Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

8 элула 5771 - Шева брахот Гинзбург-Вайсглас

Известно что ответил предыдущий Ребе тем, кто создали Нетурей Карта здесь, в Эрец, и хотели, чтобы Ребе присоединился к ним в качестве почетного президента. И тогда он сказал, что все, что затрагивает актуальные вопросы, особенно — то, что затрагивает вопросы, связанные с Эрец Исраэль, — без руах а-кодеш (духа пророчества) истинного Ребе и пророка даже самые лучшие раввины, самые серьезные, самые желающие общественного блага ошибутся.

Мы уже говорили однажды, что каждая свадьба соединяет три недельные главы, три недельные главы в Торе: шабат-хатан, перед свадьбой, недельная глава недели, на которую приходится свадьба. Потом, после субботы шева брахот, есть продолжение шева брахот в третью неделю.

Поэтому на каждую свадьба есть три главы в Торе — «три раза создает хазака». И наша свадьба — эт три главы это  Рээй, Шофтим, Тейцей, первые буквы которых составляют слово Решет («сеть») — три последние буквы алеф-бета рейш, шин, тав. Нет больше такого примера, чтобы был такой красивый ремез (намек) для соединения порядка трех глав.

И нужно вкратце рассмотреть, в чем идея этих трех глав, и что это означает в отношении свадьбы.

Свадьба начинается с главы Рээй, суббота, когда жених поднимается к Торе. Известно, что подъем к Торе — это, как следует из буквального смысла выражения, что жених поднимается, прежде всего, чтобы соединиться, «пожениться» с Торой. После того, как он соединяется с Торой, он продолжает и женится на своей супруге, создать верный дом в Израиле. Но сначала он поднимается к Торе.

Тора цива лану Моше мораша кегилат Яаков не читай «мораша», но «меораса», Тора «обручена» с каждым евреем, особенно — когда это жених, который поднимается к Торе.

Он поднялся к Торе в субботу гл. Рээй. После этого свадьба — он женился, на долгие добрые годы, вплоть до вечной жизни вместе с царем Мошиахом, — в главу Шофтим — «судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих». Но сейчас — высшая точка — это шева брахот, и это уже продолжается после гл. Шофтим, и это достигает гл. Тейцей — «Когда ты выйдешь на войну с врагом твоим» — выше врага твоего.

Я разговаривал с моим сватом и он сказал мне, очень важный «ворт», нечто очень правильное: что если человек хочет быть  «над врагом своим» — он должен прежде всего «выйти». Если он не выйдет — он никогда не будет «над врагом своим». Он может смотреть на своего врага издали, но знать и чувствовать, что он выше своего врага — это только если он выходит на войну. Он обязан выйти, и тогда он ведет войну, «и отдаст Вс-вышний Б-г твой его в руку твою и ты возьмешь пленника» — что означает, что он очищает и вынимает все искры святости включая «йефат тоар» (красивая пленница) — он раскрывает корень своей души. Говорится в хасидус, что йефат тоар (красивая пленница) — это корень души еврея,  и он может раскрыть корень его души только когда он выходит на битву.

Что означает Рээй-Шофтим-Тэйцей?

Сказано «Смотри, Я даю перед вами сегодня благословение…» «Я — который Я». Нужно видеть Б-жественность, как мы слышали ранее от жениха, что основной смысл Избавления — это когда смогут видеть Б-жественность. Это «алеф», который входит в «гола» (изгнание) и превращает «гола» в «геула» (избавление).

И не просто видят Б-жественность — в этой беседе, где Ребе объясняет, что алеф добавляется к «гола», есть три ступени: наивысшая ступень — это «алеф» — буквы «пэлэ» (чудесное, сокрытое), когда видят — Б-жественную сущность, «Я — который Я», «смотри — Я сегодня». В самом этом стихе слово Рээй — это первые буквы слов «Смотри Я сегодня».

Сказано «смотри Я даю перед вами сегодня благословение», и само слово «рээй» — это «смотри я сегодня», видеть Б-жественную сущность — сейчас!

Так или иначе — «смотри я сегодня» — означает, что нужно видеть Б-жественность — сегодня.

Для того, кто видит Б-жественность — Вс-вышний это все, и все — это Вс-вышний.

И что должно прийти из того, что он видит Б-жественность?

«Рээй анохи» — это нечто очень высокое, но нужно привлечь это вниз, в материальность. Каким образом? Видение Б-жественности должно облечься в знание, как судить действительность этого мира праведным судом. — «Судей и стражников поставь себе во всех вратах твоих  — и будут судить народ праведным судом. Справедливости, справедливости ищи».

