בס"ד
Предисловие
Еврейство – это сущность
Эта часть книги Тания приходит в продолжение двух предшествующих частей. Первой части – "Ликутей аморим", "основанной на посуке "ки коройв эйлехо hадовор меойд бефихо увилевовхо лаасойсой[1]", хорошо объяснить, как это очень близко, дорогой короткой и длинной, с помощью Вс-вышнего, благословен Он" (текст титульного листа Ликутей Аморим, написанный самим Алтер Ребе); и второй части – Шаар аЙихуд ве-hо-эмуно, объясняющим единство Вс-вышнего двумя способами, "йихудо илоо[2]", и "йихудо сатоо[3]" (начало Шаар аЙихуд).
Не идет речь о различных вещах, соединенных вместе, но о частях одной книги, общее содержание которых – одна центральная идея, которая находит свое выражение в различных темах и в различных деталях.
Центральная идея, которую объясняет Алтер Ребе во всей книге Тания, что это, в сущности, центральная идея всего хасидизма (особенно – хасидизма Хабад. См. подробно – Пниней Тания на титульный лист Ликутей Аморим):
Не смотреть на Тору и заповеди как лишь на определенный способ поведения, который заповедал Творец своему народу Израилю, еврейство – это не только "способ поведения". Еврейство – это сущность. Внутренняя глубинная сущность, которая находится в душе каждого еврея, кем бы он ни был, и какими бы ни были его дела.
Задача еврея – раскрыть эту внутреннюю глубинную сущность и проявить ее, и как продолжение и результат этого раскрытия сущности, это найдет свою реализацию в исполнении Торы и заповедей.
В Ликутей Аморим Алтер Ребе объясняет, что есть та внутренняя глубинная сущность ("нефеш Элойкис[4]"), которая существует в каждом еврее, каким образом раскрывают ее и проявляют, почему так важно исполнять Тору и заповеди в материальности, и каков их смысл, каковы силы "животной души", и как можно воевать с ней и перевернуть ее в добро.
В Шаар аЙихуд ве-hо-эмуно Алтер Ребе объясняет идейный базис, который стоит за этим подходом. Факт, заложенный в основе Б-жественной души – что Гашем эход[5] и эйн ойд милвадой[6] совершенно, таким образом, чтобы также простой разум понял это, и признал и почувствовал, что Гашем hу hоЭлойким[7].
[Хасидим рассказывают, что у Алтер Ребе была идея поставить Шаар hа-йихуд ве-hо-эмуно перед "Ликутей Аморим" (по-видимому, поскольку ахдус Гашем – это основа всего). И также после того, как порядок был установлен не так, Алтер Ребе оставил в предисловии к шаар hа-йихуд ве-hо-эмуно (в "Хинух котон") слова "как будет объясняться" в будущем времени, и имеется в виду объяснение в Ликутей Тойро, для того, чтобы подчеркнуть, что все еще возможно сказать, что Шаар hа-йихуд ве-hо-эмуно – это первая часть].
В "Игерес а-тшуво" Алтер Ребе объясняет сущность тшуво[8], что это не означает только раскаяние в каких-то деталях поведения, но "вернуться к Вс-вышнему", и как это нужно сделать истинно и с цельным сердцем.
В первых трех главах объяснение идет по "ниглэ[9]" Торы (но так, как хасидут Хабад учит ниглэ); в пяти средних главах – в соответствии с пнимиюс[10] Торы, в соответствии с каббалой и тайным учением (как хасидизм Хабад объясняет их); и в последних четырех главах – по ниглэ и по пнимиюс одновременно.
"Игерес"
"Игерес" означает, 1) то, что посылается в далекое место, куда трудно дойти. 2) То, что не хранят долгое время, но только временно, в тот момент (в отличие от "книги", которую хранят постоянно, и не посылают обязательно в далекое место).
И поэтому Алтер Ребе называет эту часть книги Тания "Игерес атшуво", а не "шаар а-тшуво" и т.п. – для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет здесь о еврее, который находится во временной ситуации, в положении, в котором еврей не должен находится постоянно, но случилось то, что случилось, и он споткнулся в грехах и упал в "далекое место". Алтер Ребе посылает и протягивает ему руку помощи и поддержки, чтобы выйти из того далекого заброшенного места, и прийти в его истинное постоянное место, как еврей должен быть по Торе.
Т.е.: во многих других местах в хасидизме объясняется "не так, как ошибочно считают многие, что тшува – только за грехи" (Ликутей Тойро в начале гл. hаазину), но "основа тшувы – как сказано "веhо-руах тошув эл hоЭлойким[11]", тшува, которая имеет отношение также к тому, кто никогда не грешил – но здесь, в Игерес атшуво – объясняется, в основном, что должен делать тот, кто споткнулся в грехе, тот, кто упал в далекое место и в положение, которое не должно быть, временное положение.
Здесь, таким образом, говорится о тшуве по простому смыслу, тшуве за грехи. Алтер Ребе учит также грешника, как сделать тшуво и вернуться к Вс-вышнему.
[1] "Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его." (Ницовим 30, 14)
[2] Йихудо илоо - Высшее единство. См. Йихудо илоо, йихудо сатоо
[3] Йихудо сатоо - Нижнее единство. См. Йихудо илоо, йихудо сатоо
[4] Б-жественная душа
[5] Б-г един
[6] "Нет более кроме Него." (Воэсханан 4, 35)
[7] "Вс-вышний – Он Б-г" (Млахим Алеф 18, 39)
[9] Открытая Тора
[11] "А дух возвратится к Б-гу, Который дал его." (Когелет 12, 7)