Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суббота Вайейшев, Ханука 5659

בס»ד

Сефер мааморим тов-рейш-нун-тес

Стр. 152

И вот, в Геморо (Таанис стр. 22 в конце стр. 1 и начало стр. 2) толковали «веносати шолойм боорец[1]«, и после этого сказано «вехерев лой саавойр беарцехем[2]» – даже мирный меч» и т.д. И идея мирного меча – следует сказать, что указывает на идею молитвы. Ибо сказано «ашер локахти мийад hоэмойри бехарби увекашти[3]«, и переводит Онкелос «моей молитвой и моей просьбой». Ибо меч – это идея чтения Шма[4], и как говорится в Зогар на посук[5] «вайиках роймах бейодой[6]» – это 248 слов молитвы Шма, и меч и копье – это одна идея, и кешес (лук) – это Шмонэ Эсре[7], как далее будет объясняться. И это то, что сказано, «роймемойс Эй-л бигройном вехерев пифийойс бейодом[8]«, и сказали РаЗаЛ (Брахот стр. 5, 1), «каждый, читающий Шма перед сном, как будто бы держит обоюдоострый меч». И нужно понять, что есть идея меча, и что означает два острия именно. И вот, в Зогар Раайо меhеймоно стр. 272, 1 приводится, что имя Гавайе[9] называется «меч», йуд – голова меча, вов – тело меча, две буквы hей – это два его острия, и нужно также понять, что есть идея того, что имя Гавайе называется «меч». Но идея этого, ибо известно, что питание хицойним[10] возможно от двух аспектов. Первое – из-за множества цимцумим[11], ибо, когда сокращается отсвет Б-жественности, во множестве цимцумим, и в совершенном сокрытии и утаении, тогда могут также хицойним получать питание оттуда, и это то, что они питаются от задней стороны кожи нукво, и т.е., из аспекта задней стороны кожи между дырками волос, что это между цируф[12] и цируф и т.д. Поскольку когда светит Ойр Эйн Соф[13] в аспекте раскрытия, оттуда они не могут получать, ибо Ойр Эйн Соф раскрывается только на том, кто подчинен и самоустранен, но в аспекте йеш[14] не может быть раскрытия Ойр Эйн Соф, ибо «эйн ани ве-hу йехойлим лодур[15]» и т.д., и поэтому клипойс[16], которые в аспекте йеш и совершенно отделенной вещи, ибо они отделены от Его единства, не могут получать из аспекта раскрытия. Но когда сокращается {Б-жественный свет} в аспекте множества цимцумим, тогда также они могут получать дополнительное питание, ибо, по крайней мере, немного битуль[17] есть у них, ибо «называют Его Б-г богов» и т.д. И про это сказано «керохейл лифней гойзезеhо нээломо[18]«, что «гойзезэhо» это аспект сааройс[19], и когда притягивается свет посредством аспекта сааройс, что это аспект множества цимцумим, тогда также они могут получать и т.д. И это есть причина того, что паръой[20] сказал «им бейн hу ваhамитен ойсой, ве-им бас hи вохойо[21]«, и т.е., поскольку бен[22] – это аспект ЗО[23], что это аспект раскрытия света, и как известно, что ЗО это в основном хасодим[24], т.е., аспект раскрытия, и не смогут получить оттуда жизненность, и поэтому «ваhамитен ойсой», для того, чтобы устранить этот свет и т.д., «ве-им бас hи вохойо» – ибо бас[25] – это аспект малхус[26], и строительство малхус – из гвуройс[27], что это есть аспект цимцумим, и из множества цимцумим т.е., из аспекта задней стороны кожи нукво[28] могут также они получить и т.д. И второй способ, это когда получают из очень высокого места, и т.е., из аспекта макиф[29], который выше, чем порядок hишталшелус[30], и как сказано в Писании «шамомис бейодаим титофейс веhи беhейхалей мелех[31]«, шамомис[32] – это аспект нукво диклипо[33]; малхус дикдушо называется шейм, как известно, а малхус диклипо называется шамомис, с добавлением мем, который уменьшает, ибо каждый, кто добавляет – убавляет, и «она в царском дворце», что из аспекта макиф, где свет и тьма равны, они также могут получить и т.д. И эти два способа их питания — зависит все от душ Израиля, и как сказано «Яакойв хевел нахалосой[34]«, как например веревка, один конец которой привязан наверху, а второй привязан внизу, когда дергают нижний конец веревки, то двигается также верхний конец веревки, также души Израиля, соответственно тому, как они действуют внизу, так же делается наверху. Ибо душа, как она внизу, ее корень наверху очень высок, и как известно, что корень души – в десяти сфиройс[35] Ацилус[36], в аспекте хохмо[37] и еще выше, и человек включает в себя общность всего hишталшелус от начала всех ступеней до конца всех уровней и т.д., и как говорится в Мидраш Раба, что человек сотворен из высших и из нижних, и поскольку он заключает в себе все, то соответственно его делам внизу делается подобно этому наверху также. И когда человек вовлекает себя в аспект пнимиюс[38] роцон[39] к Б-жественности в Торе и молитве, притягивается Свыше также из аспекта пнимиюс роцон, и тогда светит раскрытие Ойр Эйн Соф, и в месте святости именно, а ситро охоро[40] не может получить совершенно, и как говорилось выше, что из раскрытия не могут они получать и т.д. Но когда человек опускает себя в таавойс[41] и «руах hабhеймо hайойредес лемато[42]» — посредством этого он приводит Свыше также аспект унижения, хас ве-шолом, ибо Б-жественный свет приходит во множестве цимцумим вплоть до того, что может быть от этого питание хицойним, и как сказано, «вайишах одом вайишпол иш[43]«, что посредством вайишах одом внизу, когда он опускает себя в материальные таавойс[44], посредством этого кивйохол вайишпол иш, чтобы сократиться несколькими способами цимцумим, пока между цируф и цируф не притягивается питание для ситро охоро и т.д. И хотя и без этого притягивается также питание для хицойним для их существования (и см. то, что говорит РаМаЗ гл. Бо стр. 40, 2), тем не менее, посредством человека, когда он унижает себя, притягивается к ним дополнительное питание. И следует сказать, что притягивает из аспекта высших ступеней, которые притягиваются также во множестве цимцумим, и посредством этого происходит в них добавление хайус и т.д. Также то, что сказано «керохейл лифней гойзезеhо нээломо» – т.е., что питаются от сааройс дэнукво – это есть дополнительное питание, ибо то, что установлено им для их существования – это только между волосом и волосом, но не от самих волос. И поэтому то, что они питаются от самих волос, это дополнительная жизненность и т.д. И следует сказать, что из того, что притягивается ради их существования, тем не менее, место пребывания клипойс было под всеми мирами святости, и посредством греха дерева познаиня миры опустились и облачились внутри клипы. И также во всяком грехе и греховной мысли, приводят усиление клипойс, которые больше одеваются внутри кдушо, и как говорится в Ликутей Тойро Аризаль гл. Берейшис, и в Шаар Мааморей Рашби ЗаЛ в מאה»ז קדושים דפ»ג. И также посредством того, что человек возвышает себя в аспекте гасус[45], что это указывает на его йешус[46], что он в аспекте гейус[47] также относительно Б-жественности, ибо если бы он был подчинен Б-жественности, он был бы в аспекте аново[48] и шифлус[49] перед каждым человеком, и как Мойше, про которого сказано «веhоиш Мойше онов меойд микол hоодом ашер ал пней hо-адомо[50]«, и т.