Гехолцу 5659

בס"ד

Сефер гамааморим 5659 стр. 53

"И говорил Вс-вышний к Мойше, сказав: Отомсти месть сынов Израиля от Мидьян, после этого ты присоединишься к народу своему. И говорило Мойше… hехолцу мейитхем… вайиhйу ал Мидьон лосэйс никмас Гавайе беМидьон[1]элеф лематэ… ле-хол матойс Исроэл[2]…"

И нужно понять, какое отношение имеет война с Мидьяном к hисталкус[3] Мойше, так, что ставит их в зависимость одно от другого[4], что после того, как отомстит мидьянам, тогда "присоединится к народу своему". И отсюда следуют две вещи: первое, что война с Мидьяном должна была вестись именно Мойше, и поэтому, хотя уже было установлено, что он должен умереть, и как говорится перед этим в главе Пинхас "поднимись на гору Аворим… и присоединишься… как присоединился Аарон брат твой", и тем не менее, Вс-вышний ждал его, пока он перед этим проведет войну с Мидьяном, и не оставил эту войну после его смерти, как остальные войны, которые должны были быть посредством Йегошуа. Ибо война с Мидьяном должна была вестись именно посредством Мойше, что он должен был назначить людей в армию (и по простому смыслу можно было бы сказать, что до вхождения в Эрец Исроэл все делалось Мойше, и как война Сихона и Ога, и разделение их страны Реувену и Гаду и т.д. И поэтому также война с Мидьяном была посредством Мойше и т.д. Но из того, что говорится в посуке "отомсти… после этого присоединишься…" ясно, что есть особая важность в том, чтобы эта война велась при его жизни именно и т.д.). И еще отсюда следует, что посредством этой войны достигается совершенство корня его души. И поэтому говорится, что после того, как отомстит Мидьяну, он "присоединится к своему народу". И известно, что hисталкус[5] – это самый высокий подъем, и приходит только тогда, когда достигнуто совершенство в его служении в мире, после того, как завершил свое служение в соответствии с тем, как было установлено ему Высшим разумом, тогда он поднимается на наивысшую ступень во время hисталкус и т.д. И все это необходимо понять, почему война должна была вестись именно Мойше, и почему совершенство его души достигается именно посредством этого.

Кицур. Война с Мидьяном имеет особое отношение к Мойше и его hисталкус.

Бейс

И также необходимо понять в самой идее войны с Мидьяном, ведь основное намерение в этом было отомстить месть сынов Израиля от Мидьян, не для того, чтобы унаследовать их страну, ибо, как это видно из псуким, Израиль не унаследовал землю Мидьяна. Ибо то, что унаследовали сыны Гада и Реувена и пол колена Менаше, это было из земли Сихона и Ога. И как объясняет Раши на посук "Аторойс веДивойн" (и по мнению Рамбана в гл. Болок на посук "Зикней Мидьон", Мидьян входил в число земли Сихона, и тогда в наследование земли Сихона включается также земля Мидьяна. И тогда необходимо сказать, что война с Сихоном была не завершена пока не воевали с царями Мидьяна. И это не следует из псуким), но основное намерение было – отомстить. И необходимо понять в этом, ибо в словах Вс-вышнего к Мойше сказано "отомсти месть сынов Израиля…". А Мойше сказал Израилю "дать месть Вс-вышнего над Мидьяном". И необходимо понять, что есть идея "мести Вс-вышнего", ведь Мидьяне сделали зло только Израилю, и как сказано "ки цойрерим hейм лохем[6]…", и на это сказал: "отомсти месть сынов Израиля…", но какое отношение это имеет к имени Гавайе[7]? И если потому, что "удел Вс-вышнего народ его", и сказано: "хранит его, как зеницу ока своего" – "каждый, кто касается их, как будто бы касается зеницы ока Его", и само собой, месть Израиля – это месть Вс-вышнего и т.д. Это действительно так, но из того, что специально говорит здесь "дать месть Вс-вышнего над Мидьяном", ясно, что это имеет специальное отношение к имени Гавайе. И т.е., что клипа Мидьяна совершенно противоположна и выступает против имени Гавайе. И то, что сделали мидьяне и вовлекли в грех Израиль, что это есть действие распространения их клипы, тем самым они нанесли ущерб имени Гавайе. И на это сказал "дать месть Вс-вышнего в мидьяне", отомстить им и уничтожить их, и посредством этого будет исправлен пгам[8] и т.д. И на первый взгляд это непонятно, каким образом мидьян выступает против имени Гавайе, до такой степени, что говорит "дать месть Вс-вышнего…", ведь на первый взгляд, то, что может нанести ущерб имени Гавайе, это в большей степени от семи народов, что это есть семь дурных моральных качеств, которые "зеркальны" святости, как известно. Но Мидьян не входит в число семи народов совершенно. И еще необходимо понять то, что говорится "hехолцу меитхем", нужно было бы сказать "йехолцу". Ибо "hехолцу" означает "вы все", но по тому, что сказано "меитхем" – что не все пошли на войну, а только тысяча от колена, как говорится далее, и поэтому сказано "меитхем" а не все, то нужно было бы сказать "йехолцу", а не "hехолцу", которое означает – весь Израиль, чтобы они все пошли на эту войну и т.д. И также то, что говорится далее "элеф лематэ… ле-хол матойс Исроэл[9]" – нужно было бы сказать "микол матойс" и т.д.

Кицур

Идея войны с Мидьяном. Против имени Гавайе. Вопросы на язык Писания.

Гимел

Однако, общая идея этого, что "мидьян" – это от языка "модойн" – ссора, и это есть весь смысл клипы мидьяна, что это есть разделение и раздробление, и это есть беспричинная ненависть и разделение сердец (синас хином[10] уфируд а-левовойс), и это есть совершенная противоположность стороне святости, которая есть качество ахдус именно. И как известно, что это есть основное различие между святостью и противоположной стороной, что в святости это аспект ахдус[11], и это есть вся основа единства имени Гавайе, что это есть аспект йихуд[12] и hискалелус[13] в хохмо[14] и мидойс[15] в святости, что хотя это десять сфиройс[16], мойхин[17] и мидойс[18], тем не менее они в аспекте полного единства и взаимопроникновения, и это есть идея имени Гавайе, которое соединяет их и делает их единым целым, чтобы они были в совершенном единстве. И корень идеи клипы – это противоположность этого, в аспекте разделения и раздробления именно. И поэтому Яаков сказал "йеш ли койл[19]", язык hискалелус, а Эйсов сказал "йеш ли ров[20]" – язык множества и разделения. И про Яакова, хотя у него было семьдесят душ, сказано "нефеш[21]" в единственном числе. И т.е., как объяснялось выше, что в стороне святости, хотя есть десять сфиройс – три относящиеся к разуму и семь относящихся к эмоциям (и это есть число семьдесят потомков Яакова – семь мидойс, каждая из которых состоит из десяти, как известно), и тем не менее, они в полном единстве, и как будет объясняться далее. А у Эйсова было только шесть душ, и сказано "нефошойс" во множественном числе, ибо они в аспекте разделения и раздробления. И так это в их корне – аспект сфиройс мира тогу, которые были в аспекте "разделенных ветвей". Ибо мидойс мира тойhу[22] были неспособны терпеть друг друга, хесед не способна была терпеть качества гвуро, и также гвуро – качество хесед, и поэтому сказано про них "и воцарился, и умер". И как известно, что это есть идея "разбиения сосудов", что из этого произошел аспект разделения в клипо[23] и ситро охоро[24], и это есть идея клипы мидьяна, что это есть идея ссоры и спора, в аспекте разделения и т.д. И это, что упало во время разбиения сосудов из общей идеи тойhу, где мидойс были в аспекте разделения. И поэтому мидьян не входит в число семи народов. Ибо семь народов – кнаани, хити, и т.д. – это семь частных качеств, каждый соответствует отдельной мидо в тойhу, кнаани – хесед, хити – гвуро, и т.д., как говорится в книге Кегилас Яаков. И каждый из них – это отдельная клипа, из частной мидо мира тойhу, и противодействует отдельной частной мидо в святости. Но клипа мидьяна – это не из частных мидойс, но из общей идеи тойhу, что это есть идея разделения, ибо это есть наиболее общее свойство, которое было в общей идее тойhу, что они были в аспекте "разделенных ветвей". И это было причиной разбиения мира тойhу, и то, что произошли семь дурных качеств – это со стороны разделения, которое было в тойhу, ибо это – общая причина для разбиения сосудов тойhу и т.д. И это есть идея клипы мидьяна внизу, которая не входит в число семи народов, поскольку она не в частной мидо, но в общей идее тойhу, т.е., разделение, и это есть корень и источник и причина швиро (разбиения сосудов).

Кицур

Клипа мидьян – идея ссоры и беспричинной ненависти. Семь народов – семь частных дурных душевных качеств.

Далет

И это то, что клипа Мидьяна – это беспричинная ненависть именно, ибо эта ненависть не из-за какой-то частной причины, когда причинил ему какое-то зло, или когда он противодействует ему в каком-то частном вопросе, ибо тогда эта ненависть зависела бы от какой-то частной мидо, и это не от клипы мидьяна в частности, но то, что упало во время швирас кейлим[25] от качества гвуро мира тойhу, что это есть гнев и ненависть к своему противнику. И поскольку он выступает против него, поэтому он ругается и ссорится с ним и т.д. Но идея ссоры и спора и ненависти клипы мидьян[26] – это не со стороны какой-то частности, но потому, что он не может вынести другого, даже если он его совершенно не знает, и не было у него никаких дел с ним. И невозможно соединиться с ним. И это то, что называется беспричинной ненавистью, когда он ненавидит его без причины, ни за что. И иногда есть в этом также какие-то частности, т.е., что у него есть какое-то недовольство, почему он ненавидит его. Но это недовольство приходит впоследствии, и т.е., что не частное недовольство – это причина ненависти. Но только он находит объяснение и причину, только для того, чтобы оправдать себя перед своим товарищем, но это не истинная причина, но ненависть происходит от того, что он не может терпеть другого, и причина это – собственный йешус[27], ибо он очень важен в собственных глазах, и в общем, аспект йешус и самоощущения, когда очень сильно чувствует себя в каждой и каждой своей частности и т.д. И поэтому он не может терпеть другого. Ибо из-за собственного йешус он не дает места другому, ибо другой по необходимости уменьшает его собственный мциюс[28], и поэтому он не может терпеть его. Следовательно, основная причина – это его собственный йешус, что из-за этого другой становится ему противником, и не из-за того, что выступает против него в каком-то частном вопросе, но самим тем, что он существует, что само то, что он (другой) существует, это уменьшает его собственный йешус, и тем самым он становится противником для него, и не может вытерпеть его. А в стороне святости, основа которой – битуль[29] – это приводит к единству и взаимопроникновению. Ибо поскольку он в аспекте битуль, то он дает место другому. И то, что он "дает место" – т.е., что он принимает другого, и соединяется с ним и т.д. Следовательно, в ситро охоро, со стороны йешус он не дает места для другого, и другой "автоматически" становится его противником самим тем, что он существует, и это есть причина разделения, что он не может его вынести, а в стороне святости со стороны битуль он дает место для другого, и принимает его и соединяется с ним.

Кицур

Причина синас хином – это йешус. Детали и объяснения приходят впоследствии задним числом.

hей

И после этого будет понятно, почему клипа Мидьян - против сфирас хохмо, как приводится в меорей ойр, маарехес мем, буква йуд гимел, и это его слова: "мидьон называется клипой напротив або[30]", до сих пор его слова, и как известно, что хохмо – это аспект битуль, ибо это есть идея хохмо – койах ма[31], то, что в аспекте полного битуль в Ойр Эйн Соф, и хохмо приводит к битуль также в мидойс, что это есть идея аспекта имени МА дэтикун в общем, как объясняется в другом месте. И см. то, что говорится на эту тему подробно в Тойрас Хаим начальные слова берейшис друш 2. И поэтому аспект хохмо находится в полном hискалелус, и как говорится в другом месте на слова Зогара в гл. Кдойшим на посук "атем эйдай[32]", в идее происхождения букв, аспект раздробления, что это посредством мидойс именно. Но со стороны хохмо нет аспекта раздробленности в буквах. И это потому, что хохмо – это аспект ма, в полном самоустранении, и поэтому она в аспекте полного единства и hискалелус. И это не противоречит тому, что в другом месте объясняется, что начало разделения – в аспекте мойхин. И то, что говорится в Тора Ор в конце дибур масхил Векибель hайеhудим, беиньон вайихан Исроэл[33] – все, как один человек. Что это только со стороны роцон пошут[34], который выше, чем понимание и постижение, ибо в мойхин есть разделение, ибо "эйн дэойсейhен шовойс[35]", и каждый и каждый отделяется друг от друга со стороны постижения его разума и постижения и познания. И также – вся идея мойхин – это ограничить каждую вещь, ибо посредством этого он схватывает идею разума. Ибо всякое схватывание происходит посредством того, что он схватывает "шесть измерений" этой вещи. И подобно этому всякая вещь, схватываемая разумом, это потому, что разум ограничивает эту вещь. И также вся идея разума – это разделить на мельчайшие детали каждую вещь – на множество деталей именно. И следовательно, мойхин – они в аспекте раздробления именно. Но все это в основном – в мозге бино, который есть аспект понимания и постижения в аспекте "схватывания" разумом действительно, что тогда эта вещь приходит во множестве разделений именно. Но в аспекте хохмо, хотя это также мциюс сейхел, тем не менее, он не в аспекте тфисо и hасого действительно, но в аспекте общей идеи (нкудо клолис) все еще, и выше, чем аспект разделения деталей, как известно и объясняется в другом месте. И еще, что этот аспект hисхалкус в хохмо и в сейхел – имеет целью соединение именно. Как ивзестно, что есть два типа разделения, первое – разделение, которое приводит к раздробленности (пируд) только, и как разделение сущностных сил, которые разделены в своей сущности друг от друга, до такой степени, что нет у них связи и соединения и взаимопроникновения друг от друга, и как сущностная сила хесед и сущностная сила гвуро, они совершенно отделены и изолированы друг от друга. И если раскроются силы, как они есть, они не смогут терпеть друг друга совершенно, и это есть идея сфиройс мира тойhу Свыше, когда раскрылись сфиройс, как они в своей простой сущности, в аспекте акудим, и поэтому они были в аспекте противоположности и противоречили друг другу совершенно, как объясняется в другом месте. И второй способ – это hисхалкус, который приводит к hискалелус именно. И это тогда, когда разрезают и разделяют одно целое на множество деталей. Ибо две вещи, которые разделены – разделение приводит к отделенности, как говорилось выше, но целая вещь, которую разделяют на множество деталей, эта разделенность приводит к единству именно.

Кицур

Мидьян против сфирас хохмо, идея которой – битуль и hискалелус. Разделение в мойхин – в основном в бино, и приводит к hискалелус. В сущностных силах – приводит к отделенности. И подобие этого – в сфиройс мира тойhу.

Вов

И объяснение этого:

В каждой вещи есть в сокрытии сама эта вещь и ее противоположность, также в сущностных силах есть в каждой из них включение противоположной силы. И это – со стороны ацмус - сущности, которая выше также, чем сущностные силы. И подобно тому, как сущность души, которая выше также сущностных сил, заключенных в ней – несет в себе все эти силы. И там они в аспекте hискалелус действительно, ибо нет там частных сил совершенно, даже не в качестве сущностных сил (которые не в аспекте заметного существования, и тем не менее, они в аспекте сил) – даже это невозможно сказать там, и тем не менее, необходимо сказать, что она несет {соединяет в себе?} все силы. Ибо от нее происходят все силы. И необходимо сказать, что они там в находятся аспекте hискалелус действительно, что все они – одно целое действительно (подобно идее йохид), без всякого разделения, какого бы ни было. И поэтому также в силах, когда они уже становятся частными силами, есть в сокрытии во всякой силе из противоположной силы, со стороны их hискалелус в аспекте ацмус. И как это в силах души, так это во всякой вещи, и как вода – она имеет в себе в сокрытии из основы огня, и также в огне есть из основы воды, но это в очень большом сокрытии, в совершенном сокрытии. А как это в раскрытии – основа воды – это только вода, и невозможно совершенно соединиться с огнем, и также огонь не может соединиться с водой. И это потому, что огонь внутри воды находится в полном сокрытии, и не заметен совершенно, даже самому себе. И поэтому невозможно ему из-за этого соединиться с огнем, чтобы быть в раскрытии – это простая вода, и подобно этому – в основе огня. Но когда разделяют воду и вынимают из него огонь, который в ней в раскрытии. И также огонь – выносят в раскрытии аспект воды в нем, что это есть идея того, что говорится в Сефер Йецира "вывел огонь из воды и воду из огня" – тогда они могут соединиться и собраться вместе. Ибо огонь, который в воде и вода, которая в огне – могут соединиться, и посредством этого соединяются вода и огонь. Ибо вода – посредством того, что разделяют ее на части, и находят в ней противоположную силу - через это ослабляется ее сила. И подобно этому огонь – посредством отделения и разделения, когда находят в нем противоположность – ослабляется также, и тогда они могут соединиться вместе. И следовательно – это разделение является причиной соединения.

Кицур

В сущностных силах как вода и огонь и в каждой вещи – есть, в сокрытии, также противоположность. Посредством разделения и раскрытия этого сокрытия могут соединиться вместе.

Заин

И подобно этому – в разделении в хохмо, что это то, что производит разделение во всякой постигаемой вещи, ибо в начале своего раскрытия – это нкудо клолис, без всякого разделения частностей (и само собой, оно противоположно другой постигаемой идее, которая кажется противоположной данной идее), и посредством силы хохмо и сейхел они раздробляют постигаемое на множество частей и деталей в нем, также на несколько вещей противоположных и враждебных, и как объяснялось выше, что со стороны ацмус есть во всякой вещи hискалелус ее противоположности. И подобно этому во всякой постигаемой идее неизбежно будут несколько идей различных и противоположных друг другу, и когда он хорошо раздробляет постигаемое на его детали, неизбежно всякая постигаемая вещь в частности придет в движениях и идеях, различающихся друг от друга. Но есть объяснение и разум и логика для каждой и каждой, или одно и то же объяснение и разум заставляют прийти к некоторому выводу и одновременно к его противоположности, что тогда они не враждебны друг другу, а наоборот, они укрепляют и помогают друг другу. И только через это схватывается у него постигаемое очень хорошо, и схватывает его со всех его сторон и углов. И само собой, может соединиться и объединиться с другой постигаемой идеей, ибо они не противоположны друг другу, а наоборот, помогают друг другу. И эта способность мозга раздроблять каждую вещь на множество деталей таким образом, чтобы соединялись и объединялись вместе несколько противоположностей – это со стороны битуль, который есть в нем. И подобно словам РаЗаЛ: "пусть всегда человек будет гибок как тростник, и не будет жесток, как кедр". Ибо жесткая вещь – со стороны своей авиюс ("толстости") и йешус – нет в нем отклонения ни в одну сторону. Но гибкая (мягкая) вещь, со стороны своей мягкости – по своей сути может отклониться в любую сторону. И подобно этому примеру будет понятно в мозгу, что со стороны битуль, который есть в них, они разделяют всякое постигаемое, и всякое раскрытие света на множество частей, и множество деталей, и это есть идея отклонения в любую сторону, также в различия, противоположных друг другу, и посредством этого соединяются и объединяются все противоположности и становятся единым целым. И известно, что это есть истинное соединение и hискалелус, когда множество деталей соединяются друг с другом, и помогают друг другу, так, что невозможно найти начало и конец. Ибо они помогают друг другу, и это то, что они воспринимают друг от друга, что одна идея приводит к другой и т.д. И это истинное единство и нет здесь противоположностей совершенно. И поэтому такое единство - выше, чем единство сил, пока они заключены в сущности, ибо их единство там – поскольку их существование не ощутимо, но по сути нет у них никакого единства и соединения, наоборот, они противоположны друг другу, и если раскроются – будут враждебны друг другу, как объяснялось выше. Но здесь они соединяются друг с другом, так, что нет здесь противоположностей и противников совершенно, наоборот, они укрепляют и помогают друг другу. Следовательно, здесь – истинное единство. И следовательно, разделение, происходящее со стороны мойхин – только оно может привести и истинному единству. И также то, что со стороны мойхин то, что "эйн деойсейhен шовойс" – в святости они объединяются друг с другом, и как будет объясняться. И следовательно, наоборот, есть в этом преимущество, когда множество деталей объединяются и становятся единым целым. И это есть идея йихуд имени Гавайе, чтобы соединились множество деталей, чтобы быть единым целым, и как будет объясняться.

Кицур

Разделение в мозгу приводит к соединению, и приходит по причине битуль. Истинное единство – когда детали не противоречат друг другу, и наоборот, помогают друг другу.

Хес

И все это – в стороне кдушо, где есть аспект битуль, и это – причина объединения и единства. Но не так - в противоположной стороне, которые в аспекте раздробления из-за йешус, который есть в них. (И это есть основное различие в их корне между сфиройс тойhу и сфиройс тикун, что сфиройс тойhу были в аспекте ано эмлойх[36] именно, я и не другой. И также аспект царства был в аспекте йешус и hиспаштус. И это также причина того, что их битуль был в аспекте роцой[37] только, а не в аспекте шойв[38], как известно и объясняется в другом месте. И т.е., как известно, что аспект роцой – это не есть истинный битуль, а только hергеш ацмой[39] ("само-ощущение"). А основной битуль – в аспекте шойв именно, и этого не было в сфиройс тойhу со стороны йешус, который был в них. И поэтому они были в аспекте "раздельных ветвей". Но не так в сфиройс тикун, которые в аспекте битуль, и поэтому основное их движение – это шойв, что это есть идея hисйашвус[40], которая есть в тикун, что это есть аспект шойв, чтобы свет был мисйашев в сосуде именно, как известно и объясняется в другом месте. И это есть причина разделенности и раздробленности. И это есть идея клипы Мидьяна, что это есть ссора и спор и беспричинная ненависть друг к другу, даже если не сделал ему ничего дурного совершенно, и не затронул ничего из принадлежащего ему ни в чем, и также не замышляет против него дурного совершенно. Только, что он не может его вынести, и он ненавидит его полной ненавистью, так, что не может говорить с ним и не может быть с ним вместе ни в чем, даже в делах, связанных с святостью. И причина этого – только со стороны его йешус, он не оставляет места для другого, и он выступает против него (хотя не сделал ему ничего дурного, и нет у него никакого противодействия в частности против него), только самим тем, что он находится в мире, что тем самым он уменьшает его йешус, и из-за этого он не может терпеть его, и ненавидит его, и тем более, что не может соединиться с ним и т.д. И как это происходит за наши великие грехи во всех поселениях сынов Израиля, что есть разногласия в каждой вещи и во всех вопросах, связанных с общественной деятельностью, и особенно – в делах, связанных со святостью (как например, в вопросах раввинов и шойхетов и синагог и т.д.), что невозможно объединиться. Наоборот, если один говорит одно – то его товарищ говорит обратное. И то, что один строит – другой разрушает. И различия мнений происходят в действительности из-за пируд левовойс[41], что то, что он говорит противоположно своему товарищу – это не потому, что его разум так велит, но говорит то, что он хочет, а не со стороны логики разума, и почему он хочет так – это потому, что его товарищ хочет по-другому. Ибо общий принцип – что нужно хотеть и говорить противоположно своему товарищу, и это со стороны пируд левовойс, ибо не могут терпеть друг друга, и поэтому они враждуют друг с другом. (И из-за этого уничтожается общественное дело, жизненно необходимое. И они не смотрят на это совершенно, ибо основное – это собственный йешус).

Кицур

Различие сфиройс тойhу и тикун – битуль и йешус, шойв и роцой. Йешус – причина для пируд и синас хином.

Тес

И это есть также причина того, что вырастает ненависть между одним человеком и другим, без всякой причины и объяснения, только, что он не может терпеть своего товарища, и смотрит на него только дурным глазом, так, что становится мерзким и презренным в его глазах также хорошее, что есть в нем, и он отвергает и презирает служение своего товарища и его исполнение Торы и заповедей, и т.д. И хотя не сделал ему ничего дурного никогда, и также он не замышляет против него, чтобы сделать ему зло практически, только сердце его не мирно с ним, без всякой причины и смысла и т.д. И это то, что сказали "ахейхем сойнейхем[42]…", ибо ваши браться – они же ваши враги. Ибо "ах" – это язык соединения, т.е., также когда нет между ними ничего, чтобы их разделяло, и поэтому называются ахейхем – язык связи и соединения, и тем не менее, они же – враги, без всякого объяснения и причины, только потому, что не может терпеть его. И само собой, он не рад его покою и благу, и наоборот, будет радоваться его страданиям хас ве-шолом, и по крайней мере, не будет огорчен этим. В действительности, должны огорчаться страданиям другого больше, чем собственным страданиям, ибо о самом себе он может найти хешбон[43], что он заслужил наказания, хас ве-шолом, за свои не-добрые дела, и как сказали РаЗаЛ: "Если видит, что наказания приходят на него – пусть исследует свои дела". И когда исследует истинно, несомненно, найдет, или пусть отнесет это к греху битуль Тойро[44] и т.д., и само собой, не будет огорчаться этим, наоборот, примет их с любовью, поскольку это исправление его души и т.д. Но про другого он не может делать такие хешбойнос, ибо должен думать, что несомненно, другой – хорош во всех его делах, и не должен учить из себя на другого, ибо другой, несомненно, лучше его, и нужно судить всякого человека в сторону оправдания и т.д. И само собой, он должен очень огорчаться горю своего товарища и его страданиям, рахамоно лицлан[45], и просить милосердия Небес на него и т.д. (И если он знает истинно, что тот поступает не хорошо, должен говорить с ним наедине, и упрекать его за его дурные дела, и через это он вернется к Вс-вышнему и помилует его, и вернется гнев Вс-вышнего от него и т.д.). Но когда он не огорчается и тем более, когда он радуется этому – это со сторону его ненависти к нему, что ненавидит его напрасно, ни за что.

Кицур

Синас хином приводит к тому, что он не участвует в радости его товарища и в его горе. Для собственных страданий может найти причину, но не для страданий своего товарища, которого он должен судить в сторону оправдания.

Йуд

И вот, этот грех особенно находится, за наши великие грехи, среди служащих Вс-вышнему, ибо каждый и каждый "строит жертвенник для себя", в занятии Торой – так, как он понимает и думает, и также в занятии авойдо[46] – только так, как он сам понимает, и не объединяются и не соединяются друг с другом совершенно. А в действительности – основа всего для занимающихся Торой и служением, чтобы объединялись и разговаривали друг с другом, как в занятии Торой – барзел бебарзел йохад, ве-иш йахад пней рээhу[47], ибо не может сказать, что так, как он понимает своим разумом – это истина, и когда он слышит мнение своего товарища, и спорят друг с другом, стремясь найти истину – тогда приходят к истинному пониманию. И подобно этому – в аспектах служения, когда раскрывают друг другу язвы их сердца, и говорят об этом, и есть в этом несколько позитивных моментов. Первое, что есть несколько вещей, которых он не находит в себе сам, со стороны любви к себе самому, ибо "ал кол пшоим техасе аhаво[48]", и тем более, в том, что касается недостатков в мидойс и т.п. – любовь, которой человек любит себя самого по своей природе – покрывает это, а товарищ может обратить его внимание на это. И еще: когда он раскрывает язвы своего сердца в речи, то, когда он говорит об этом, ему становится очень больно в его душе, за все его не-хорошие дела, и искореняет свое желание к ним и т.д., и через это исправляется много и т.д. И это есть идея исповеди, как известно, что это великое исправление для души грешника, и это потому, что когда это приходит в речи, тогда это затрагивает его сильнее в глубине его души, и он очень горюет и раскаивается и т.д. И пример на это – то, что сказано "дааго белейв иш йашхено[49]", и сказали РаЗаЛ: "йесихено леахейрим[50]", и мы видим, что когда он говорит о своем горе, тогда его горе становится сильнее, чем было раньше, но после этого становится ему легче. И подобно этому в служении, когда он говорит о язвах своего сердца, во время этого ему очень горько, но после этого ему становится легче, ибо этим он удаляет много из язв и грехов и т.д. Еще, когда говорят вместе, то каждый ищет совет на это, как исправить, и делают соглашение, принимая на будущее, исправить свои дела, чтобы было так и так и т.д. И соглашение, которое делают двое или многие, это гораздо крепче, чем решение, которое он принимает сам по себе. И следовательно, единство среди ойвдей Гашем[51] – это великое благо в нескольких деталях. И все это – когда есть в нем битуль, и он может объединиться и приблизиться с другим, но когда он в мциюс йеш, само собой, он не совершенно не способен раскрыть язвы своего сердца другому. Или он считает другого очень низким, и тогда – как же он раскроет перед ним свои дела, и чем это поможет ему, т.е., какая польза будет ему от другого. И самое главное – что по своей сути он не способен соединиться с другим, как в занятии Торой, поскольку он считает, что его мнение – единственно правильное, и такова истина, а мнение другого он не принимает совершенно, чтобы услышать и обсудить его без посторонних отклонений и т.д. И тогда обратно, когда он говорит вместе с кем-то еще о какой-то идее разума, они разделяются больше, и становятся врагами еще больше (и это становится у него после этого объяснением, почему он не может быть вместе и соединиться с ним, ведь он сказал так и так и т.д.)

Кицур

Беспричинная ненависть среди служащих Вс-вышнему. Польза дружбы и речи в изучении Торы и в авойдо. Причина разделения в занятии Торой.

Йуд алеф

И подобно этому в аспектах служения – они не могут соединиться и объединиться, поскольку он совершенно не видит ценности в служении другого, и не считает его служащим Вс-вышнему, и ищет недостатки в служении своего товарища, и презирает и считает ничтожным добро, которое есть в нем. И если найдет в нем какой-то недостаток, даже внешний, который совершенно не затрагивает суть служения – увеличит и расширит это, и будет говорить об этом много, и позорить его. И тем более – если находится в нем какое-то нехорошее качество, поскольку нет человека, который был бы совершенным – решит из-за этого, что все хорошее, которое есть в нем – это совершенное ничто, и будет преувеличивать значение дурных его качеств перед добрыми, вплоть до того, что он у него как будто бы не существует вообще. И в действительности это не так, ибо то, что он служит Вс-вышнему в молитве, и занимается Торой и исполняет заповеди – это добро, и это основная его работа и служение в течение всего дня – то, что он занимается молитвой и Торой ит. д. И то, что находится в нем дурное качество – это потому, что он еще не исправил себя полностью, ибо "аир пэрэ одом йиволейд", ибо с рождения он не исправлен, и это его работа все дни его жизни – чтобы исправить свои мидойс, и про это сказано "йемей шнойсейну боhейм шивъим шоно", "боhейм" – буквы "бhеймо", и указывает на дурные природные качества животной души, что на это дано человеку семьдесят лет, для того, чтобы исправить семь своих дурных качеств. И невозможно исправить все одновременно, только "меат меат агорашену мипонехо", ибо нужно для этого огромный труд и работа, пока в течение времени, с большим трудом в молитве и hисбойненус Элойкус и усилением мидойс Б-жественной души он ослабляет и очищает природные качества животной души, и когда он служит Вс-вышнему – несомненно, он очистит и исправит свои мидойс. И иногда нужно в этом помощь от другого, ибо сам по себе, со стороны любви к себе самому, иногда он не знает о дурном качестве, которое есть в нем. И товарищ должен обратить его внимание на это, и найти советы и т.д., как говорилось выше, и если он любит его истинно – должен обратить его внимание на это, и говорить с ним об этом один на один, и найти ему совет, как исправить и т.д. И когда он не делает так, а относится презрительно, и презирает и унижает его, и особенно – перед другими – это указывает, что он ненавидит его, что ненавидит его в своем сердце, и не желает совершенно его блага (и также – чтобы вообще было служение Вс-вышнему, как каждый и каждый должен желать истинно, чтобы было служение Вс-вышнему в мире, ибо это есть воля и желание Вс-вышнего), и наоборот. И причина этого – поскольку он сам не служит Вс-вышнему истинно, что его собственное служение – не истинно, и хотя он служит Вс-вышнему в молитве и Торе, тем не менее, это не истинное служение с битуль и отставлением себя в сторону, но в аспекте йешус и само-ощущения и т.д.

Кицур

Разделение в аспектах служения – из-за объяснений, которые далеки от истины. Причина их – ненависть и отсутствие истинного служения.

Йуд бейс

И вот, поскольку известно, что в служении есть две способа служения. Первое - служение в радости, и т.е., когда он постигает и хорошо углубляет свою мысль в величии Вс-вышнего, как в том, насколько Он велик в творении йеш меаин, как говорится в другом месте, что кроме того, что само творение йеш меаин это удивительная вещь, в которой чевлоек не имеет никакого представления совершенно, как говорится в другом месте (см. то, что говорится об этом в маамаре, начинающемся словами "Самах тесамах" 5658, в начале). Еще – есть в этом удивительные вещи, ибо известно, что творение йеш меаин – это в аспекте несоизмеримости, что это есть различие между ило веолул и творением йеш меаин, что ило веолул – это аспект hашпоо с приближением, когда причина облачается в следствие, и следствие ощущает свою причину, и поэтому следствие соизмеримо с причиной. Но в творении йеш меаин, когда творение – несоизмеримо, и следовательно, hашпоо приходит в аспекте удаления уровня, когда творец скрывается и прячет себя от творения, и не облачается в него, как облачается причина в следствие. И также необходимо сказать, что творящая Б-жественная сила постоянно находится внутри творения, и посредством этого оно существует, как отдельное существование, и если бы удалилось от него, хас ве-шолом, то стало бы полным ничто и т.д. Ибо существование йеш – это новая вещь (довор ходош), и всякое обновление – должен обновляющий находиться в нем постоянно, и если нет – прекратится это обновление. И это не подобно ило веолул, как сейхел и мидойс, когда возможно существование эмоции, даже когда он забудет причину, и это потому, что мидо – это не есть по сути новая вещь, и существовала также прежде, поэтому возможно существование мидо даже когда забудет причину (и тем не менее, в сокрытии есть в ней из сейхел, и как объясняется в другом месте). Но йеш меаин – поскольку это гисхадшус, то мехадейш должен находиться в нем постоянно, и только тогда – существует его существование. И следовательно, есть здесь две противоположные идеи – что Он в аспекте удаления уровней, и тем не менее, Б-жественная сила постоянно находится внутри каждого творения, и как сказано "леойлом Гашем дворхо ницов башомоим". И сама идея йеш меаин делает необходимыми их обоих. Или когда он задумывается о величии и возвышенности Эйн Соф самого по себе, величию которого нет исследования, и очень углубляет свою мысль, пока эта идея не воспринимается и не схватывается у него хорошо, так, что Б-жественный свет со всей своей силой и возвышенностью светит в его душе, и тогда он возвеселится в душе своей весьма, что это есть идея радости души во Вс-вышнем, создавшем ее, и прилепит душу свою к Б-жественности, с прилепленностью и стремлением и душой, стремящейся и т.д. И в общем – это идея служения из любви, что это есть аспект прилепленности души и ее радости во Вс-вышнем, и как радость человека, когда он видит своего любимого друга, как объясняется в другом месте.

Кицур

Служение в радости, от углубленного размышления о величии Вс-вышнего, самого по себе или со стороны творения. Йеш меаин заставляет сделать вывод, что он эйн оройх, и что творящий постоянно находится внутри творения.

Йуд гимел

И второй способ – это в служении в аспекте шифлус именно, и в аспекте мрирус от своей удаленности, и т.е., когда он из морэй дэхушбено во всех деталях своих мыслей, слов и действий, которые не во имя Вс-вышнего, и даже не запрещенные дела, хас вешолом, но в разрешенных вещах, которые не во имя Небес, что это также есть зло и т.д. И также, даже когда он делает добро, исполняя Тору и мицвойс, это не так, как должно быть. И как известно, что в каждой заповеди есть специальная кавоно в служении, и как например тфилин – чтобы подчинить сердце и мозг, чтобы его сердце и мозг были во имя Вс-вышнего только. И четыре вида растений в лулаве – это идея единства, и эсрог – первые буквы слов "ал тевоэйни регел гааво". И еще есть общее намерение в каждой заповеди, чтобы было принятие ига небесного царства. И как говорится в Книге бейноним, гл. 41, две этих кавонойс. И если исполнение заповеди не происходит таким способом, и делает это холодно и только по привычке –то это не так, как должно быть. И в особенности – когда он задумается о величии и возвышенности Эйн Соф, что перед истинной мощью его величия и возвышенности даже истинное служение – это как ничто истинно, и наоборот, считается грехом. И как например, великий и страшный царь – когда служат ему не на уровне его величия – то это унижение перед ним, ибо всякое служение должно быть соответственно уровню того, кому он служит, и не похоже служение перед простым челоеком, как перед великим царем. И когда он будет служить великому царю, как служение перед простым человеком, это будет считаться грехом, и это подобно восстанию против царя, ибо унижает его величие и т.д. И подобно этому примеру будет понятно Свыше, что по мощи величия возвышенности Эйн Соф, величию которого нет исследования совершенно – даже служение самых великих праведников не соответствует мощи его величия совершенно. И это то, что каждый и каждый говорит видуим в десять дней раскаяния, "ошамну…", даже совершенный праведник, как Мойше рабейну – должен был говорить видуй в десять дней раскаяния, и это потому, что перед истинным величием и возвышенностью также истинное служение считается грехом. И это то, что сказали РаЗаЛ: "вайикойд арцо[52]" – меру истины увидел" – ибо кто может устоять перед Его истиной. И как говорится в другом месте


[1] "Пусть снарядятся из вас мужи в войско, и будут они против Мид'яна, чтобы совершить возмездие Господне над Мид'яном." (Матойс 31, 3)

[2] "По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско." (Матойс 31, 4)

[3] Гисталкус - Уход, подъем. Смерть праведника

[4] Мидраш Раба начало гл. Матойс

[5] См. Сидур Алтер Ребе Шаар Лаг БаОмер.

[6] "Ибо враждебны они вам своими кознями" (Пинхас 25, 18)

[7] Гавайе - Четырехбуквенное Имя Вс-вышнего. Указывает на постоянство творения - "меhаве".

[8] Пгам - Повреждение, букв. "зазубрина" (посредством греха)

[9] "По тысяче из колена, от всех колен Исраэля пошлите в войско." (Матойс 31, 4)

[10] беспричинная ненависть

[11] Ахдус - Единство

[12] Йихуд - Единство; единение. см. также йихудим

[13] Гискалелус - Взаимопроникновение, сочетание

[14] Мудрость. Сфира "хохмо". см. Ов, хохмо. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[15] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[16] Сфиройс - Сфирот. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[17] Мойхин - Мозг

[18] Мидойс - Букв. "меры". Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[19] "Есть у меня все" (Вайишлах 33, 11)

[20] "Есть у меня премного" (Вайишлах 33, 9)

[21] Нефеш - Душа. Нижняя (из пяти: Нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо) ступень души. Введение в понятие - см. Шиурим в книге Тания, гл. 2

[22] Тоhу - Хаос, мир Хаоса

[23] Клипа - Оболочка. Скорлупа. В каббале и хасидизме: сторона, противоположная Святости. См. клипойс

[24] Ситро охоро - Букв. "другая сторона" (арам.). В каббале и хасидизме: противоположная сторона (Святости)

[25] Разбиение сосудов

[26] Клипа Мидьяна. Раздробленность. Общая идея мира тойhу и клипо

[27] Йешус - "Есть", "Отдельное существование"

[28] Мциюс - Существование. Реальность

[29] Битуль - Подчинение, самоустранение

[30] Ов, хохмо - Отец; мудрость. Сфира "хохмо". Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[31] Сила "ма" - битуль. Хохмо. Нечто непостижимое

[32] "Вы – свидетели Мои," (Йешайа 43, 10)

[33] "И станом стоял там Исраэль" (Йисрой 19, 2)

[34] простая (сущностная) воля

[35] Характеры (другой вариант: мнения) их различны

[36] "Я буду царствовать" (сфиройс тойгу)

[37] Движение "вверх"

[38] Движение "вниз". См. также роцой

[39] Самоощущение

[40] Устойчивость, стабильность

[41] разделение сердец

[42] "Братья ваши, ненавидящие вас" (Йешайа 66, 5)

[43] Хешбон - Счет. Счет души (т.е., раскаяние)

[44] Неисполнение заповеди изучения Торы (когда человек может ее изучать)

[45] не дай Б-г

[46] Авойдо - Работа; служение.

[47] "Железо железо острит, а человек изощряет взгляд друга своего." (Мишлей 27, 17)

[48] "Любовь покрывает все грехи." (Мишлей 10, 12)

[49] "Тревога на сердце человека, – пусть подавит ее," (Мишлей 12, 25)

[50] пусть расскажет ее другому

[51] Ойвдей Гашем - Служащие Вс-вышнему

[52] "И поклонился до земли," (Тисо 34, 8)

Запись опубликована в рубрике: .