Диалектический подход

Диалектический подход

Рав Кук подчеркивает дидактический характер реальности. «Формальная логика не способна учесть противоположности и настаивает на их разделении. В действительности, однако, противоположности объединяются, чтобы оплодотворить друг друга, особенно в интеллектуальном контексте» (HR, стр. 47). Литература питается духовным напряжением. Внешнее влияние «генерирует идеи, подобно тому, как почва поглощает семена, принесенные извне». Этому соответствуют плоды «внутреннего источника нашей души». «Многолетнее трение между этими стихийными силами зажигает в нашей душе зарево литературного творчества» (ОХК 2, с. 337). Позитивно-отрицательная динамика в механике 37 имеет свое духовное следствие. Ошибочная «несовместимость противоположностей» нависла над Наукой «железным ярмом», тормозящим прогресс. «Эксперименты и расширение перспективы привели к историческому подтверждению того, что противоположности излучают «положительный заряд», эффективная эксплуатация которого приносит пользу человеку... Мы еще далеки от того, чтобы наши научные достижения соответствовали нашему пониманию устройства и законов разума». Диалектическая структура интеллекта отражена в талмудическом восприятии 38 галахических разногласий: «Один и тот же Бог даровал нам эти (законы); тот же наставник (т. е. Моисей) передал их из уст Творца, благословен Он»; следовательно, «оба приговора отражали слова живого Бога» (EY, стр. 13). Точно так же столкновение между хасидизмом и его противниками имело стимулирующий эффект для обеих сторон (там же, стр. 2526־).

Диалектический подход рава Кука, питаемый наукой и каббалой 39, также отражал триадическую парадигму тезиса-антитезиса-синтеза, принятую в современной философии. Помимо управления физической и духовной реальностью, диалектический процесс включал в себя объединяющую схему, суть которой заключалась в прогрессе. 40 Нынешние разногласия и конфликты не смогли изменить восприятие вселенской гармонии равом Куком: 41

Тот, кто назвал мою душу расколотой, сказал правду. Это действительно так. Мы не можем представить себе человека, чья душа не была бы разорвана. Только неодушевленное остается нетронутым. Человек питает противоречивые стремления, которые порождают непрекращающееся внутреннее столкновение. Все наши усилия направлены на разрешение диссонанса в нашей душе в рамках всеобъемлющей концепции, высокое величие которой означает совершенную гармонию. К этому окончательному идеалу, хотя и не в пределах досягаемости каждого смертного, можно приблизиться, практикуя каббалистические ихудим (обряды Объединения).

(Философия рава Кука, Цви Ярон, авто-перевод с англи. Гл. 5)

Запись опубликована в рубрике: .