Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-тшуво гл. 3

Игерес а-тшуво гл. 3

 С Б-жьей помощью

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О совершающем многократно один и тот же грех мнения последних учителей учения "Мусар" разделились. Некоторые утверждают, что [в таком случае] нужно поститься положенное за этот грех количество постов много раз, столько, сколько раз был совершен грех. Так, за грех испускания семени впустую количество постов, определяемое в указаниях о покаянии раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память, составляет восемьдесят четыре. И если, например, [человек] совершил этот грех десять или двадцать раз, он должен поститься десять или двадцать раз по восемьдесят четыре, и так следует поступать во всех случаях. [Эти учителя] сравнивают посты с жертвоприношением "хатат"[1], которое должны совершать за каждый грех в отдельности. Иные сравнивают их [эти посты] с жертвоприношением "ола", совершаемым за неисполнение позитивных заповедей, — даже если человек нарушил несколько позитивных заповедей, [грех] искупается одним жертвоприношением "ола", как объясняет Гмара в 1-й главе трактата Звахим. Общепринятое решение — поститься втрое больше, чем положено за данный грех, то есть двести пятьдесят два поста за грех испускания семени впустую, таким же образом и в случае совершения других прегрешений и грехов. Основанием для этого решения является написанное в книге "Зогар", в конце главы "Hoax": "Когда человек один раз виновен пред Всевышним, благословен Он, в нем остается след… на третий раз это пятно распространяется из конца в конец [насквозь]… Поэтому и количество постов должно быть утроено и т. д.".

Однако все это [предписывается] человеку сильному и здоровому, телесному здоровью которого не повредят многочисленные посты; такими были [люди] давних поколений. Но тому, кому вредят многочисленные посты так, что он может заболеть или тяжко страдать от них, да сохранит Всевышний, — как в нашем поколении — запрещается умножать посты, даже [если ему следует] наказание "карет" и смертная казнь по решению суда, и тем более [это запрещается] за нарушение тех позитивных и негативных заповедей, за которые не следует наказание "карет". [В таких случаях посты совершают] в той мере, в какой он решит в душе своей, что это, наверное, совершенно ему не повредит. Ведь даже в давних поколениях, во времена танаим и амораим, так постились только здоровые люди, которые в силах были это вынести. Если же так постится тот, кто этого вынести не может, он называется грешником в Гмаре, в 1-й главе трактата Таа-нит[2]. [Это относится] даже к тому, кто постится за грехи, которые он совершил, как там же объясняет Раши и как сказано в Гмаре, в 1-й главе трактата Звахим[3], что "нет еврея, который не был бы виновен в [неисполнении] позитивной заповеди и т. д.". А тем более тот, чье призвание изучать Тору, грешит и наказуем вдвойне, ибо, ослабев от поста, он не сможет предаваться занятиям Торой в должной мере. Чем же можно исправить [содеянное]? Написано: "Искупи свой грех пожертвованием"[4]. И как указывается в постановлении кодификаторов, за каждый день покаянного поста положена милостыня по восемнадцать монет и т. д.[5]. А богатый человек прибавит в соответствии с тем, насколько он богат, и т. д.[6]. Как написано в "Магиней эрец", законы о постах.

И все же каждый, в ком жива душа, кто желает приблизиться ко Всевышнему, исправить душу свою и возвратить Ему ее самым лучшим и совершенным покаянием, пусть будет к себе строг и совершит по крайней мере раз в жизни [положенное] количество постов за каждый грех, хотя бы из числа самых тяжких, за которые следует смерть, даже [если это] только смертная кара, посылаемая небом. Например, за испускание семени впустую один раз — восемьдесят четыре поста один раз в жизни. Можно их отложить на короткие зимние дни, например, поститься дней десять в одну зиму или меньше и закончить восемьдесят четыре поста за девять лет или более, по силам (можно поесть часа за три до восхода солнца, это также считается днем поста, если так это было обусловлено). Чтобы завершить двести пятьдесят два поста, как выше говорилось, можно поститься еще четыре раза по восемьдесят четыре только до полудня — это также пост, согласно Иерусалимскому Талмуду. Две половины дня в этом случае могут считаться днем поста. И также за другие подобные грехи — сердце всякого знает собственную горесть и хочет искупления.

