Здесь есть много каббалистических терминов которые у меня нет ни сил ни смысла обьяснять (хорошо, если я сам их понимаю...), однако смысл ясен: Ребе способен вытащить хасида из любой грязи, и избавить из любой опасности. Как он это делает? У Ребе свои «секреты фирмы»…
В 1947 году, два года спустя после окончания Второй мировой войны, рабанит Хана Шнеерсон — мама Ребе — прибыла в Париж, чтобы продолжить оттуда свой путь в США, чтобы находиться рядом со своим сыном. Это было после многих лет, когда она находилась в ссылке вместе со своим мужем, рабби Леви Ицхаком Шнеерсоном, ссылка, из которой он не вернулся.
Ребе, который был тогда только зятем Ребе Раяца[1], прилетел в Париж, чтобы встретить свою мать, которую он не видел на протяжении многих лет, и сопровождать ее по дороге в США. Ребе находился в Париже несколько месяцев, чтобы собрать необходимые для въезда в США документы, и в течение этого времени хасиды Хабада в Париже использовали возможность, и просили у Ребе сделать с ними итваадут (хасидское застолье).
На одном из итваадутов, несколько хасидов попросили у Ребе, чтобы он просил за них пробудить «великую милость» у своего тестя, Ребе Раяца, чтобы они смогли получить визы, выехать из Франции, и приехать в США. Ребе посмотрел на хасидов — среди них были некоторые очень знаменитые хасиды — и улыбнулся.
- Вы думаете - сказал Ребе — что кто-то должен напоминать Ребе думать о вас, и пробуждать на вас милость Небес? Я расскажу вам историю.
В результате ареста и мучений, которые Ребе Раяц испытал в застенках ГПУ, Ребе Раяц заболел. Когда он уже находился в США, в течение некоторого времени к нему приходился медсестра, чтобы сделать ему укол. Это всегда происходило в точно установленный час — 7 утра по часам.
Ребе сидел за столом, уже готовый к процедуре. Медсестра заходила, делала укол, и уходила.
Однажды, рассказывает Ребе, она пришла на одну минуту раньше времени. Она постучала в дверь комнаты Ребе Раяца, но никто не ответил. Она подождала до 7 утра, снова постучала — и снова никто не ответил. Она открыла дверь и вошла, и вдруг она видит, что Ребе Раяц сидит спиной к двери, глаза его закрыты, и кажется, он вообще не находится здесь.
Медсестра страшно перепугалась, позвала членов семьи, жену Ребе Раяца и т.д. — и все тоже перепугались, и послали за Ребе (зятем), чтобы он немедленно пришел. Ребе пришел, увидел, в каком состоянии находится его тесть, но не испугался совершенно, только наклонил голову к устам тестя, и услышал, что он очень тихо произносит «Песнь на море». Ребе сказал медсестре и домочадцам, что все в порядке, и не нужно беспокоиться, нужно только подождать. Через некоторое время Ребе пробудился от того, где он находился, и вернулся к своему обычному функционированию.
В ту ночь, двенадцать часов спустя, пришла телеграмма из России, что группа хасидов находилась в смертельной опасности, когда они переходили границу, и если бы их схватили — им бы всем угрожала смерть. В тот момент, когда они смогли, с помощью Вс-вышнего перейти границу — и у них была большая помощь Небес в этом — это был в точности час, когда Ребе находился как бы «в прострации» и говорил шепотом «Песнь на море».
Итак, завершил Ребе свое повествование, знайте, что Ребе находится вместе с каждым хасидом, особенно — с близкими к нему хасидами, и думает о них постоянно, особенно, когда им угрожает опасность. Когда кто-то из хасидов находится в опасности — Ребе находится рядом с ним, пробуждает на него Милосердие Небес, как будто бы берет его за руку, и выводит его из опасного места.
До сих пор — история про Ребе. Далее — комментарий рава.
Ребе и хасид
Эта история показывает, насколько тесно связан праведник со своими хасидами. Каждый еврей способен, здесь и сейчас, стать хасидом Ребе. Есть сверх-сознательная связь между Ребе и хасидами. Хотя здесь присутствует также мысль, говорится, что Ребе думает о своих хасидах (а не только молится за них), и кроме того, что он чувствует их и знает, что с ними происходит, есть здесь нечто куда более высокое, способность Ребе силой своей мысли вытащить своего хасида из любой грязи, из любой опасности. Однако, эта «мысль» Ребе о своем хасиде — это вообще не разум. Ясно, что Ребе делает это посредством того, что пробуждает милосердие Небес, чтобы их не схватили, и чтобы им сопутствовал успех, выше, чем природа вещей.
Поскольку нам рассказывают эту историю таким образом, что нет необходимости просить у Ребе пробудить милосердие небес, поскольку так или иначе Ребе связан самой своей сущностью со своими хасидами, мы объясним здесь еще один момент с точки зрения каббалы и хасидизма.
«Пробудить рахамим рабим[2]» на кого-либо — означает пробудить тайну дикна, достичь дикна-кадиша в Арих Анпин, 13 мер милосердия в кетер — там находится источник рахамим рабим. Когда нужно совершить чудо, выше, чем природа вещей, нужно привлечь рахамим рабим из кетер, и недостаточно обычного милосердия зеер анпин.
Привлечение вниз, и воздействие наверху
Почему Ребе смеется, когда хасиды просят его быть посредником, и пробудить «великое милосердие»? - Ясно, что интуиция Ребе относительно своего тестя — и если есть кто-либо, у кого есть интуиция относительно предыдущего Ребе, это несомненно, сам Ребе — то место, из которого пришло спасение — это еще выше, чем дикна а арих анпин, или даже его источник. В каббале говорится, что 13 тикуней дикна имеют два источника (чтобы понять это как нужно — нужно глубоко изучать писания Аризаля) — моха стимаа, скрытый смысл в кетер, который называется в хасидут коах маскиль, и еще выше этого, кетер над кетер, гулголта, «великая любовь» или хефец, выше, чем просто воля на творение миров.
Здесь, в этой истории, как она рассказана, чувствуется связь кетер между этими двумя аспектами: мысль Ребе о тебе приходит из моха стимаа. А то, что он думает о тебе с великой любовью, не просто думает, а любит тебя бесконечной любовью, и эта бесконечная любовь Ребе к тебе — это, по сути, «правая рука», способная достичь тебя. «Правая рука» - всегда хесед, но есть правая рука в зеер анпин, о которой сказано «и правая рука его обнимет меня», это близко ко мне. И есть правая рука-хесед в атик, которая облачается в гулголта, рука, обнимающая целый мир.
Так можно представить себе Ребе, как в этой истории: он выводит тебя из изгнания и из смертельной опасности, своей бесконечной правой рукой, и при этом он полностью сосредоточен на тебе, и даже находится в прострации (как в этой истории), ибо он не находится здесь, а находится вместе со своими хасидами, его рука обнимает их, и так он выводит их).
Эти два аспекта — хафец хесед (облачение хесед дэатик в гулголта дэарих) вместе со способностью удаленного воздействия, в сокрытой мысли, это есть два источника 13 тикуней дикна, из которых притягивается в мир великое милосердие.
[1] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Любавичский Ребе
[2] Великое милосердие. Здесь есть масса каббалистических терминов, чтобы объяснить их нужно писать целый трактат по каббале. Я не готов пока… (прим. переводчика)