е., поскольку он был истинно подчинен Б-жественности, само собой он был скромен и низок в собственных глазах перед каждым человеком и т.д. И обратно, самовозвышение перед людьми указывает на самовозвышение перед Б-жественностью, и это со стороны материи его тела, когда возвышается его сердце посредством богатства и почета, хотя он знает в своей душе свою низость, и, тем не менее, он возвышает себя без всякой причины и смысла, и посредством этого он причиняет Свыше также аспект хуцпо[51] и hиснасус[52] хицойним, которые возвышают себя, чтобы получить из самого высокого места и т.д. И все это потому, что мир дан в сердце человека, и как сказано «гам эс hоойлом носан белибой[53]«, и поэтому эти два способа их питания — все зависит от человека. И это есть идея паръой, буквы ойреф[54], ибо он получает из аспекта ойреф Арих Анпин[55], что это очень высокое место. И это посредством того, что в служении душ Израиля они в аспекте «ки фону эйлай ойреф велой поним[56]«, т.е., что также что «пону эйлай» – т.е., в их служении в Торе и молитве и в исполнении заповедей, это только в аспекте ойреф, аспект хицойниюс и ахойраим только, что это есть идея «мицвас аношим мелумодо[57]«, и служение происходит с холодностью и только со стороны привычки, но не в аспекте пнимиюс роцон[58], чтобы исполнить волю Творца, и служить в радости и т.д. И посредством этого притягивается аспект паръой, который получает питание от ойреф Арих Анпин, где «кахашейро коойро[59]» и т.д. И хотя выше объяснялось, что посредством высокомерия они получают питание от макиф, идея в этом, что питание от макиф возможно двумя способами, первое, когда притягивается аспект ахойраим и хицойниюс от Арих Анпин, не через пнимиюс – хохмо и мидойс, и тогда могут получать также не через посредство самовозвышения, ибо из аспекта макиф, поскольку там «тьма и свет равны», поэтому, когда притягивается аспект макиф не через пнимиюс, они также могут получать, и посредством этого происходит их возвышение и т.д., поскольку свет приходит с высокой ступени, поэтому происходит в них возвышение через это, ибо в Святости, когда притягивается из более высокого места, это приводит к еще большему битуль, и как сказано «котойнти микол hахасодим[60]» именно, ибо «все перед Ним как ничто», и чем больше «перед Ним», тем более «как ничто», как объясняется в Игерес hа-Койдеш[61] на этот посук. Но в ситро охоро, когда получают питание с более высокой ступени, происходит в них возвышение еще больше и т.д. И это то, что паръой питался от ахойраим АА, поскольку это притягивалось не через пнимиюс, и через это произошло его возвышение, что сказал «ани ве-афси ойд[62]«, «ли йойри ваани асисини[63]«, и т.д. И причина этого – из-за того, что «ки фону эйлай ойреф», что если бы служение было бы в аспекте пнимиюс, то макиф притягивался бы через пними, и само собой, не было бы у них питания от притяжения макиф, но когда пону эйлай ойреф, тогда они могут получать питания от притяжения макиф и т.д. Но посредством высокомерия – это приводит к возвышению клипы и ситро охоро, и т.е., также когда это не притягивается из аспекта хицойниюс макиф не через пними, тем не менее, возвышают себя, чтобы получать от макиф, и причиной этого является высокомерие внизу и т.д. (И в соответствии с этим, даже когда притягивается аспект макиф через пними, что тогда паръой не может питаться, и как объясняется в писаниях Аризаля в объяснении кавоно[64] в «аводим hоину… вайойциейну Гашем Элойкейну[65]«, т.е., что АвО[66], которые облачили руки АА[67], тем не менее, посредством высокомерия, возвышают клипойс, которые получают питание от аспекта хицойниюс макиф, как он выше, чем пними и т.д. И то, что сказано в Писании «венифлину ани веамхо[68]«, просил, чтобы не покоилась Шхина…», т.е., чтобы не было притянуто само по себе, и это тогда, когда притягивается аспект макиф в пними, т.е., хохмо и мидойс и т.д. Но посредством высокомерия приводят к этому. И из этого понятно, насколько тяжел грех высокомерия, ибо даже когда он исполняет Тору и мицвойс в аспекте пнимиюс, тем не менее, посредством высокомерия приводят к тому, что хицойним получают питание от высшего макифа, как он выше, чем пними и т.д. (И все это из аспекта хицойниюс макиф). И это есть идея 365 заповедей «не делай», что посредством этого отдаляют зло, чтобы не могло возвысить себя и т.д.). И для того, чтобы уничтожить питание этими двумя способами, для этого нужен обоюдоострый меч, и это то, что сказано «роймемойс Эй-л бигройном вехерев пифийойс бейодом», что посредством «роймеймойс Эй-л бигройном», посредством этого делается меч с двумя остриями и т.д. И идея этого, ибо в горле есть три аспекта и это конэ[69] и вешес[70] и вридин[71], ибо горло – это аспект Мицраим[72], мейцер а-горойн[73], и там три министра фараона, сар а-машким[74] и сар hоойфим[75] и сар а-табохим[76], что это есть эти три аспекта. И также как есть Мицраим в леумас-зэ[77], подобно этому есть Мицраим в Святости и также три министра фараона также в святости. И сар а-машким – это аспект конэ, ибо в конэ есть жилы мозга, от которого притягивается влажность мозга в сердце и легкие, и как сказали РаЗаЛ (Хулин стр. 45, 2) «три конэ есть – один дает сердцу, и один – печени и один – легкому, и поэтому называется сар hамашким, поскольку черпает влажность мозга в сердце и легкое. И так же как воды выращивают все виды наслаждений, также посредством конэ притягивается наслаждение в Б-жественности из аспекта роймемойс Эй-л. И т.е., что когда он задумывается о непостижимости и величии Ойр Эйн Соф, как Ойр Эйн Соф непостижим и возвышен, выше даже самого понятия миров, и даже самые высшие миры несоизмеримы с Эйн Соф совершенно, поэтому «ани Гавайе лой шониси[78]«, что нет никакого изменения совершенно, от того, как это было перед тем, как был сотворен мир, и после того, как был сотворен мир, поскольку он совершенно несоизмерим. И когда задумается об этом долго и глубоко, светит свет в его мозгу, и он получает огромное наслаждение от непостижимости и возвышенности Эйн Соф и т.д. И этот hисбойненус[79] посредством конэ притягивается также в сердце, ибо основное – чтобы это было ощутимо в сердце именно, и как сказано в Писании «нойда ба-шеорим баало[80]«, и говорит в Зогар на это, «кол хад ве-хад лефум шиуро дилэй, лефум май димэшаэйр бэлибэй[81]«, и сказано «вейодато hайойм ваhашивойсо эл левовехо[82]» именно, поскольку сердце – это основа пнимиюс, т.е., чтобы сердце также почувствовало непостижимость и возвышенность и величие Эйн Соф и т.д. И посредством этого он приходит к аспекту аhаво бесаанугим[83], когда он получает огромное наслаждение от Б-жественности, и притягивается в аспекте мощного двейкус, чтобы прилепиться к Нему, благословен Он, и как «зхойр ов, нимшох ахарехо камоим[84]«, и как природа воды прилеплять(ся), также посредством аспекта таануг[85], когда он наслаждается Б-жественностью, он пробуждается в сильнейшей любви, чтобы прилепиться к Нему, благословен Он и т.