Сказано, что истинный мудрец — он видит Свыше и сообщает снизу. Танаим и амораим — это «ворт» отца Ребе — вплоть до завершения Талмуда — каждый из этих мудрецов прежде всего видит Б-жественность, и, в соответствии с тем, что он видит, он постановляет галаху.

Галаха — это не логика. То, что говорили танаи и амораи — это сначала — рээй анохи гайом — смотри Я сегодня, и только после этого — шофтим и шотрим — судьи и стражники.

Нужно судить действительность. Но это все еще — «во вратах твоих». Что приходит после этого?

В видении Б-жественности есть сила, добрый разум, судить действительность правильным образом, творить справедивость в мире. Но это все еще «во вратах твоих, которые Вс-вышний Б-г твой дает тебе по коленам твоим — это все еще внутри «семьи», внутри народа Израиля.

Истинная цель и совершенство —  это «когда выйдешь». Как у самого царя Мошиаха — что он делает в первую очередь? Подчинить еврейский народ, навести справедливость внутри народа Израиля, укрепить исполнение Торы и заповедей.

Что он делает во вторую очередь? — Войны, он воюет войны Вс-вышнего.

Это в точности по порядку сначала — судьи, потом — «когда выйдешь». И действительно, глава после этой — «таво», — там уже есть заповедь принесения первых плодов — уже есть Храм, это уже третье действие Мошиаха. Так или иначе — здесь, в этих трех главах нашей свадьбы — Рээй шофтим тейцей порядок следующий: сначала — видеть Б-жественность, без этого — ничто не имеет смысла. Даже если соблюдают Тору и заповеди как это велит разум — не удостаиваются выучить истинную галаху. Известно то, что ответил предыдущий Ребе тем, кто создали Нетурей Карта здесь, в Эрец, и хотели, чтобы Ребе присоединился к ним в качестве почетного президента — не в смысле, что он будет решать все вопросы — они не были на сто процентов его «хасидами». И тогда он сказал, что все, что затрагивает актуальные вопросы, особенно — то, что затрагивает вопросы, связанные с Эрец Исраэль, переход — последнего поколения изгнания, чтобы оно стало первым поколением избавления — он сказал, что без руах а-кодеш (дух пророчества) истинного Ребе и пророка даже самые лучшие раввины, самые серьезные, самые желающие общественного блага ошибутся.

Предыдущий Ребе сказал это, когда основывали Нетурей Карта. Когда он отказался взять на себя это — они обратились к Сатмарскому Ребе. Нетурей Карта — Кацнельбойген, Блой — сначала обратились к Ребе, потому что они знали, что он против сионизма, что он не сионист,

Так или иначе — история — это история, но «ворт» — это «ворт» — что без того, чтобы видеть Б-жественность, невозможно судить о действительности.

Нужно видеть «я — сегодня», «смотри — я сегодня», потом может быть «судьи и стражники», «и будут судить народ праведным судом», «справедливости, справедливости ищи». Иначе — это не справедливость.

Но цель — даже не это. Цель — «когда выйдешь на войну на врага твоего и отдаст его Вс-вышний в руку твою, и возьмешь пленника его, и увидишь в плену женщину красивую видом» — что там находится корень моей души. Корень моей души находится там, но, если я не выхожу из себя, из своей привычной области, «о необязательной («разрешенной») войне говорит Писание» — это не обязанность, я должен выбрать это сам, выйти из своих рамок, воевать. И тогда — вдруг я вижу, — я прихожу уже с базой «рээй» и «шофтим», я «над врагом», и тогда Вс-вышний дает мне врага в руки,  «и ты возьмешь пленника». И вдруг я вижу среди пленных — корень своей души — частный, личный Мошиах, и Мошиах общий.

Чтобы завершить этот раздел, слово «тейцей» здесь употребляется здесь во втором лице. Есть еще одно очень важное «тейцей», это относится также к «тшура», которую приготовил жених и раздал, мы раздали на свадьбе — «Тора от Меня выйдет». Это стих в Йешаягу. Хазал добавляют к этому еще одно слово: Стих говорит: «Тора от Меня выйдет», а Хазал добавляют: «новая Тора от меня выйдет», «обновление Торы от Меня выйдет».

И Ребе, среди прочего — об этом, кстати, говорится в «тшура» — акцентирует внимание на слове «Тейцей». Основное здесь — выйти, выйти — сверху, из Ацилут, выйти из высших миров, из «моей» области — наружу. Главное — «распространятся источники твои наружу». Нужно — выйти! Там слово «выйдет» употребляется в третьем лице, но это то же самое слово, как и в «когда выйдешь на войну с врагом твоим» — «Новая Тора от меня выйдет».

И нужно сказать, и это очевидно, что через «когда выйдешь на войну» удостаиваются «Новая Тора от меня выйдет».