Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 7

Игерес а-тшуво гл. 7

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Но в подлинном и прямом пути к нижнему покаянию [возвращению] буквы "гей", как уже говорилось, — два основных аспекта. Один из них — пробуждать в себе высшее сочувствие из источника милосердия по отношению к духу своему [нешама] и к своей Б-жественной душе [нефеш], которая "пала с высокой крыши" — подлинной жизни, благословен Он, — "в глубокую яму", — и это чертоги нечистоты и стороны "ситра ахра", [а также] и по отношению к ее [души] источнику в источнике жизни, а это имя Гавайе, благословен Он, и как написано: "И возвратится ко Всевышнему, и Он смилостивится над ним"[1]. То есть сожалеть о воздействии имени Гавайе, благословен Он, которое спустилось со ступени на ступень и снизошло в нечистые чертоги стороны "ситра ахра", дабы оживить их через действия человека, и его з^хищрения, и его дурные мысли, как написано: "Царь, плененный в потоках"[2] — в потоках [мысли] мозга и т. д., и это изгнание Шхины, как было сказано выше. Этому способствует время совершения "Тикун хацот"[3], как сказано в сидуре, смотри там в замечании подробное объяснение. И написано: "Упал венец глав наших, горе нам, ибо мы согрешили"[4]. И поэтому в книге "Пиркей гейхалот" Всевышний назван "униженным Королем", как пишет раби Моше Кордоверо, благословенной памяти, ибо нет более глубокого оскорбления. А особенно когда человек мыслящий углубляется в размышление о величии Эйн Софа, благословен Он, наполняющего все миры и окружающего все миры, — [если размышляет об этом] каждый в меру своего разума и понятия, он испытывает от этого великую, великую горечь.

Другой [элемент этого пути] — растоптать и покорить [категорию] "клипа" и "ситра ахра", вся витальность которой есть лишь грубость и самовознесение, как написано: "Если вознесешься, как орел и т. д."[5]. Растоптать и покорить [принизить ее] вплоть до самого праха, и это смерть ее и уничтожение. А [делается это] именно "сердцем разбитым и угнетенным", когда "низкий ему отвратителен и т. д."[6], и как комментирует книга "Зогар" слова "жертвы Всевышнему сокрушенный дух, сокрушенное и угнетенное сердце и т. д."[7] — ибо животных приносят в жертву имени Га-вайе, которое есть атрибут милосердия. Имени же Элоким — атрибут суда — не приносят в жертву животных, но [необходимо] сломить и уничтожить дух нечистоты и стороны "ситра ахра", и это — сокрушенный дух. Как же можно сломить дух стороны "ситра ахра"? Разбитым и угнетенным сердцем. В нашем поколении [это возможно] лишь в малой мере путем умерщвлений плоти и постов. У нас нет сил много поститься, как [это делал] царь Давид. Наши мудрецы пояснили [его] слова[8]: "И сердце пусто во мне"[9] — он умертвил его постом[10].

Но основное в покорении сердца, в доведении его до " состояния сломленного и уничтоженного, и в уничтожении духа нечистоты и стороны "ситра ахра" -быть "умельцем отчета"[11] всей глубиной своей мысли. Один час днем или ночью перед совершением "Тикун хацот" [человек должен] углубляться своим познанием и пониманием в размышление о том, как своими грехами он стал причиной изгнания Шхины, как говорилось выше, а также того, что его дух [нешама] и Б-жест-венная душа [нефеш] оказались оторванными от [Источника] подлинной жизни, благословен Он, и низведены в место нечистоты и смерти, а это чертоги стороны "ситра ахра", и стала душа колесницей для них[12], дабы получать от них для своего тела изобилие и жизненную силу, как говорилось выше.