д., и посредством этого он уничтожает питание, которое они получают из возвышенного места. Ибо таануг – это ступень, которая выше, чем порядок hишталшелус, и также этот hисбойненус[86] – он в аспекте Ойр Эйн Соф, как он непостижим и возвышен от миров, и притягивается в аспект мозга и сердца, что это есть идея конэ, кнэй хохмо укнэй бино[87]. Ибо сначала раскрытие таануг светит в hисбойненус в мозгу, и после этого посредством конэ притягивается таануг в сердце, и ощущается также там, пока сердце не пробуждается в аhаво бесаанугим, как говорилось выше. И посредством этого он приводит Свыше также, что будет привлечен аспект Ойр Эйн Соф, который выше чем hишталшелус, в аспект высших хохмо и мидойс, и тогда они {хицойним} не могут получать {свое питание}. Ибо только от макиф они могут получать, ибо там как тьма так свет, но когда притягивается макиф в аспекте пнимиюс, то требуется битуль именно, и клипойс, которые в аспекте йеш, не могут получать оттуда и т.д. И также, поскольку эта аhаво бесаанугим – это источник 248 заповедей «делай», и как объясняется в Книге бейноним ч. 1 гл. 4, «ибо исполняющий их истинно – он любит имя Гавайе и желает прилепиться к Нему истинно» и т.д., и посредством заповедей «делай» притягивается аспект макиф в пними, и само собой, хицойним не могут получать и т.д. И сар а-табохим это аспект вридин, и вридин – через них притягивается кровь от сердца и поднимается к мозгу, который в голове, и также притягивается ко всем органам и т.д. И это есть идея «кипения крови» в Святости, что это есть аспект любви как искры пламени. Ибо аспект конэ – это любовь, притягивающаяся подобно воде, аспект любви наслаждения, а аспект сар а-табохим – это аспект любви как искры пламени и т.д. И посредством огня Святости посредством этого эйш ойхло эйш[88], и пожирает огонь со стороны леумас зэ, аспект таавойс зоройс и т.д. И это то, что перевел Онкелос на «сар а-табохим» – «рав ктулайо», т.е., что сжигает и уничтожает чуж(д)ые желания и стремления и т.д., и посредством этого он отрезает питание первым способом – посредством множества цимцумим и т.д. Поскольку множество цимцумим притягивается из аспекта руах а-бhеймо, hайойредес лемато[89], когда он опускает себя в материальные таавойс и т.д., но посредством сар а-табохим, который сжигает и уничтожает все таавойс и рцойнос зоройс и само собой, они не могут получать от этого питание и т.д. И также – поскольку посредством любви как искры пламени он находится в аспекте сур мейро[90] (поскольку такая любовь совершенно сжигает таавойс, и тем более, что посредством этого он приходит быть в аспекте сур мейро и т.д.), что это есть идея 365 заповедей «не делай», и 365 «не делай» приводят к разделению и отдалению зла от святости, чтобы не могли возвышать себя, чтобы получать питание от аспекта высшего макиф (как это выше, чем аспект пними и т.д.). И в общем, два эти аспекта сар а-машким и сар а-табохим в Святости – это аспект битуль, противоположность hиснасус[91] и гасус[92] и т.д., и само собой, нет в них аспекта (само)возвышения, чтобы получать из высокого места и т.д. И сар гоойфим – это как сказано «веофу эсер ношим лахмехем бетанур эход[93]«, лехем[94] – это аспект Торы, как сказано «Леху лахаму белахми[95]«, и должен быть испечен в «одной печи», т.е., в аспекте теплоты любви, приходящей от углубленного размышления об эход[96]йехидой шел ойлом[97]. И т.е., как говорилось выше, что для того, чтобы изучение Торы было как должно быть, это посредством молитвы именно и т.д. И в общем идея сар hоойфим – это идея дибур[98], ибо сар hоойфим — это вешет, который является промежуточным звеном между конэ и вридин и объединяет их обоих, ибо вридин – это кровеносные сосуды, а кровь образуется из еды, проходящей через вешет, и воды также приходят через вешет. И это есть идея дибур, состоящего из воды и огня, и притягивающегося из мозга и сердца и т.д. И это есть идея эмойри[99], ибо эмойри – это идея речи. И есть эмойри со стороны леумас зэ, и это есть речь со стороны леумас зэ, ибо дибур – это основа клипойс и т.д. (ибо швиро[100] была в буквах и сосудах тойhу[101] и т.д.), и как говорится «признак глупости – многословие», и как известно, что дибур со стороны леумас зэ очень плох, и затрагивает пнимиюс души, не только запрещенные речи, но даже пустые слова также сильно затрагивают душу. И как известно, что умножение махшовос зоройс[102] и дурные помыслы приходят от умножения пустословия, и это есть идея сар hоойфим со стороны леумас зэ. И следует сказать, что поэтому он называется сар hоойфим, поскольку посредством речи происходит пробуждение эмоций, и искры пламени становятся сильнее, как например, когда он говорит о какой-то тааво и стремлении сердца, то это в аспекте ришфей эйш[103] больше, чем когда это стремление остается только в мысли и т.д. И в святости эмойри – это аспект речи в Торе, и называется также сар hоойфим, поскольку в дибур есть аспект ришфей эйш в большей степени, и как это видно воочию, когда он изучает Тору вслух, это в воодушевлении сердца больше и с большей энергией со стороны ришфей эйш и т.д., и также называется сар гоойфим из-за того, что должно быть «веофу… бетанур эход», как говорилось выше. И это есть «роймемойс Эй-л бигройном вехерев пифийос бейодом», что посредством роймемойс Эй-л бигройном в аспекте трех этих министров, это становится обоюдоострым мечом, чтобы уничтожить питание хицойним из их двух способов питания. И в общем, это есть идея чтения Шма, что это есть идея hисбойненус в Элойкус, и быть веоhавто эс Гавайе Элойкехо[104] в двух аспектах любви, о которых говорилось выше. И следует сказать, что от hисбойненус в Гавайе Элойкейну Гавайе эход[105] приходит к аспекту аhаво бесаанугим. Ибо основа таануг – от вещи, которая выше постижения, и т.е., в hисбойненус в Гавайе эход, как Ойр Эйн Соф йохид[106] умейуход[107] также со стороны миров, которые были сотворены и т.д., ибо эта идея в своей сущности выше постижения, и постижение в этом – только что он постигает, что также когда сотворены множество миров и множество творений, тем не менее, все это в аспекте простого единства в аспекте йохид действительно, как говорится в другом месте. И т.е., он только постигает, что это так, но как это – это выше постижения и т.д. И поэтому посредством этого он приходит к аспекту аhаво бесаанугим, и т.е., из аспекта раскрытия света, который выше постижения в своей сущности и т.д., и из hисбойненус в борух шейм Квойд малхусой леойлом воэд[108], что это аспект зив[109] и hаоро[110], которая дает жизнь и существование мирам, т.е., аспект мемале кол олмин[111], что в этом возможно постижение, посредством этого он приходит к аспекту любви как искры пламени. И как известно, что любовь бесаанугим это аспект хохмо, а любовь как искры пламени – в бино, как говорится в другом месте. И посредством этого становится херев пифийойс[112], чтобы уничтожить питание хицойним из двух вышеуказанных способов, чтобы они не получали питание от кдушо. И это также что имя Вс-вышнего – это аспект меча, ибо «им тагбиаh кенешер – мишом ойридех неум Гавайе[113]«, ибо, когда притягивается свет от имени Гавайе, тогда они не могут получать от макиф, поскольку притягивается в имя Гавайе, что это есть аспект пнимиюс, и таже от множества цимцумим они не могут получать хайус, поскольку имя Гавайе – это аспект раскрытия и т.д. И это то, что говорится в Зогар, что две буквы hей – это два острия, что высшая буква hей – это аспект верхнего острия, и т.е., когда светит свет в аспекте бино, и бино – это эйм hабоним[114], и притягивается свет в ЗО также, и посредством этого отрезается их питание от макиф. И нижняя буква hей – это аспект малхус, и когда светит свет в малхус, они не могут получать питания от множества цимцумим также и т.д. Увекашти – это Шмонэ Эсре, ибо большая часть благословений Шмонэ Эсре – это просьбы, что это есть идея двенадцати средних благословений, в которых человек просит свои потребности. И просьба возможна лишь тогда, когда ему не хватает чего-либо, и он просит, чтобы восполнился этот недостаток, но когда у него нет недостатка ни в чем, не имеет отношения идея просьбы и т.д. Однако, известно, что просьбы в Шмонэ Эсре – это не только, что он просит о потребностях своего тела, то, что не хватает ему в материальности, но просят о том, что не хватает ему в духовности, и т.е., то, что не светит в нем раскрытие Б-жественности внутри него и в мире и т.д. И это также является причиной недостатка в материальности, ибо, если бы светило раскрытие Б-жественности, само собой, было бы благо также в материальности. И как во времена Храма, когда светило раскрытие Б-жественности в мире, было у них изобилие блага также в материальности, что было «иш тахас гафной ве-иш тахас теэносой[115]» и т.д. И то, что не хватает в материальности – это со стороны недостатка в духовности и т.д. И это то, что мы просим в Шмонэ Эсре, чтобы было притянуто раскрытие Б-жественности, что это есть идея «борух Ато Гашем», чтобы было благословение и притяжение вниз в аспекте раскрытия ит. д. И т.е., когда он задумывается о величии Б-жественности, что мир несоизмерим с Ним совершенно, и как он сам удален от Б-жественности совершенно, посредством этого становится ему очень горько, и он просит из глубины сердца, чтобы было привлечено раскрытие Б-жественности вниз и т.д. И посредством этих просьб делается аспект кешес, чтобы уничтожить хицойним. Ибо различие между херев[116] и кешес[117] — что меч поражает врага, который находится рядом с ним, но врага, находящегося далеко, он не может сразить мечом. Но посредством лука он может сразить также врага, находящегося вдали. И также – чем сильнее натягивают лук, тем дальше он стреляет. И так это идея молитвы, что просьбы становятся аспектом кешес, чтобы уничтожить дакус[118] зла в нем, и чем сильнее он натягивает лук, т.е., что он сильнее огорчается тем, что он далек от Вс-вышнего, тем дальше он достигает, чтобы уничтожить также самое тонкое зло, которое он совершенно не ощущает, и как сказано «эвилим мидерех пишъом[119]«, поскольку он не ощущает зла, которое в дакус, и он думает, что нет в нем совершенно, поскольку он не задумывается об этом всерьез, или он не считает это злом совершенно и т.д., и они делают во тьме дела свои, ибо они опускают его понемногу ниже и ниже, но посредством Шмонэ Эсре – он уничтожает также тонкое зло. И поэтому именно после Шмонэ Эсре говорят видуй[120] – «ошамну, богадну…», ведь на первый взгляд, это должно было бы быть перед молитвой. Но перед молитвой – дерех иш йошор беэйнов[121], когда он не совершил греха, и наоборот, исполнил какую-то заповедь, или учил Тору, и ему кажется, что он близок к Вс-вышнему, и он совершенно не ощущает зла в себе. Но посредством очищения, производимого молитвой, ибо «мацрейф лакесеф… иш лефи меhалелой[122]«, т.е., в прославлении молитвы, когда он ищет близости к Вс-вышнему, тогда он чувствует сигим[123] и псойлес[124] в себе, которые мешают ему воспринять это раскрытие. Но только в псукей дэзимро и чтении Шма он ощущает лишь грубое зло, а не тонкое, ибо относительно нижних ступеней тонкое зло не скрывает и не утаивает, но относительно высших ступеней – там скрывает и мешает раскрытию даже тонкое зло и т.д. И поэтому именно когда он достигает Шмонэ Эсре, когда он хочет приблизиться к Ойр Эйн Соф, который несоизмеримо выше этого мира и т.д. – тогда он ощущает также тонкое зло в нем, и ему делается из-за этого очень горько, и посредством этого он уничтожает также тонкое зло и т.д. И это есть идея видуй после Шмонэ Эсре, т.е., отталкивание зла и т.д. И более детально есть пять видов оружия, которые перечисляются в Мишне в трактате Шабат стр. 73, 1, и это саиф и кешес, трис, оло и роймах. Саиф – это меч, и это есть идея роймемойс Эй-л бигройном вехерев пифийойс и т.д., как говорилось выше, и кешес – это есть идея просьб в Шмонэ Эсре, оло – объясняет в Геморо – кулфо, и это есть палка, чтобы бить ей, ибо бидворим лой йусар эвед[125] – это животная душа, и требуется бить его палкой. И идея этого – как приводится в Мидраш Раба гл. Воэйро начало гл. 9, на посук «ках эс hаматэ[126]«, это то, что сказано «матэй узхо йишлах Гашем мицийон[127]«, Вс-вышний не наказывает грешников иначе, как палкой, и почему – потому что они подобны собакам, как сказано «йошуву лоэйрев йеhему кекелев[128]«, подобно тому, как собаку бьют палкой, также они наказываются, поэтому сказано «матэ узхо» и т.д. И то, что грешники называются собаками, будет понятно в соответствии с тем, что приводится в Мидраш Раба гл. Ноах гл. 34 и Толдойс гл. 67, что грешники находятся во власти своего сердца, как сказано «Вайоймер Эйсов белибой[129]«, «Вайоймер hомон белибой[130]«, но праведники – их сердце в их власти: «вайоймер Довид эл либой[131]«, «веХано hи медаберес ал либо[132]«, «вайосем Даниэль эл либой[133]«, подобны творцу своему, как сказано «вайоймер Гашем эл либой». И идея этого, что «сердце его во власти его» означает, что дает мозгу власть над сердцем, как в «вайоймер Гашем эл либой[134]» – что это есть идея притяжения роцон, чтобы быть маавир ал мидойсов и т.д., и подобно этому «йихбешу рахамехо эс каасэхо[135]» и т.д., и это посредством «вайорах Гашем эс рейах hанихойах[136], что посредством этого притягивается роцон чтобы изменить и перевернуть мидойс из гвуро в хесед и т.д.. И у праведников этот аспект это идея «эйзеhу гибойр – hакойвеш эс йицрой[137]» и т.д., и это есть идея власти мозга над эмоциями, чтобы подавлять их, и чтобы эмоции руководствовались разумом именно, ибо разум приводит битуль в мидойс и т.д. И это есть идея возжигания свечей Аароном, т.е., что притягивает аспект хохмо в мидойс, и посредством этого очищаются мидойс, посредством битуль в них и т.д., и как говорится об этом в Тора Ор в маамаре, начинающемся словами «25 кислева», и см. об этом в маамаре, начинающемся словами «hехолцу», РаНаТ. Но грешники находятся во власти своего сердца, ибо мозг не властвует над сердцем, а наоборот, основное – это сердце, и поэтому они уподоблены собакам, и как сказали РаЗаЛ, «келев[138] – потому, что ‘кулой – лейв[139]‘». И корень этой идеи, ибо известно общее различие между миром тойhу и миром тикун, что в тойhу мидойс были отдельно от мойхин[140], и мойхин не воздействовали на мидойс. И это есть причина того, что были в аспекте множества света, и в аспекте отдельных ветвей, ибо раскрытие мойхин приводит к битуль в мидойс, и т.