Глава 1. Вернуться к Вс-вышнему

בס"ד

Вернуться к Вс-вышнему

"Танья"

Также как в Ликутей Аморим, также и в Игерес атшуво, непонятно, на первый взгляд, откуда Алтер Ребе взял слово "Танья[1]", которое, на первый взгляд, не встречается в Геморо в конце трактата Йома там.

И требуется искать в "Эйн Яаков" гирсо[2], по которой возможно сказать, что слово "тания" (появляющееся в Геморо несколькими строками раньше в отношении слов другого аморы[3]) имеет отношение также к этому отрывку, приводимому здесь в игерес атшуво.

И также здесь задается вопрос, для чего потребовалось Алтер Ребе входить в эту проблему, и ведь он мог бы написать языком Геморо ("спросил р. Масья бен Хорош") без слова "танья"?

И ответ на это – это тот же ответ, как в Ликутей аморим, что в этом слове есть особое достоинство и свойство, и по двум причинам, связанным друг с другом:

1. "Танья" – это название клипы, которая находится, в особенности, среди мудрецов Торы, и приводит у них к "йешус[4]" и самодовольству, чтобы учить только простой смысл Торы, и не видеть свет и пнимиюс. Для того, чтобы устранить эту клипу, Алтер Ребе начал свою книгу со слова "Тания" (и вплоть до того, что вся книга называется "тания". По этой причине еще несколько книг в пнимиюс[5] Торы начинаются со слова "Танья").

2. "Танья" – буквы "эйсон[6]" – цель Тании – раскрыть "эйсон" в душе, ту внутреннюю глубинную сущность, которая есть в сущности души, вся суть которой – Б-жественность, и посредством этого преодолеть все "препятствия и преграды", и быть (а не только "вести себя") как должно быть.

Цель – прощение и искупление

Танья бесойф Йоймо шлойшо халукей капоро гейм усшуво им кол эход.

Хидуш[7] Алтер Ребе в этой главе, первой главе Игерес аТшуво, состоит в особом подходе ко всей теме тшувы. Алтер Ребе подчеркивает, что не идет здесь речь о "взаиморасчетах", об отдельном пгам[8] посредством греха, и об исправлении этого конкретного греха посредством тшувы, но переходе от общего положения и состояния прикас ойл малхус шомаим[9], к принятию ига Небесного царства. Не "тшува за грех", но "вернуться к Вс-вышнему". У этого подхода есть много значений и изменений в общем понятии идеи тшувы, и как далее будет объясняться.

Перед тем, как Алтер Ребе начинает объяснять свою систему, он приводит во вводной части барайту в конце трактата Йоймо, из которой ясно, что капара[10] – также она часть тшувы, и более того – вся цель и смысл тшувы – это капара.

Когда изучают поверхностно тему тшувы, находят, на первый взгляд, что нет связи между тшуво и капоро. Возможны различные ситуации, что человек совершает настолько серьезный грех, что невозможно его искупить, и тем не менее, он может и должен вернуться в тшуво, даже если грех не будет ему прощен.

Отсюда, на первый взгляд, следует, что тшува – это нечто другое, не имеющее отношения к капоро (только, что одна из причин того, что Вс-вышний простит ему –это тшува).

Если исходить из того, что тшува – это "раскаяние за грехи" – понятен аткой подход. Тора говорит человеку, который согрешил, что он должен сделать тшуво, и нет у этого никакой связи с тем, простит ли ему Вс-вышний или нет.

Но по системе Алтер Ребе, что тшува – это не только за конкретный грех, но "вернуться к Вс-вышнему", то основная идея тшувы – это вернуться к состоянию связи с Вс-вышним. И, следовательно, все, что человек "ищет", когда он делает тшуву, это чтобы Вс-вышний простил ему грех, и он снова был связан с Вс-вышним.

И хотя возможно положение тшувы за столько серьезный грех, что грех не будет ему прощен, и тем не менее, он должен делать тшуву, как говорилось выше – но тем не менее, смысл и идея тшувы – и, говоря языком хасидизма, "искомое", и цель тшувы – это капоро – прощение и искупление.

И, как например, в молитве – когда человек молится Вс-вышнему, то, "искомое" и цель молитвы – чтобы Вс-вышний исполнил его просьбу и желание. Но даже если его просьба не была исполнена, несомненно, что он исполнил заповедь молитвы.

Также и в тшуво – "искомое" и цель – это искупление, даже если из-за какой-либо причины он не удостоился, чтобы Вс-вышний простил ему.

И поскольку в данной барайте в конце трактата Йома подчеркивается, что тшува и капара – это одна идея – "три ступени искупления и тшува с каждой из них"; и, более того, барайта говорит "не сдвинется оттуда, пока не простят ему" (а не, коротко, "прощают ему" и т.п.), подчеркивается, что цель и "искомое" в тшуве – это искупление. И отсюда обоснование и введение в систему Алтер Ребе, которую он далее объясняет в Игерес аТшуво, что смысл тшувы это – "вернуться к Вс-вышнему".


[1] Учили (в барайте); клипа, называемая "тания"

[2] Версия

[3] Учителя эпохи составления талмуда

[4] "Есть", "Отдельное существование"

[5] Пнимиюс - Внутреннее, глубинное содержание

[6] Прочный. Вечный. Сущность души

[7] Новость, обновление. Открытие

[8] Пгам - Повреждение, букв. "зазубрина" (посредством греха)

[9] Сбрасывание ярма (небесного царства)

[10] Искупление; очищение; прощение

Запись опубликована в рубрике: .