И сказали о том наши мудрецы: "Грешники при жизни называются мертвыми"[13], то есть жизнь их черпается из места смерти и нечистоты (а также написано: "Не мертвые восхвалят и т. д."[14], и это не подобно "смеющемуся над бедным"[15], да сохранит Всевышний, но здесь имеются в виду грешники, которые и при жизни называются мертвыми, так что их смущают посторонними мыслями[16], пока они в состоянии греха и не хотят совершать покаяние, как известно). И даже тот, кто не совершил ни греха, за который следует наказание "карет", ни также греха, за который следует смерть, посылаемая небом, — и это испускание семени впустую и тому подобное. Но остальные, легкие грехи, — так как они наносят ущерб в ступенях нешама и нефеш Б-жественной души, как в сравнении об отсечении и прерывании тонких веревочек, о чем говорилось выше, — при множестве [подобных] грехов ущерб все же может быть таким же, как при нарушениях запретов Торы, за которые следует наказание "карет" или смерть, и даже при повторении того же греха очень много раз.

Так пророк сравнил грехи с тучей, заслоняющей солнечный свет, как написано: "Я рассеял, как тучу, грехи твои"[17], — это тяжкие грехи, (отделяющие) внутреннюю часть воздействия имени Гавайе, благословен Он, от Б-жественной души, как густая и темная туча отделяет Солнце от Земли и живущих на ней, если обратиться к сравнению. "И, как облако, грехи твои"[18] -это легкие грехи, к которым человек относится пренебрежительно. Они разделяют, как легкое тонкое облако, если вернуться к языку сравнений. И, как в этом сравнении, если человек поместит в окне против солнечного света очень много тонких, легких перегородок, они затемнят так же, как одна толстая, и даже сильнее. Точно так же, как в этом сравнении, [происходит] и во всех грехах, которыми человек пренебрегает, и как говорится в известных словах наших мудрецов, что они [эти грехи] совершенно то же, что идолопоклонство, блуд и кровопролитие. Примером может служить грех, когда делают вид, что не замечают нуждающегося, — "Остерегайся, дабы не было в сердце твоем извращенного [блияаль] и т. д."[19], а это слово [бли-яаль] употребляется для указания на идолопоклонство и т. д.[20]. И если кто-либо рассказывает о другом дурное[21] — это злословие, равносильное идолопоклонству, блуду и кровопролитию. И каждый, кто впадает в гнев[22], как бы поклоняется идолам, а также и тот, кто нагл[23]. И много еще подобных утверждений приводится в Гмаре. И изучение Торы равноценно всем [остальным заповедям], как сказали наши мудрецы[24]: "Простил Всевышний идолопоклонство и т. д."[25].

Поэтому предписание читать молитву "Шма" перед тем, как лечь спать, [включает также] принятие на себя четырех [форм] смертных кар, о которых решает суд[26], и т. д. Кроме того, согласно тайной части Торы, наносящему ущерб [на уровне] буквы "йод" [имени Га-вайе] как бы следует кара "скала"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "гей" как бы следует кара "срей-фа"; наносящему ущерб [на уровне] буквы "вав" как бы следует кара "герег"; а [на уровне] последней буквы "гей" — как бы следует кара "хенек"[27]. Тот, кто не исполняет заповеди о молитве "Шма", наносит ущерб [на уровне] буквы "йод", [не исполняющий заповеди] тфилин — [на уровне] буквы "гей", цицит — [на уровне] буквы "вав", а не исполняющий заповеди, обязывающий молиться. — [на уровне] буквы "гей" и т. д. Исходя из этого знающий может сделать вывод и в отношении остальных грехов и прегрешений, а небрежение изучением Торы равноценно [неисполнению] всех заповедей.

К главе седьмой

[1]   Йешаягу, 55:7.

[2]   Шир гаширим, 7:6. Эта фраза имеет несколько толкований, связанных с различными значениями слова регатим. Здесь — "бег", "движение". См. также Тания, часть 1, гл. 45.

[3]   Букв, "полуночное исправление". Плач о разрушении Храма, молитва и покаяние, совершаемые в полночь.

[4]   Эйха, 5:16.

[5]   Овадья, 1:4; Ирмеягу, 49:16.

[6]   Тегилим, 15:4. С отвращением ко всему недостойному в себе.

[7]   Тегилим, 51:19.

[8]   Брахот, 616.

[9]   Тегилим, 109:22.

[10]   Полностью уничтожил в нем зло. Ср. Тания, часть 1, гл. 1 и 13. 

[11]   Ср. Зогар, часть 3, стр. 178а.

[12]   Послушным орудием, подобным колеснице, несущей седока.

[13]   Брахот, 186.

[14]   Тегилим, 115:7.

[15]   Мишлей, 17:5. Если бы здесь имелись в виду умершие, это было бы насмешкой над тем, что они уже не могут исполнять заповеди. Но "мертвые" здесь — грешники.

[16]   Во время молитвы.

[17]   Йешаягу, 44:22.

[18]   Йешаягу, 44:22.

[19]   Дварим, 15:9.

[20]   Брахот, 316.

[21]   Ср. Шабат, 33; Бава батра, 1646; Арахин, 15.

[22]   Ср. Шабат, 1056; Авот, 2:10.

[23]   Сота, 46.

[24]   Пеа, 1.

[25]   "…но не простил пренебрежения к изучению Торы".

[26]   В отличие от смертных кар, посылаемых небом.

[27]   Четыре вида смертных кар за особо тяжелые грехи: забрасывание камнями, сожжение, убиение и удушение. Духовные последствия этих грехов параллельны и подобны физическому аспекту этих кар.