е., что мозг ослабляет свет мидойс, чтобы он не был таким сильным. И как любовь, порождаемая разумом, неизбежно ограничена, и т.е., насколько повелевает разум, пробуждающий ее, и не более и т.д. И поскольку эта эмоция ограничена, само собой, она дает место для противоположной эмоции, ибо, когда заканчивается распространение любви, есть место для качества гвуро, и т.д. И поскольку они дают место друг другу, само собой, возможно их сочетание, чтобы они одновременно присутствовали в одной вещи, и это также соответствует разуму, ибо разум повелевает, что любовь должна включать в себя также строгость и т.д. И это тогда, когда эмоции порождаются разумом, но когда пробуждение мидойс происходит само по себе, тогда они очень сильны, и как животное, у которого есть сильные мидойс, поскольку нет у него разума, чтобы ослабить эту мидо, и пробуждение мидойс происходит само по себе, и поэтому они так сильны, и само собой, они не соединяются друг с другом и т.д. И подобно этому, подобно этому примеру, это в тойhу, где был аспект множества света, т.е., аспект сильного света, ибо они не были в аспекте битуль и аспекте ослабления совершенно, но были очень сильны (бетойкеф), и поэтому они были также «отдельные ветви», ибо не было в них соединения друг с другом и т.д. Но в тикун это в аспекте уменьшения света, и в аспекте соединения друг с другом. И идея уменьшения – т.е., аспект ослабления, производимый в них посредством имени МА, которое светит в хохмо, что это есть основная идея тикун, который был посредством нового имени МА, которое выходит из лба АК, что про это сказано в «посах Элияhу[141]» – «имя МА, которое внутри, что это есть путь Ацилус, которое облачается в аспект хохмо, и поэтому хохмо[142] – это койах МА[143], т.е. аспект аин[144] и битуль и т.д. И битуль в хохмо производит битуль в мидойс также, что это есть идея ослабления в них, и посредством этого происходит в них соединение и сочетание друг с другом и т.д. И это есть общее различие между мидойс Б-жественной души и мидойс животной души, ибо мидойс Б-жественной души притягиваются от разума именно, и поэтому Б-жественная душа называется «одом[145]«, как сказано «одом атем[146]» и т.д., ибо одом – это в основном аспект мойхин, и все его дела, все управляется разумом именно и т.д. (И см. то, что говорится в другом месте в маамаре, начинающемся словами «мошхейни ахарехо норуцо[147]«, что также аспект реусо дэлибо[148] это также в соответствии с причиной, т.е., скрытой причиной и т.д., и поэтому возможно, чтобы мозг властвовал также над пнимиюс сердца и т.д., как говорится в другом месте). Но мидойс животной души не связаны с разумом, и как мы видим воочию, что природные мидойс пробуждаются сами по себе, чтобы любить то, что хочется любить ему, и также ненавидеть то, что вредит ему и т.дю. И хотя есть в нем разум также, и иногда выглядит, что пробуждение мидо происходит из разума, но в действительности основное ее раскрытие – не от одного разума, и доказательство на это – что эмоция гораздо сильнее разума, и разум не велит совершенно, чтобы была настолько сильная эмоция, и это указывает, что основа этой эмоции – сама по себе и т.д. И это есть вся основа животной души – это именно мидойс, и поэтому называется «животная душа», как животное, у которого нет разума, но только одни мидойс и т.д. И поэтому грешники и также дурные свойства животной души называются «собаки», ибо «это все – сердце», ибо основа их – это эмоции. И хотя есть в них разум также, но разум не властвует над мидойс, чтобы мидойс управлялись именно разумом, и наоборот, мидойс побеждают разум, и во время пробуждения эмоции он теряет разум, и как будто бы его не было совершенно, и он тогда как дурак и безумец. И это то, что он думает, что никто не видит и не знает его дел, ибо если бы он думал, что это будет известно другому, он бы не делал этого никогда, и только он думает, что не известно и т.д. И здоровый разум не может так думать, ибо в действительности все знают, что происходит с ним и т.д., но это со стороны того, что он теряет разум из-за усиления эмоции. И поэтому мы видим, что он может делать разные глупости, пока не достигнет исполнения своего желания, хотя разум не велит это совершенно, но это потому, что теряется его разум и т.д. И поэтому «бадворим лой йусар эвед[149]» – это животная душа, ибо не помогут ему слова упрека – слова мудрости и знания, и не помогут, чтобы он смирился и подчинился от этого, поскольку основа его – это эмоции, и когда пробуждается эмоция – он теряет разум, и как будто бы его не было и т.д., и если так – чем помогут ему слова упрека, когда он не воспринимает их совершенно и т.д. И также если он слышит и воспринимает эти слова немного (и это когда мидойс не достигли такой силы, что он теряет разум и т.д.), они не воздействуют на мидойс, поскольку мозг не властвует над сердцем и т.д. И нет другого лекарства, но только бить его палкой именно, и на это сказано «как собаку бьют палкой, так же грешников – которые «одно только сердце» и они находятся во власти своего сердца – Вс-вышний наказывает их палкой и т.д. И в каждом и каждом это в Б-жественной душе и животной душе, ибо для того, чтобы подчинить дурные мидойс животной души, Б-жественная душа должна быть его палкой именно. И то, что объясняется в другом месте, что hисбойненус Б-жественной души воздействует также на животную душу, чтобы она пришла к «веоhавто…», чтобы было у него любовь к Б-жественному и т.д. (и см. об этом в дибур масхил «веhиней Ривко йойцейс[150]» (в маамаре «вайацейг эс hамаклойс» и т.д.) РаНаТ), и следует сказать, что это после того, как ее побили, что посредством этого подчиняется животная душа в общем и т.д. И вот, приводится в главе Широ, что песнь собак это посук «бойу ништахавэ венихроо[151]…», и приводится в Ялкут гл. Бо ремез 187, «Рабби Йешая ученик рабби Ханина бен Доса, постился 88 постов, и сказал, «собаки, про которых сказано «веhакловим азэй нефеш[152]«, удостоятся говорить эту песнь…», И следует объяснить это в соответствии с тем, что сказали РаЗаЛ в Мидраш Раба Воэйро, гл. 7 на посук «вайцавейм эл паръой[153]» – «пример царя, у которого был сад, и посадил в нем деревья бесплодные и деревья, дающие плоды. Сказали ему слуги его: какое удовольствие есть у тебя от бесплодных деревьев…» до «также как прославление Вс-вышнего поднимается из ган Эйден[154] из уст праведников, так поднимается из геином[155] из уст грешников… и говорят ‘хорошо ты судил нас, хорошо Ты наказал нас…'» И следовательно, это прославление поднимается от них после того, как они были наказаны и приняли их наказание и т.д. И подобно этому то, что собаки говорят «бойу ништахавэ» – это после того, как были наказаны и т.д.

И из этого будет понятно также в душе, что то, что разум и размышление воздействуют на мидойс животной души, это после побиения, когда побита Б-жественной душой, тогда появляется в ней аспект битуль в общем, вплоть до того, что мозг властвует над эмоциями и т.д. (и также объяснялось выше, что основа пробуждения мидойс животной души – от мидойс Б-жественной души и т.д.). И идея побиения (hакоо) в служении – это идея гнева Б-жественной души на животную душу, и как сказано, «леойлом яаргиз одом йецер тойв ал йейцер hо-ро[156]«, и как говорится в сефер шел бейноним гл. 29, что должен разгневаться на нее голосом громким и гневным в мысли, сказать ему, ты мерзкий и нечестивый, отвратительный и противный и грязный и т.д., до каких пор ты будешь скрывать и т.д., и этот гнев, когда он гневается на нее – подчиняет ее и унижает ее и т.д. И следует сказать, что это есть аспект хакико[157] снаружи, подобно деревянной колоде, для того, чтобы сделать ее сосудом, нужно сначала обрезать дерево снаружи, сделав его гладким, и после этого делают внутри него углубление, чтобы он стал сосудом для восприятия. И подобно этому следует сказать, что идея гнева – это для того, чтобы произвести в ней общий битуль[158] и подчинение, для того, чтобы была готова для того, чтобы сделать ее сосудом впоследствии, посредством служения мозга и сердца Б-жественной души и т.д., как говорилось выше. И смысл слов «всегда пусть разгневает человек…» – ибо всегда есть в нем аспект гнева, что это со стороны гвуро и т.д., ибо нет человека, который бы не состоял из добра и зла, и зло – это аспект гнева, и все это со стороны зла и т.д., и этот гнев и ярость пусть он изольет на зло, которое внутри него, когда разозлится очень, и возгорится гнев его, почему он такой и т.д. И это есть аспект оружия, которое называется «оло», чтобы подчинить им животную душу в человеке и т.д. И аспект роймах – это чтение Шма, и как говорится в Зогар на посук «вайиках роймах бейодой» – что это 248 слов чтения Шма (ибо меч – в частности – это псукей дэзимро, ибо их аспект это – «роймемойс Эй-л…», а роймах – это чтение Шма и т.д.). И подобно тому, как посредством копья отнимают жизненность совершенно, подобно этому посредством чтения Шма уничтожают и устраняют зло совершенно, из аспекта эйс ашер шолат hоодом боодом леhора[159] и т.д., ибо отнимают от него жизненность совершенно и т.д. И следует сказать различие между палицей (дубиной) и копьем, что в мидойс животной души есть два аспекта – первый – это разрешенные стремления, и второе – запрещенные стремления, которые происходят из аспекта зла в нойгаh[160] и т.д., и напротив первого аспекта достаточно бить его дубиной, и это есть аспект оло, ибо посредством этого оно подчиняется и может впоследствии перевернуться в Б-жественность и т.д., как говорилось выше. Но второй аспект должны уничтожить совершенно посредством меча и копья и т.д. И идея трис (щит) – это щит, чтобы защищать от стрел, которые бросает в него противник, и в служении молитвы это, что во время молитвы, о котором сказано «время молитвы – время битвы», должны одеть талис и тфилин, которые становятся щитом и убежищем от противника, которые стоит напротив него, чтобы свалить его хас ве-шолом таавойс и дурные мысли, и именно во время чтения Шма и молитвы, ибо тогда он усиливается больше, и как обычай воюющих друг с другом и т.д., и как говорится в Книге бейноним гл. 28, и поэтому одевают тогда талис и тфилин, поскольку известно, что посредством исполнения заповеди посредством этого делаются одеяния для души, и также делаются одеяния, чтобы защитить от стрел и камней метательных машин противника, чтобы не коснулись его и т.д.