Но что касается большего количества постов, чем двести пятьдесят два и тому подобное, — по мнению суровых, следовало бы совершать определенное количество постов за каждый грех столько раз, сколько он случится, как выше говорилось, — пусть все эти грехи искупит милостыней в размере восемнадцати монет за каждый день. А также и в отношении всех постов, какие положены за грехи, не наказуемые смертью, и даже за неисполнение предписаний Торы и мудрецов и пренебрежение изучением Торы, равноценным всем заповедям, вместе взятым, — [пусть заменит посты милостыней] в атом количестве, какое положено в указаниях о покаянии раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память (большинство из них приведено в книге "Мишнат хасидам", трактат "Тшува"). Короче говоря, все можно искупить пожертвованием, как сказано выше, если человек не в состоянии истязать душу свою, как уже говорилось. И даже если "милостыня" превысит определенные размеры, можно не бояться [нарушить указание Талмуда]: "Да не растратит [на милостыню] более пятой части [того, что имеет]"[7]. В таком случае это не расценивается как "расточительство", ибо человек поступает так для того, чтобы избежать постов и умерщвлений плоти. Это не менее важно, чем здоровье тела и прочие его нужды. И так как количество постов, положенных в упомянутых выше указаниях о постах, необыкновенно велико, страшащиеся слова Б-жьего сейчас имеют обыкновение раздавать милостыню в очень больших размерах, ибо из-за слабости [нашего] поколения [люди] не в состоянии истязать свою душу [постами] (как сказано в другом месте, где комментируются слова: "Ибо не кончились благодеяния Всевышнего"[8]).

К главе третьей

[1]   Ваикра, гл. 4.

[2]   Таанит, Па.

[3]   Звахим, 7а. 

[4]   Даниэль, 4:24.

[5]   Шулхан арух, разд. Орах хаим, 334:26 и комментарии там же.

[6]   Шулхан арух, разд. Орах хаим, 568:12. 

[7]   Ктубот, 50а. 

[8]   Эйха, 3:22.

פרק ג

והנה חכמי המוסר האחרונים נחלקו במי שחטא חטא א’ פעמים רבות. דיש אומרים שצריך להתענות מספר הצומות לאותו חטא פעמים רבות כפי המספר אשר חטא. כגון המוציא זרע לבטלה שמספר הצומות המפורש בתיקוני תשובה מהאריז»ל הן פ»ד תעניות ואם חטא בזה עשר או עשרים פעמים עד»מ צריך להתענות עשר או עשרים פעמים פ»ד וכן לעולם. דומיא דקרבן חטאת שחייב להביא על כל פעם ופעם. ויש מדמין ענין זה לקרבן עולה הבאה על מ»ע דאפי’ עבר על כמה מ»ע מתכפר בעולה אחת כדאי’ בגמ’ פ»ק דזבחים. והכרעה המקובלת בזה להתענות ג»פ כפי מספר הצומות דחטא זה. דהיינו רנ»ב צומות על הוצאות שז»ל וכן בשאר חטאים ועונות. והטעם הוא עפ»י מ»ש בזוה»ק ס»פ נח כיון דחב ב»נ קמי קודב»ה זמנא חדא עביד רשימו כו’ זמנא תליתאה אתפשט ההוא כתמא מסטרא דא לסטרא דא כו’. לכך צריך מספר הצומות ג»כ ג»פ וכו’. אכן כל זה באדם חזק ובריא שאין ריבוי הצומות מזיק לו כלל לבריאות גופו וכמו בדורות הראשונים. אבל מי שריבוי הצומות מזיק לו שאפשר שיוכל לבא לידי חולי או מיחוש ח»ו כמו בדורותינו אלה. אסור לו להרבות בתעניות אפי’ על כריתות ומיתות ב»ד ומכ»ש על מ»ע ומל»ת שאין בהן כרת. אלא כפי אשר ישער בנפשו שבודאי לא יזיק לו כלל. כי אפי’ בדורות הראשונים בימי תנאים ואמוראים לא היו מתענין בכה»ג אלא הבריאים דמצו לצעורי נפשייהו ודלא מצי לצעורי נפשיה ומתענה נקרא חוטא בגמ’ פ»ק דתענית. ואפי’ מתענה על עבירות שבידו כדפרש»י שם וכדאיתא בגמ’ פ»ק דזבחים שאין לך אדם מישראל שאינו מחוייב עשה וכו’. ומכ»ש מי שהוא בעל תורה שחוטא ונענש בכפליים כי מחמת חלישות התענית לא יוכל לעסוק בה כראוי. אלא מאי תקנתי’ כדכתיב וחטאך בצדקה פרוק. וכמ»ש הפוסקים ליתן בעד כל יום תענית של תשובה ערך ח»י ג»פ וכו’ והעשיר יוסיף לפי עשרו וכו’ כמ»ש המ»א הלכות תענית: ומ»מ כל בעל נפש החפץ קרבת ה’ לתקן נפשו להשיבה אל ה’ בתשובה מעולה מן המובחר. יחמיר על עצמו להשלים עכ»פ פעם א’ כל ימי חייו מספר הצומות לכל עון ועון מעונות החמורים שחייבין עליהם מיתה עכ»פ ואפי’ בידי שמים בלבד כגון להוצאות ז»ל פ»ד צומות פ»א בימי חייו. ויכול לדחותן לימים הקצרים בחורף ויתענה כעשר תעניות עד»מ בחורף א’ או פחות ויגמור מספר הפ»ד צומות בט’ שנים או יותר כפי כחו )וגם יכול לאכול מעט כג’ שעות לפני נ»ה ואעפ»כ נחשב לתענית אם התנה כן( ולתשלום רנ»ב צומות כנ»ל יתענה עוד ד’ פעמים פ»ד עד אחר חצות היום בלבד דמיחשב ג»כ תענית בירושלמי. וב’ חצאי יום נחשבים לו ליום א’ לענין זה. וכן לשאר עונות כיוצא בהן אשר כל לב יודע מרת נפשו וחפץ בהצדקה: אכן מספר הצומות העודפי’ על רנ»ב וכה»ג שהיה צריך להתענות לחוש לדעת המחמירי’ להתענות מספר הצומות שעל כל חטא וחטא כפי מספר הפעמים שחטא כנ»ל. יפדה כולן בצדקה ערך ח»י ג»פ בעד כל יום. וכן שאר כל תעניות שצריך להתענות על עבירות שאין בהן מיתה ואפי’ על ביטול מ»ע דאוריי’ ודרבנן ות»ת כנגד כולם כפי המספר המפורש בתיקוני התשובה מהאר»י ז»ל (ורובם נזכרים במשנת חסידים במס’ התשובה( הכל כאשר לכל יפדה בצדקה כנ»ל אי לא מצי לצעורי נפשי’ כנ»ל. ואף שיעלה לסך מסויים אין לחוש משום אל יבזבז יותר מחומש. דלא מקרי בזבוז בכה»ג מאחר שעושה לפדות נפשו מתעניות וסיגופים. ולא גרעא מרפואת הגוף ושאר צרכיו. ולפי שמספר הצומות המוזכרי’ בתקוני תשובה הנ»ל רבו במאד מאד לכן נהגו עכשיו כל החרדים לדבר ה’ להרבות מאד מאד בצדקה. מחמת חלישות הדור דלא מצו לצעורי נפשם כולי האי )וכמ»ש במ»א ע»פ חסדי ה’ כי לא תמנו):