Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Йоэл Шпиц. Сердце, вера и разум. 21 авг 2022

Йоэл Шпиц – это ученик рава Штейнзальца, с которым мы познакомились за счет фейсбука, и он рассказывает совершенно замечательные вещи. Он сейчас, кстати, издал книгу из своих историй, эту книгу я хочу получить каким-то образом.

Сердце, вера и разум. Как учиться у великих учеников, у великих учителей? Как правильно относиться к большим учителям? Он рассказывает про своего дедушку.

Мой дедушка жил по дороге от детского сада домой. И когда я шел из детского сада домой, и когда я учился в школе, я заходил к нему почти каждый день — получить от него конфетку, скушать от него пирожок, иногда помочь ему приготовить гефилте фиш. Что объединяло все эти времяпровождения? Были вопросы, которые я задавал ему, и истории, которые он рассказывал. Очень много часов он мне рассказывал про жизнь хасидов в Польше в его детстве, про семью, которая у него была перед Катастрофой, и про лагеря. Общее для всех тех историй был какой-то хасидский дух, который сочетал добрый взгляд на мир с юмором и трезвым взглядом на мир. Добрый взгляд на мир, юмор и трезвый взгляд на мир – такие были старые пойлише хасиды.

Мой дед был из семьи Александровских хасидов и даже близкий родственник Ребе. И воспитание, которое он получил, окрасило его внутренний мир в какие-то красивые цвета и уже после того, как внешнее окружение было разрушено. Т.е. в каком-то смысле он остался Александровским хасидом, хотя мир изменился совершенно.

Я любил его всей душой. Я могу сказать, что когда он умер, когда мне было 11 лет, его истории сопровождают меня каждый день. Одна из историй, которую он повторял, и моя мама про нее часто говорила, — это стало как бы направляющей звездой, которая направляет мой путь. И это следующая история.

Так рассказывает дедушка:

Когда мне было от 10 до 20-ти, то иешивная учеба перестала меня удовлетворять. Я продолжал учить хумаш, гемара, я искал еще чего-то. Я занимался спортом, я ездил на велосипеде, потихонечку начал заходить в бизнес моего отца, который занимался торговлей деревьями. Я так быстро научился этому, что в 17 лет меня отец уже посылал по просторам Польши закрывать какие-то бизнесы небольшие.

Один раз я ехал в лес вокруг города Александр, там, где жил Ребе. И поскольку я работал с гоем, я одевался по тогдашнему обычаю – в короткую одежду, пиджак, а не в длинную одежду, как было принято среди хасидов. Я закрыл этот вопрос бизнеса. Я поехал к своему дяде, он был тоже родственник Ребе и он руководил раввинским судом города. Когда дядя увидел, как я одет по последней польской моде, он очень разозлился.