это, да сохранит Всевышний, в мире грядущем, и он совершенно в том мире не судим. И все же для того, чтобы стать угодным Всевышнему и принятым и любимым Им, благословенным, как прежде, до совершения греха, и доставлять Творцу удовольствие своим служением, человек должен был [в прежние времена] совершить жертвоприношение "ола"[1] даже за легкое нарушение позитивной заповеди, за которое не полагается наказание "карет" и смертная казнь по решению суда. Наши мудрецы, благословенной памяти, так объяснили в [книге] "Торат коганим" слова Торы: "И будет она [жертва] принята благосклонно во искупление его"[2], и в Гмаре, в 1-й главе трактата Звахим, сказано, что жертвоприношение "ола" — искупление [за нарушение] позитивных заповедей и дар [Всевышнему] после того, как [человек] совершил покаяние и наказание ему прощено. Это так, как если бы кто-то провинился перед королем и [затем] умиротворил его через посредника, и король его простил. А затем он посылает дар и приношение, чтобы [король] позволил ему предстать перед собою. (Выражение "искупает", а также сказанное в Торе: "И будет она принята благосклонно во искупление его" имеет в виду не искупление души, но искупление пред Всевышним, чтобы доставлять удовольствие Творцу, как об этом сказано в Гмаре и как это следует из слов: "Да будет [жертва] без порока, дабы была она принята благосклонно"[3].)

А теперь, когда у нас нет жертвоприношений, дабы снискать расположение Всевышнего, пост заменяет жертвы, как сказано в Гмаре: "Да будет потеря жира и крови моей, как будто я совершил пред Тобою жертвоприношение и т. д."[4]. И поэтому мы видим [в Гмаре], что некоторые танаим и амораим [законоучители Талмуда] за легкий грех совершали многочисленные посты. Как раби Эльазар бен Азарья, который разрешал выпускать в субботу корову с ремнями на рогах, а [другие] мудрецы запрещали; и однажды выпустила таким образом его соседка корову, и раби Эльазар ничего ей не сказал. И почернели зубы его от постов, [совершенных им] за то, что он не последовал мнению товарищей. Так же и раби Йегошуа, который сказал: "Мне стыдно ваших слов, ученики Шамая", — и почернели зубы его от постов. А у раби Гуны однажды перевернулся ремень тфилин, и он постился сорок дней. И много еще таких примеров. На этом основании раби Ицхак Лурия, да будет благословенна его память, учил своих учеников, согласно истинной мудрости[5], сколько постов нужно совершать за определенные грехи и прегрешения, даже если за них не следует ни наказание "карет", ни смерть, посылаемая небом, например за гнев — сто пятьдесят один пост и т. д. И даже за нарушение запрета мудрецов, например за [нарушение запрета] стам йенам [вино неевреев, не предназначенное для ритуальных возлияний], — семьдесят три поста и т. д., за неисполнение позитивного предписания мудрецов, например молитвы, — шестьдесят один пост и т. д. Вообще смысл поста в том, что он — великое средство для раскрытия высшего желания Его, да будет Он благословен, как и жертвоприношение, о котором написано: "Благовоние, приятное Всевышнему"[6]. А в [книге] Йешаягу написано: "Его ты назовешь постом и днем благоволения Всевышнего"[7]. Значит, пост, благосклонно принятый, — это "день благоволения".

К главе второй

[1]   Ваикра, 1:3.

[2]   Ваикра, 1:4.

[3]   Ваикра, 22:21:

[4]   Брахот, 17а.

[5]   Имеется в виду тайная, внутренняя часть Торы — Кабала.

[6]   Ваикра, 1:13.

[7]   Йешаягу, 58:5.

פרק ב

אך כל זה לענין כפרה ומחילת העון שנמחל לו לגמרי מה שעבר על מצות המלך כשעשה תשובה שלימה ואין מזכירין לו דבר וחצי דבר ביום הדין לענשו ע»ז ח»ו בעוה»ב ונפטר לגמרי מן הדין בעוה»ב. אמנם שיהי’ לרצון לפני ה’ ומרוצה וחביב לפניו ית’ כקודם החטא להיות נחת רוח לקונו מעבודתו. היה צריך להביא קרבן עולה אפי’ על מ»ע קלה שאין בה כרת ומיתת ב»ד כמו שדרשו רז»ל בת»כ ע»פ ונרצה לו וכדאיתא בגמ’ פ»ק דזבחים דעולה מכפרת על מ»ע והיא דורון לאחר שעשה תשובה ונמחל לו העונש. וכאדם שסרח במלך ופייסו ע»י פרקליטין ומחל לו. אעפ»כ שולח דורון ומנחה לפניו שיתרצה לו לראות פני המלך (ולשון מכפרת וכן מ»ש בתורה ונרצה לו לכפר עליו אין זו כפרת נפשו אלא לכפר לפני ה’ להיות נחת רוח לקונו כדאי’ שם בגמ’ וכמ»ש תמים יהי’ לרצון(. ועכשיו שאין לנו קרבן להפיק רצון מה’ התענית הוא במקום קרבן כמ»ש בגמרא שיהא מיעוט חלבי ודמי שנתמעט כאלו הקרבתי לפניך וכו’. ולכן מצינו בכמה תנאים ואמוראי’ שעל דבר קל היו מתענים תעניות הרבה מאד כמו ראב»ע שהי’ מתיר שתהא פרה יוצאה ברצועה שבין קרניה בשבת וחכמים אוסרי’ ופ»א יצאה כן פרתו של שכנתו ולא מיחה בה והושחרו שיניו מפני הצומות על שלא קיים דברי חביריו. וכן ר’ יהושע שאמר בושני מדבריכם ב»ש והושחרו שיניו מפני הצומות. ורב הונא פעם אחת נתהפכה לו רצועה של תפילין והתענה מ’ צומות. וכהנה רבות. ועל יסוד זה לימד האריז»ל לתלמידיו עפ»י חכמת האמת מספר הצומות לכמה עונות וחטאים אף שאין בהן כרת ולא מיתה בידי שמים כמו על הכעס קנ»א תעניות וכו’. ואפי’ על איסור דרבנן כמו סתם יינם יתענה ע»ג תעניות וכו’ וכן על ביטול מ»ע דרבנן כמו תפלה יתענה ס»א תעניות וכו’ ודרך כלל סוד התענית היא סגולה נפלאה להתגלות רצון העליון ב»ה כמו הקרבן שנא’ בו ריח ניחוח לה’. וכמ»ש בישעי’ הלזה תקרא צום ויום רצון לה’ מכלל שהצום הנרצה הוא יום רצון: