Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 4

Игерес а-тшуво гл. 4

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Однако все, о чем говорилось, это завершение искупления и очищения души пред Всевышним после покаяния, как написано выше на основании цитаты из Гмары, 1-я глава трактата Звахим, — жертвоприношение "ола" [называется] даром лишь после того, как посредник умилостивил [Небесный Суд] и т. д. Но само начало [исполнения] заповеди покаяния и самое в ней основное — возвращение ко Всевышнему истинно и всем сердцем. Это требует более широкого и подробного объяснения. Начнем с того, что написано в священной книге "Зогар"[1], где объясняется слово тшува ["покаяние"] на основе тайной части Торы [Кабалы]. Покаяние это — глашу в гей [возвращение буквы "гей"]. Нижняя "гей" [в имени Гавайе] — это нижнее покаяние. Верхняя "гей" — верхнее покаяние. Написано также в нескольких местах в священной книге "Зогар", что покаяние не помогает[2] в том случае, если человек нарушает свой союз[3] и испускает семя впустую. Это весьма удивительно, потому что "нет ничего, что устояло бы перед покаянием, даже идолопоклонство и блуд и т. д."[4]. И книга "Рейшит хохма" объясняет, что в книге "Зогар" имеется в виду, что нижнее покаяние не помогает, но помогает верхнее и т. д.

Чтобы все это понять хотя бы отчасти, нужно рассмотреть сначала, как объясняется в Писании и в учении наших мудрецов, благословенной памяти, вопрос о наказании "карет" и о наказании, посылаемом небом.

Человек, совершивший грех, за который следует наказание "карет", действительно умирал не дожив до пятидесяти лет[5]. А если за его грех следовала смертная кара, посылаемая небом, он действительно умирал не дожив до шестидесяти лет, как пророк Хананья бен Азур, согласно сказанному в книге Ирмеягу[6]. (А иногда и наказание, посылаемое небом, осуществляется немедленно, как это было с Эром и Онаном.) Однако в каждом поколении было достаточно много людей, которым следовали наказание "карет" и смерть и которые, несмотря на это, прожили долгие дни (и годы) в свое удовольствие.

Это понятно, однако, в связи с написанным: "Ибо удел [хелек] Всевышнего Его народ и т. д."[7]. [Еврейский народ] — часть [хелек] имени Гавайе, благословен-Он, как написано: "И вдохнул в его ноздри душу жизни"[8]. [И написано также в книге "Зогар":] "Тот, кто с силой выдыхает воздух, изнутри выдыхает его и т. д.". Хотя нет у Него телесной формы[9], не дай Б-г нам подумать подобное, но Тора говорит языком людей. Есть, например, большой разрыв и различие в нижнем человеке[10] между дыханием, исходящим из уст речи, и тем, что. исходит при глубоком вздохе. В дыхание, выходящее при речи, облечена ничтожная доля силы и витальности, и это — внешняя часть живой души, что в нем. Но когда дыхание вырывается при выдохе из глубины, в него облечена сила и витальность глубоко внутренней части его живой души и т. д.

Точно так происходит и творение, хотя необходимо учесть бесконечную разницу при этом сравнении. Все небесное воинство и даже ангелы сотворены и получают жизнь и поддержание своего существования от внешней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, для оживления миров. Эта категория называется по аналогии "дыханием уст Его", как написано: "Дыханием уст Его [сотворены] все их [небес] воинства"[11]. И жизнетворность, облеченная в буквы Десяти речений (они же — сосуды и проистечения и т. д., как объясняется в книге "Тания", часть 2, глава 11).

[Разница в происхождении небесного воинства наверху и человеческой души огромна.] Душа человека сначала произошла от внутренней части жизнетворности и обилия, сообщаемых Эйн Софом, благословен Он, как написано: "И вдохнул и т. д."[12]. Но затем она спустилась в поступенном утаении также и через категорию букв в речении: "Сделаем человека и т. д."[13], чтобы облечься в тело в этом нижнем мире. И потому ангелы называются в Писании Элоким, как написано:

"Ибо Всевышний, ваш Б-г — есть Б-г ангелов [Эло-ким] и т. д."[14], "Восхвалите Б-га ангелов [Элоким] и т. д."[15], "И пришли ангелы [сыны Б-га — дней Элоким], чтобы предстать и т. д."[16], ибо они черпают свою жизненную силу от внешней категории, которая есть только буквы, и имя Элоким — внешнее по отношению к имени Гавайе, благословен Он. Но душа человека, которая [происходит] от внутренней части животворности, есть часть имени Гавайе, благословен Он. Ибо имя Гавайе указывает на внутреннюю часть животворности, которая несравнимо выше категории букв.

