Рав Ицхак Гинзбург
Ежедневный Whatsup
Есть такие люди, которые никогда ни в чем не сомневаются. Сомнение - это клипа! Сомнение - это "амалек"...
Только потом почему-то они оказываются в аду... А вместе с ними - вся их община...
Правда, даже там они не ведают сомнений.
Интересно, кого это рав имеет в виду?
Самое главное: ты чувствуешь, что ты "попал"? Начни задавать вопросы. Может, вылезешь!
***
В нашей недельной главе говорится: «И опустились они и все что у них живыми в шеоль (бездну, пропасть, ад)». Пока Корах жил на поверхности земли, ему всегда все было ясно и очевидно, и у него никогда не возникало никаких вопросов («шеелот») и сомнений. «Корах был великим мудрецом», уверенным в собственной праведности, ему никогда не приходило в голову сомневаться в правильности своего пути. Он был первым, кому давали слово на любом собрании, и на все вопросы у него были ответы, как «талит, который весь голубого цвета», или «дом полный книг». Поскольку к тому же он был очень богат («богат как Корах»), ему также не приходилось никогда ни у кого ничего просить (лиш’оль) … Пока земля не разверзла свои уста, и он живьем провалился в бездну.
Обратил ли Корах внимание, что он находится уже в шеоль, глубоко под землей? Не очевидно. Ведь он опустился «живым в шеоль», наверное, даже там он продолжает быть таким же уверенным в себе, и довольным собственной мудростью, «я прав а все остальные заблуждаются» — в точности, как «мудрец» в известной истории рабби Нахмана про «мудреца и простака», который отказывался верить, что он уже на самом дне, что он уже находится во власти нечистых клипот…
И тем не менее, даже из шеоль (бездны, пропасти) есть выход. Слово шеоль («бездна», «пропасть») на святом языке похоже на слово шеела («вопрос»). И так говорится в книге пророка Йешаягу: «аамек шеела» («задавай вопросы, глубокие вопросы»). Если только ты поймешь, что ты не все еще понимаешь, если у тебя зародится хотя бы зерно сомнения, и ты начнешь задавать вопросы — это твой тикун, это твой выход из шеоль.
И так говорится в Теилим: «И опущусь в шеоль — ты здесь». Если в шеоль ты начнешь задавать вопросы, Вс-вышний раскроется тебе даже там: «Вот ты».
Вот этот стих полностью:: «Если поднимусь на небо я — там Ты. И опущусь в бездну — вот Ты». Если ты попытаешься с помощью собственной мудрости «подняться на небеса» — истина всегда будет далека от тебя, «там ты» (также само слово шамаим — небеса, похоже на «шам» - там). Но если только ты начнешь задавать вопросы даже в аду — Сам Вс-вышний пребудет с тобой!
(«В ногу со временем»)
***
Хотите получать ежедневный вотсап от рава Гинзбурга (иврит)? Присоединяйтесь 0507951105