פרק ז

ואולם דרך האמת והישר לבחי’ תשובה תתאה ה»א תתאה הנ»ל הם ב’ דברים דרך כלל. הא’ הוא לעורר רחמים העליונים ממקור הרחמים על נשמתו ונפשו האלקי’ שנפלה מאיגרא רמה חיי החיים ב»ה לבירא עמיקתא הן היכלות הטומאה והסט»א. ועל מקורה במקור החיים הוא שם הוי’ ב»ה וכמ»ש וישוב אל הוי’ וירחמהו. פי’ לעורר רחמים על השפעת שם הוי’ ב»ה שנשתלשלה וירדה תוך היכלות הסט»א הטמאים להחיותם ע»י מעשה אנוש ותחבולותיו ומחשבותיו הרעות וכמ»ש מלך אסור ברהטים ברהיטי מוחא וכו’ היא בחי’ גלות השכינה כנ»ל. וזמן המסוגל לזה הוא בתיקון חצות כמ»ש בסידור בהערה עש»ב. וז»ש שם נפלה עטרת ראשינו אוי נא לנו כי חטאנו. ולכן נקרא הקדב»ה מלך עלוב בפרקי היכלות כמ»ש הרמ»ק ז»ל כי אין לך עלבון גדול מזה. ובפרט כאשר יתבונן המשכיל בגדולת א»ס ב»ה ממכ»ע וסכ»ע כל א’ וא’ לפי שיעור שכלו והבנתו יתמרמר ע»ז מאד מאד: והב’ לבטש ולהכניע הקליפה וסט»א אשר כל חיותה היא רק בחי’ גסות והגבהה כמ»ש אם תגביה כנשר וכו’. והביטוש וההכנעה עד עפר ממש זוהי מיתתה וביטולה. והיינו ע»י לב נשבר ונדכה ולהיות נבזה בעיניו נמאס וכו’. וכמ»ש בזוה»ק ע»פ זבחי אלקי’ רוח נשברה לב נשבר ונדכה וכו’. כי כל קרבן מן הבהמה הוא לשם הוי’ היא מדת הרחמים. אבל לשם אלקים היא מדת הדין אין מקריבין קרבן בהמה כ»א לשבר ולהעביר רוח הטומאה והסט»א וזהו רוח נשברה. והאיך נשברה רוח הסט»א. כשהלב נשבר ונדכה וכו’. והאיך נשבר הלב ונדכה. הנה מעט מזעיר הוא ע»י סיגופים ותעניות בדורותינו אלה שאין לנו כח להתענות הרבה כדוד המלך כמאמר רז»ל ע»פ ולבי חלל בקרבי שהרגו בתענית. אך עיקר הכנעת הלב להיות נשבר ונדכה והעברת רוח הטומאה וסט»א הוא להיות ממארי דחושבנא בעומק הדעת להעמיק דעתו ובינתו שעה אחת בכל יום או לילה לפני תיקון חצות להתבונן במה שפעל ועשה בחטאיו בחי’ גלות השכינה כנ»ל וגם ]גרם] לעקור נשמתו ונפשו האלקי’ מחיי החיים ב»ה והורידה למקום הטומאה והמות הן היכלות הסט»א ונעשית בבחי’ מרכבה אליהם לקבל מהם שפע וחיות להשפיע לגופו כנ»ל. וזהו שאמרו רז»ל רשעים בחייהם קרויים מתים כלומר שחייהם נמשכים ממקום המות והטומאה (וכן מ»ש לא המתים יהללו כו’ אינו כלועג לרש ח»ו אלא הכוונה על הרשעים שבחייהם קרויים מתים שמבלבלים אותם במחשבות זרות בעודם ברשעם ואינם חפיצים בתשובה כנודע(. ואף מי שלא עבר על עון כרת וגם לא על עון מיתה בידי שמים שהוא הוצאת ז»ל וכה»ג אלא שאר עבירות קלות. אעפ»כ מאחר שהן פוגמים בנשמה ונפש האלקית וכמשל פגימת ופסיקת חבלים דקים כנ»ל. הרי בריבוי החטאים יכול להיות פגם כמו בלאו אחד שיש בו כרת או מיתה. ואפי’ בכפילת חטא אחד פעמים רבות מאד. כמו שהמשיל הנביא החטאים לענן המאפיל אור השמש כמ»ש מחיתי כעב פשעיך הם עבירות חמורות [המבדילים] בין פנימית השפעת שם הוי’ ב»ה לנפש האלקית. כהבדלת ענן עב וחשוך המבדיל בין השמש לארץ ולדרים עליה עד»מ. וכענן חטאתיך הן עבירות קלות שאדם דש בעקביו המבדילים כהבדלת ענן קל וקלוש עד»מ. והנה כמו שבמשל הזה אם משים אדם נגד אור השמש בחלון מחיצות קלות וקלושות לרוב מאד הן מאפילות כמו מחיצה אחת עבה ויותר. וככה ממש הוא בנמשל בכל עונות שאדם דש בעקביו ומכ»ש המפורסמות מדברי רז»ל שהן ממש כע»ז וג»ע וש»ד. כמו העלמת עין מן הצדקה כמ»ש השמר לך פן יהי’ דבר עם לבבך בליעל כו’ ובליעל היא עע»א וכו’. והמספר בגנות חבירו היא לה»ר השקולה כע»ז וג»ע וש»ד וכל הכועס כאלו עע»ז וכן מי שיש בו גסות הרוח. וכהנה רבות בגמרא. ות»ת כנגד כולן כמארז»ל ויתר הקב»ה על ע»ז וכו’. ולכן סידרו בק»ש שעל המטה לקבל עליו ד’ מיתות ב»ד וכו’. מלבד שעפ»י הסוד כל הפוגם באות יו»ד של שם הוי’ כאילו נתחייב סקילה והפוגם באות ה»א כאילו נתחייב שריפה ובאות וי»ו כאילו נתחייב הרג ובאות ה»א אחרונה כאילו נתחייב חנק. והמבטל ק»ש פוגם באות יו»ד ותפילין באות ה»א וציצית באות וי»ו ותפלה באות ה»א וכו’. ומזה יכול המשכיל ללמוד לשאר עונות וחטאי’ וביטול תורה כנגד כולן: