Очень непростой разговор о Катастрофе (продолжение). Можно ли считать Катастрофу наказанием за грехи того поколения? Это мнение рава Шаха.
Любавичский Ребе говорит: "даже сам Сатана не нашел столько грехов, чтобы оправдать такие мучения шести миллионов"
Ребе из Пясечно - погибший в огне Катастрофы - оставил нам свои толкования, написанные в гетто Варшавы. Мы видим, как меняется его взгляд. Он не отрицает позиции суда. Но при этом он считает значимым страдание.
- - -
У меня была идея попробовать продолжить Шагара, которого мы начинали, по поводу воздаяния. И, может быть, возьмем кусочек из книги «Душа» рава Ицхака.
О чем шла речь? Речь шла про то, пытаться ли объяснить Шоа или нет, пытаться ли объяснить Катастрофу или нет. И в более широком смысле – воздаяние, как относиться к этому понятию. Т.е. или Всевышний - судья и это его основное качество, или нет. Давайте сначала прочитаем, потом я предложу свое объяснение.
Диспут Ребе и рава Шаха.
Кто такой Ребе – все знают. Рав Шах – это был один из лидеров литовского еврейства. И в начале 90-х годов или в конце 80-х между ними разгорелась ожесточенная дискуссия о том, как относиться к Катастрофе. Дальше он рассказывает, в чем состояло их разногласие. И дальше Шагар предлагает свою интерпретацию, ну а мы, может, предложим свою.
Различие между подходом Рамбама и подходом каббалы и Хасидута относительно страданий, которые приходят на человека. Он в каком-то смысле может проиллюстрировать его тем диспутом, который разгорелся в наши дни между рав Шах и Адмор из Хабада Ребе из Любавич по поводу Шоа.
Ужасные размеры Катастрофы, которые выводят ее за пределы обычных исторических событий нарда Израиля и человеческой истории вообще, поэтому кто-то называет Катастрофу антитезой Дарования Торы на горе Синай и трансцендентального раскрытия сил зла. Есть такое мнение.
В израильском контексте некоторые считают, что Катастрофа – это основа израильского светского сознания. Подобно тому, как исход из Египта – это основа еврейской религии, так же Катастрофа – это основа светского сознания израильтян. Катастрофа позволяет израильтянам сформировать национальное сознание, не связанное с религией, поскольку во время Катастрофы преследовались и светские, и религиозные, все вместе.
И поэтому в образовательных учреждениях очень много говорят о Катастрофе и есть поездки детей в Польшу и т.д. Т.е. вообще Страна воспринимается как ответ на Шоа, как ответ на Катастрофу. Кто-то говорит о том, что это подтверждение правоты Герцеля, который видел в сионизме решение вопроса антисемитизма. Парадоксальным образом нацизм, который преследовал евреев за то, что они евреи, не на религиозной почве, в каком-то смысле он помог сформировать еврейско-израильскую идентичность, которая вообще не зависит от религии. Это светский взгляд на вещи.
Теперь с точки зрения религиозной. Можем ли мы сказать, что это что-то другое и что обычное понятие «провидение» и «нет смерти без греха» не относится к ней?
Литваки говорят: «Мы не видим здесь никаких оснований для того, чтоб считать это исключением из правил. Всевышний ведет себя со своими творениями по законам, которые написаны в Торе. Так считают литваки, миснагеды.