[1] «И дам мир на земле» (Бехукойсай 26, 6)

[2] «И меч не пройдет по земле вашей.» (Бехукойсай 26, 6)

[3] «что взял я из рук эмори, моим мечом и луком моим» (Вайехи 48, 22)

[4] Молитва «Шма Исроэл» («Слушай Израиль»)

[5] Посук (мн. — псуким) — стих из Торы

[6] «И взял он копье в руку свою,» (Болок 25, 7)

[7] «Восемнадцать благословений». Молитва «Амида».

[8] «Прославление Вс-вышнего в горле их (на устах их), и меч обоюдоострый в руке их,» (Тегилим 149, 6)

[9] Гавайе — Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения — «меhаве».

[10] Хицойним — Внешние (также: противоположные святости)

[11] Мн. число от цимцум

[12] соединение (букв)

[13] Ойр Эйн Соф — Свет Бесконечного; Бесконечный Свет

[14] Йеш — Есть; отделенный; отдельное существование

[15] «я и он не могут жить вместе»

[16] Клипойс — Букв. «Оболочки». Противоположность Святости

[17] Битуль — Подчинение, самоустранение

[18] «И как овца, безгласная пред стригущими ее» (Йешайа 53, 7)

[19] Волосы

[20] фараон

[21] «Если это сын, умертвите его, а если это дочь, (то) пусть живет.» (Шмойс 1, 16)

[22] Сын

[23] Зейр анпин

[24] Мн. ч. от хесед

[25] Дочь

[26] Малхус — Царство. Сфира «малхус», последняя из семи нижних сфиройс.

[27] Строгость

[28] Женщина. Женское начало. Сфира малхус

[29] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.

[30] Гишталшелус — Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)

[31] «Паука поймаешь руками, а он в палатах царских.» (Мишлей 30, 28)

[32] паук

[33] Женское начало в клипо. (см. также Тания гл. 7 в конце)

[34] «Йааков — вервь Его владения.» (Гаазину 32, 9)

[35] Сфиройс — Сфирот. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[36] Ацилус — Мир Ацилус — мир «эманации», высший из четырех миров. Введение в понятие — см. Шиурим в книге Тания, гл. 2

[37] Мудрость. Сфира «хохмо». см. Ов, хохмо. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[38] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[39] Роцойн — Воля, желание

[40] Ситро охоро — Букв. «другая сторона» (арам.). В каббале и хасидизме: противоположная сторона (Святости)

[41] Таавойс — Вожделения, страсти

[42] «А дух животных – нисходит ли вниз,» (Когелет 3, 21)

[43] «И поникнет человек, и унижен будет муж,» (Йешайа 5, 15)

[44] Таавойс — Вожделения, страсти

[45] Грубость. Высокомерие. Грубая материальность

[46] «Есть», «Отдельное существование»

[47] гордость, гордыня

[48] Скромность

[49] Шифлус — Униженность, крайняя степень скромности

[50] «А муж Моше смирен чрезвычайно, больше всех людей, которые на земле» (Бегаалойсхо 12, 3)

[51] Наглость

[52] Самовозвышение

[53] «также мир вложил в их сердца» (Когелет 3, 11)

[54] затылок

[55] Арих анпин — Нижняя (внешняя) часть кесер, корень творений

[56] «Ибо повернулись ко Мне затылком, а не лицом» (Йирмийа 2, 27)

[57] «Привычка» (Йешайа 29, 13)

[58] внутреннее желание

[59] «Тьма – как свет,» (Тегилим 139, 12)

[60] «Мал я против всех милостей и всей истины» (Вайишлах 32, 11)

[61] Игерес а-койдеш, гл. 2

[62] «»Я и никто кроме меня!»» (Йешайа 47, 10)

[63] «Мне (принадлежит) Нил, и я сам себя создал» (Йехезкель 29, 3)

[64] Кавоно — Намерение; цель. Намерение в молитве

[65] «Рабами были мы у Пар’о в Мицраиме, и вывел нас Вс-вышний из Мицраима» (Воэсханан 6, 21)

[66] Сокращение: Або веИмо. Сфирот Хохма и Бино. См. также ХуБ. Йихуд

[67] Арих Анпин

[68] «И отличены будем мы, я и Твой народ,» (Тисо 33, 16)

[69] дыхательное горло

[70] пищевод

[71] кровеносные сосуды

[72] Египет; границы и ограничения

[73] «Узкое место» горла

[74] виночерпий

[75] пекарь

[76] мясник

[77] «Сторона, противоположная Святости» (Когелет 7, 14)

[78] «Ибо Я, Г-сподь, не изменился» (Малахи 3, 6)

[79] hисбойненус — Сосредоточенное размышление

[80] «Муж ее известен в городских воротах;» (Мишлей 31, 23)

[81] Каждый по своему уровню, в соответствии с тем, насколько он раскрывает свое сердце

[82] «Знай же ныне и возложи на сердце твое, что Господь есть Б-г» (Воэсханан 4, 39)

[83] «Любовь, полная наслаждения» (Шир гаШирим 7, 7)

[84] помни отца, тянувшегося за Тобой, подобно воде

[85] Таануг — Наслаждение

[86] hисбойненус — Сосредоточенное размышление

[87] «приобрети мудрость, приобрети понимание»

[88] огонь пожирает огонь

[89] дух животный, опускающийся вниз

[90] «Уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[91] Самовозвышение

[92] Грубость. Высокомерие. Грубая материальность

[93] «И печь будут десять женщин ваш хлеб в одной печи» (Бехукойсай 26, 26)

[94] Хлеб

[95] «Идите, ешьте хлеб мой» (Мишлей 9, 5)

[96] Один. Единый

[97] Единственный мира. Вс-вышний

[98] Дибур — Речь. Речение (из десяти Речений)

[99] Эмореец

[100] Разбиение

[101] Тоhу — Хаос, мир Хаоса

[102] дурные (посторонние) мысли

[103] «искры огненные» (Шир гаШирим 8, 6)

[104] «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим.» (Воэсханан 6, 5)

[105] «Вс-вышний, Б-г наш. Вс-вышний один.» (Воэсханан 6, 4)

[106] Единственный

[107] Един, соединен

[108] благословенно имя царства Его во веки веков

[109] Отблеск

[110] отсвет

[111] Мемале кол олмин — Наполняющий все миры

[112] «И меч обоюдоострый в руке их,» (Тегилим 149, 6)

[113] «Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое – оттуда низрину тебя, говорит Вс-вышний» (Овадья 1, 4)

[114] «Мать, радующуюся детям» (Тегилим 113, 9)

[115] «Каждый под виноградной лозой своей и под смоковницей своей» (Млахим Алеф 5, 5)

[116] меч

[117] лук

[118] Дакус — Тонкость

[119] «Глупцы страдают из-за грешного пути своего» (Тегилим 107, 17)

[120] исповедь

[121] «Всякий путь человека прям в глазах его,» (Мишлей 21, 2)

[122] «Плавильня – для серебра, и горнило – для золота» (Мишлей 27, 21)

[123] примеси

[124] негодное

[125] «Словами не исправить раба,» (Мишлей 29, 19)

[126] «Возьми посох» (Хукас 20, 8)

[127] «Жезл силы твоей пошлет Г-сподь из Цийона» (Тегилим 110, 2)

[128] «Ворчат, как пес, и кружат в городе.» (Тегилим 59, 7)

[129] «И сказал Эсав в сердце своем» (Тойлдойс 27, 41)

[130] «И сказал Эсав в сердце своем:» (Тойлдойс 27, 41)

[131] «И сказал Давид в сердце своем» (Шмуэль Алеф 27, 1)

[132] «Ханна же говорила в сердце своем:» (Шмуэль Алеф 1, 13)

[133] «И решил Даниэйл в сердце своем» (Даниель 1, 8)

[134] «И сказал Господь в сердце Своем:» (Нойах 8, 21)

[135] пусть милосердие Твое преодолеет гнев Твой

[136] «И воспринял Господь благоухание,» (Нойах 8, 21)

[137] «»Кто сильный? — тот, кто захватывает свое дурное начало»» (Пиркей Авот гл. 4, Мишна 1)

[138] Собака

[139] (Собака — келев — это) одно только сердце (т.е., только одни эмоции)

[140] Мойхин — Мозг

[141] «Начал (пророк) Элияhу»

[142] Мудрость. Сфира «хохмо». см. Ов, хохмо. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[143] Койах ма — Сила «ма» — битуль. Хохмо. Нечто непостижимое

[144] Аин — «Ничто»

[145] Одом — Человек. Адам

[146] «Одом — вы» (Йехезкель 34, 31)

[147] «Влеки меня! За тобой побежим.» (Шир гаШирим 1, 4)

[148] Реусо дэлибо — Желание сердца

[149] «Словами не исправить раба,» (Мишлей 29, 19)

[150] «И вот Ривка выходит» (Хайей Соро 24, 15)

[151] «Придите, поклонимся и склонимся» (Тегилим 95, 6)

[152] «И псы эти дерзкие,» (Йешайа 56, 11)

[153] «И дал им повеление (о сынах Исраэля и) о Паро» (Воэйро 6, 13)

[154] Ган Эйден — Райский сад

[155] Ад

[156] пусть человек всегда разозлит свое доброе начало на дурное начало

[157] Гравировка

[158] Битуль — Подчинение, самоустранение

[159] «Когда человек властвует над человеком, во вред ему.» (Когелет 8, 9)

[160] Нойгаh — Клипа «нойгаh», промежуточная ступень между святостью и клипо