О чем этот вотсап?
О том, как не нужно брать на себя обеты…
Не нужно? Для чего же тогда Тора говорит об обетах?
Не нужно. Лучше пойти к «хахаму», пойти к мудрецу Торы, пойти к истинному праведнику, и он снимет с тебя твой запрет и твой обет. Он поднимет тебя — если ты только удостоишься — на ступень, где тебе не нужно так сильно бояться своего йецер, где тебе не нужно так сильно бояться упасть…
Ашрейну ше-захину леиткарев лерабейну…
Как же мы все должны благодарить Вс-вышнего, за то, что удостоились этого великого света и этого великого чуда, которое называется рав, да продлит Вс-вышний его годы…
***
«Человек, когда возьмет на себя обет во имя Вс-вышнего, или поклянется клятвой, запретить запрет на душу свою. Да не нарушит он слова своего, как вышло из уст его, пусть сделает[1]»
Человек берет на себя обет из опасения, что определенные наклонности победят его, уведут его с правильного пути. Он опасается, скажем, что употребление некоторого лакомства может привести его к перееданию, и поэтому он берет на себя обет, вообще не кушать этого лакомства.
Можно сказать, что он опасается потерять любовь. Он берет на себя обет, ибо опасается потерять направление и цель, потерять правильную любовь (в нашем примере: он хочет, например, вести здоровый образ жизни). Подобные опасения более свойственны женщинам, чем мужчинам, поэтому вся глава об обетах больше говорит о женщинах.
Если ты уже взял на себя обет, это серьезно. Теперь тебе уже точно нельзя этого кушать. Теперь это стало уже настоящим запретом из Торы. Это запрещено тебе в точности, как запрещено кушать свинину!
Однако, мудрец способен разрешить твой обет. Он поднимает человека на более взрослую ступень, и говорит ему: ну нужно так сильно бояться! Не бойся ничего, кроме Вс-вышнего. Не бойся потерять любовь, которой ты столь дорожишь. Ты способен достичь полной и стабильной любви. Кушай досыта, и при этом береги себя, чтобы не переедать.
[1] Бемидбар 30, 3