Объясняется это, как известно, в соответствии с тем, что сказал [пророк] Элиягу[17]: "Ты произвел десять тикуним [одеяний], которые мы называем сфирот, чтобы управлять через них скрытыми мирами…[18]. Ты мудр, но непостижимой мудростью. Ты понимаешь, но непостижимым пониманием и т. д.". И все десять сфирот включены и подразумеваемы в имени Гавайе, благословен Он. Ибо буква "йод", которая есть всего лишь точка, указывает на мудрость Его, благословенного, не явную и утаенную до того, как она достигает [уровня] распространения и раскрытия постижения и понимания (а острие вверху буквы "йод" указывает на высшее желание Его, благословен Он, которое несравнимо выше категории высшей мудрости, как известно). И когда эта точка достигает уровня распространения и раскрытия постижения и понимания в скрытых мирах, она включена и подразумеваема в букве "гей", в которой есть распространение вширь, указывающее и подразумевающее расширенное объяснение и понимание, а также и распространение в длину, указывающее на проистечение и влияние сверху вниз — в скрытых мирах. Далее это проистечение и влияние продолжается еще ниже — в открытых мирах, что можно сравнить с речью человека, желающего открыть другим свою мудрость с помощью речи. Это проистечение включается и подразумевается в [конечных] буквах [имени Гавайе] "вав" и "гей". Буква "вав" [вертикальная линия] указывает на продолжение [Б-жественного влияния] сверху вниз. Оно также продолжается вниз при участии атрибутов благости и доброты и других Его святых атрибутов, которые в общем перечислены в шести [категориях, упомянутых] во фразе: "Твои, Всевышний, величие и т. д." до "Твое, Всевышний, владычество и т. д."[19], но не включительно, так как атрибут Малхут [царство Его], благословен Он, называется "словом Всевышнего", как написано: "Ибо слово Короля — владычество"[20]. Атрибут Малхут включается и подразумевается в последней букве "гей" имени Гавайе. Ибо внутренняя часть и источник речи — дыхание, поднимающееся из сердца и разделяющееся на пять путей произношения -буквы "алеф", "гей", "хет", "айн", [исходящие] из гортани, и т. д. А буква "гей" произносится только дыханием, как написано: "Легкая несущественная буква"[21]. И хотя Он не имеет телесной формы, не дай Б-г нам подумать подобное, Тора говорит языком людей. В слове Всевышнего также двадцать две буквы, разделяющиеся на пять частей по произношению, и ими создано все сущее (как сказано в книге "Тания", часть 2, глава 11, где объясняется, что такое эти буквы). Точно так же, если говорить языком сравнения и принимать во внимание бесконечную разницу [между атрибутом Малхут и человеческой душой], и в душе человека — Б-жественной душе, которую "Он вдохнул изнутри Себя Самого", — есть категория скрытого разума, которая подразумевается в букве "йод". Он способен раскрыться, понять и постичь истинность Его, благословенного, и Его величие и т. д. — у каждого в меру его возможностей, широты ума и понимания. Когда же человек углубляется разумом и расширяет свое знание и понимание, размышляя о величии Его, благословенного, тогда его понимание подразумевается в букве "гей", в которой есть ширина, а также и длина, указывающие на привлечение сверху вниз, так что его понимание и его размышление о величии Всевышнего порождают в его мозгу и в тайниках его сердца любовь и страх [пред Всевышним] и их производные, а затем [эти чувства] открыто проявляются в сердце. И это дает начало истинному служению [Б-гу] с помощью занятий Торой и [исполнения] заповедей голосом и речью или действием — и это буквы "вав" и "гей" и т. д. И размышление, цель которого понять и постичь истинность и величие Его, благословенного, также проистекает от Торы, ибо "Тора от мудрости исходит", то есть от категории, [обозначаемой буквой] "йод" в имени Гавайе, и т. д.

К главе четвертой

[1]   Раая мегеймана, 122а.

[2]   Не имеется в виду, что покаяние совсем не помогает, ведь в конце гл. 1 уже было сказано, что наказание прощается сейчас же после нижнего покаяния, а завершение искупления — через страдания. Здесь имеется в виду, что само только покаяние недостаточно для полного искупления. Поэтому далее сказанное в книге 3oгар объясняется так: нижнее покаяние’ не дает полного искупления, но верхнее покаяние дает немедленное и полное искупление.

[3]   Ср. Сангедрин, 88а; Авот, 3:15.

[4]   Ср. Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1.

[5]   Моэд катан, 28а.

[6]   Ирмеягу, гл. 28.

[7]   Дварим, 32:9.

[8]   Брейшит, 2:7.

[9]   Ср. Рамбам, Мишнэ Тора, книга Мада, Законы основ Торы, 1.

[10]   У людей, живущих на земле.

[11]   Тегилим, 33:6.

[12]   "И вдохнул в его ноздри душу жизни".

[13]   Брейшит, 1:26.

[14]   Дварим, 10:17.

[15]   Тегилим, 136:2.

[16]   Ийов, 1:6.

[17]   Тикуней Зогар.

[18]   Скрытые миры — миры, находящиеся в полном единении со Всевышним, так что они не обладают отдельным от Него существованием. Существование открытых миров кажется самостоятельным, отдельным от сотворенного. Буква "йод" и первая буква "гей" в имени Гавайе указывают на категорию скрытого разума, единого с субъектом мысли, эти буквы относимы к "скрытым мирам". Буква "йод" и последняя буква "гей" — распространение и раскрытие мысли, они связаны с речью и относимы к "открытым мирам".

[19]   Диврей гаямим 1,29:11.

[20]   Когелет, 8:4.

[21]   "Акдамут".

פרק ד

ואולם כל הנ»ל הוא לגמר הכפרה ומירוק הנפש לה’ אחר התשובה כמ»ש לעיל מהגמ’ פ»ק דזבחים דעולה דורון היא לאחר שריצה הפרקליט וכו’. אמנם התחלת מצות התשובה ועיקרה לשוב עד ה’ באמת ובלב שלם. ההכרח לבאר היטב בהרחבת הביאור. בהקדים מ»ש בזוה»ק בביאור מלת תשובה ע»ד הסוד. תשוב ה’. ה’ תתאה תשובה תתאה. ה’ עילאה תשובה עילאה. וגם מ»ש בזוה»ק בקצת מקומות שאין תשובה מועלת לפוגם בריתו ומוציא ז»ל. והוא דבר תמוה מאד שאין לך דבר עומד בפני התשובה ואפי’ ע»ז וג»ע וכו’. ופי’ בר»ח שכונת הזהר שאין מועלת תשובה תתאה כ»א תשובה עילאה וכו’. הנה להבין זאת מעט מזעיר צריך להקדים מה שמבואר מהכתוב ומדברי רז»ל ענין הכרת ומיתה בידי שמים כשעבר עבירה שחייבי’ עלי’ כרת הי’ מת ממש קודם חמשים שנה. ובמיתה בידי שמים מת ממש קודם ששים שנה כחנניה בן עזור הנביא בירמי’ )ולפעמי’ גם במיתה בידי שמים נפרעין לאלתר כמו שמצינו בער ואונן( והרי נמצאו בכל דור כמה וכמה חייבי כריתות ומיתות והאריכו ימיהם (ושניהם( [ושנותיהם] בנעימים. אך הענין יובן עפ»י מ»ש כי חלק ה’ עמו וכו’ חלק משם הוי’ ב»ה כדכתיב ויפח באפיו נשמת חיים ומאן דנפח מתוכו נפח וכו’. ואף שאין לו דמות הגוף וכו’ ח»ו. אך דברה תורה כלשון בנ»א. כי כמו שיש הפרש והבדל גדול באדם התחתון עד»מ בין ההבל שיוצא מפיו בדיבורו להבל היוצא ע»י נפיחה. שביוצא בדיבורו מלובש בו כח וחיות מעט מזעיר והוא בחי’ חיצוניות מנפש החיה שבקרבו. אבל ביוצא בכח הנופח דמתוכו נפח מלובש בו כח וחיות פנימי’ מבחי’ הנפש החיה וכו’. ככה ממש עד»מ המבדיל הבדלות לאין קץ. יש הפרש עצום מאד למעלה בין כל צבא השמים ואפי’ המלאכי’ שנבראו מאין ליש וחיים וקיימי’ מבחי’ חיצוניות החיות והשפע שמשפיע א»ס ב»ה להחיות העולמות ובחי’ זו נקראת בשם רוח פיו עד»מ כמ»ש וברוח פיו כל צבאם והיא בחי’ חיות המלובשת באותיות שבעשרה מאמרות (שהן בחי’ כלים והמשכות וכו’ כמ»ש בלק»א ח»ב פי»א(. ובין נשמת האדם שנמשכה תחלה מבחי’ פנימי’ החיות והשפע שמשפיע א»ס ב»ה כמ»ש ויפח וכו’ ואח»כ ירדה בסתר המדרגה ג»כ ע»י בחי’ האותיות שבמאמר נעשה אדם וכו’ כדי להתלבש בגוף עוה»ז התחתון. ולכן נקראו המלאכי’ בשם אלקים בכתוב וכמ»ש כי ה’ אלקיכם אלקי האלקי’ כו’ הודו לאלקי האלקי’ כו’ ויבאו בני האלקי’ להתייצב כו’. לפי שיניקת חיותם היא מבחי’ חיצוניות שהיא בחי’ האותיות לבד ושם אלקים הוא בחי’ חיצוניות לגבי שם הוי’ ב»ה. אבל נשמת האדם שהיא מבחי’ פנימי’ החיות היא חלק שם הוי’ ב»ה. כי שם הוי’ מורה על פנימי’ החיות שהיא למעלה מעלה מבחי’ האותיות. וביאור הענין כנודע ממאמר אליהו אנת הוא דאפיקת עשר תיקונין וקרינן להון עשר ספירן לאנהגא בהון עלמין סתימין וכו’. אנת חכים ולא בחכמה ידיעא אנת מבין ולא בבינה ידיעא וכו’. וכל הי’ ספירות נכללות ונרמזות בשם הוי’ ב»ה. כי היו»ד שהיא בחי’ נקודה לבד מרמזת לחכמתו ית’ שהיא בבחי’ העלם והסתר קודם שבאה לבחי’ התפשטות וגילוי ההשגה וההבנה (והקוץ שעל היו»ד רומז לבחי’ רצון העליון ב»ה שלמעלה מעלה ממדרגת בחי’ חכמה עילאה כנודע(. ואחר שבאה לבחי’ התפשטות וגילוי ההשגה וההבנה לעלמין סתימין נכללת ונרמזת באות ה»א שיש לה בחי’ התפשטות לרוחב המורה ומרמז על הרחבת הביאור וההבנה וגם לאורך המורה על בחי’ ההמשכה וההשפעה מלמעלה למטה לעלמין סתימין. ואח»כ כשנמשכת המשכה והשפעה זו יותר למטה לעלמין דאתגליין. וכמו האדם שרוצה לגלות חכמתו לאחרים ע»י דיבורו עד»מ. נכללת ונרמזת המשכה זו באותיות ו»ה. כי הוי»ו מורה על ההמשכה מלמעלה למטה. וגם המשכה זו היא ע»י מדת חסדו וטובו ושאר מדותיו הקדושות הנכללות בדרך כלל במספר שש שבפסוק לך ה’ הגדולה וכו’ עד לך ה’ הממלכה וכו’ ולא עד בכלל. כי מדת מלכותו ית’ נק’ בשם דבר ה’ כמ»ש באשר דבר מלך שלטון ונכללת ונרמזת באות ה»א אחרונה של שם הוי’. כי פנימי’ ומקור הדיבור הוא ההבל העולה מן הלב ומתחלק לה’ מוצאות הפה אחה»ע מהגרון וכו’. וגם הברת הה»א היא בחי’ הבל לבד כמ»ש אתא קלילא דלית בה מששא. ואף שאין לו דמות הגוף ח»ו. אך דברה תורה כלשון בני אדם. בשגם שגם דבר ה’ כ»ב אותיות המתחלקות לה’ חלקי המוצאות ובהן נברא כל היצור )וכמ»ש בלק»א ח»ב פי»א ביאור ענין אותיות אלו(. וככה ממש עד»מ המבדיל הבדלות לאין קץ בנשמת האדם שהיא בחי’ נפש האלקי’ דמתוכיה נפח יש בה בחי’ שכל הנעלם המרומז באות יו»ד שבכחו לצאת אל הגילוי להבין ולהשכיל באמתתו ית’ ובגדולתו וכו’ כל חד וחד לפום שיעורא דילי’ לפי רוחב שכלו ובינתו. וכפי אשר מעמיק שכלו ומרחיב דעתו ובינתו להתבונן בגדולתו ית’ אזי מרומזת בינתו באות ה»א שיש לה רוחב וגם אורך המורה ההמשכה מלמעלה למטה להוליד מבינתו והתבוננותו בגדולת ה’ אהבה ויראה ותולדותיהן במוחו ותעלומות לבו ואח»כ בבחי’ התגלות לבו. ומזה נמשכה עבודה האמיתית בעסק התורה והמצות בקול ודבור או מעשה הן אותיות וא»ו ה»א וכו’. וגם ההתבוננות להבין ולהשכיל באמתתו וגדולתו ית’ נמשכה ג»כ מהתורה דאורייתא מחכמה נפקא היא בחי’ יו»ד של שם הוי’ וכו’: