Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Гл. 1. Работа итбоненут: ее смысл и цель



Предисловие переводчика

Когда я переводил этот отрывок, я вдруг подумал: для чего вообще идут к праведнику? В чем идея? В чем смысл?

И ответ — достаточно ясен, по крайней мере был ясен во всех поколениях, кроме нашего последнего «поколения-сироты». Идут к праведнику, чтобы сделать «тикун». Чтобы исправить свою душу, очистить ее от грязи греха. Основной грех в наших поколениях — это «пгам-абрит», «повреждение (органа) святого завета». Напрасное семяизвержение. Это основной грех, разрушающий личность человека. И первое, для чего он ищет праведника — чтобы найти исправление для этого греха.

Цадик называется «йесод». Так говорится в Писании: «цадик йесод олам». Сама встреча с праведником, когда праведник посмотрел на тебя, взгляд праведника, проникающий в твою душу подобно лазерному лучу и исправляющий ее, это есть начало тикун, начало исправления.

Дальше? Дальше надо работать самому. Основной путь «тикун» в учении хасидизма — это итбоненут. Поскольку «пгам» отрезает человека от какого-либо контакта с духовностью, то исправление — восстановить этот контакт. Выйти снова в духовный мир. Обнаружить в себе веру в Б-га. Вера в Б-га и вера в себя — это, в принципе, одно и то же. Тот, кто не верит Б-гу — он не верит и себе, и не верит окружающим тоже. Если он обнаружит в себе веру в Б-га — он найдет там также веру в себя, и бесконечную радость и бесконечное милосердие. Все это есть в корне его души, в его «йехида». В тот момент, когда «контакт» восстановлен, и «йехида» начинает снова светить в раскрытых силах души — это и есть «тикун».

Итак, «тикун», это три вещи. Тшува, йехидут, итбоненут. Собственно, есть еще четвертое: шлихут. Из этих четырех вещей в данном отрывке говорится про итбоненут, как основа тикун души. По-видимому, все начинается с итбоненут. Итбоненут, когда человек видит, что не способен обнаружить в своей души никакой веры — заставляет искать пути тшувы. А тшува — если только она делается как нужно — приводит его к праведнику. Это первые две части пути, которые человек должен проделать сам. Дальше он уже идет вместе с праведником. Йехидут и шлихут — это вместе с праведником, учителем, Ребе.

Рав — это цадик а-дор, праведник поколения. Поэтому он начинает свою первую книгу, и одну из своих главных книг, «Сод аШем» с тикун. Основная миссия праведника — это тикун. «Тикун баалей тшува зависит от праведников поколения» (рабби Нахман). Собственно, даже в названии книги, «Сод Гашем» можно обнаружить намек на «йесод», сфира, связанная с брит и тикун-брит.

Основное, что задерживает приход Мошиаха — это написано во всех книгах — это пгам-а-брит. Исправление, «тикун», а-брит — это то, что приведет Мошиаха и избавление народа Израиля и вместе с ним и всего мира

Бейт Яаков, леху венелха! Дом Яакова, давайте тронемся в путь. В путь поиска потерянных самих себя…. По дороге.. по дороге мы найдем еще много интересных вещей. Скучным это путешествие не будет, я обещаю!

Ицхак Ройтман

Нетания

Гл. 1. Работа итбоненут[1]: ее смысл и цель

В начале Шулхан Арух Рамо приводит следующий отрывок:

«Я представляю Вс-вышнего пред собой постоянно» — это великое правило в Торе и в достоинствах праведников, идущих перед Б-гом. Ибо не похоже, как сидит человек, и каковы движения его, и все дела его, когда он один в своем доме, на то, как он сидит и каковы движения его и дела его, когда он стоит перед великим царем.

И также речь его и как он раскрывает уста свои по воле своей, когда он находится у себя дома и среди родственников, не будет похожа на речь во царских владениях.

Тем более, когда положит человек на сердце свое, что великий и святой царь, благословен Он, вся земля полна славы его, стоит над ним и видит его дела и, как говорит Писание, «если спрячется человек в укрытии и я не увижу его, говорит Вс-вышний», немедленно падет на него страх и подчинение и трепет перед Вс-вышним, и стыд перед ним постоянно.

Рамо взял эту цитату из Море Невухим Рамбама. Это первая галаха в Шулхан Арух. Вся кабала и весь хасидут даны только для того, чтобы исполнить эту галаху: «я представляю Вс-вышнего пред собой постоянно».

Здесь говорится, что тому, кто идет «в достоинствах праведников, идущих перед Б-гом», вообще не требуется итбоненут, ибо как только он вспоминает о том, что великий царь, Святой, Благословен Он, стоит над ним — это немедленно пробуждает в нем трепет перед Б-гом, подчинение и стыд перед Ним.

Он не пишет, что происходит, если ты пытаешься помнить об этом, но это не работает для тебя. Может, это вообще не работает? На это отвечает Алтер Ребе в своем Шулхан Арух, в продолжение:

«И если не придет к нему немедленно трепет, пусть сконцентрируется на этой мысли, пока не придет к нему трепет».

«Пусть глубоко сконцентрируется на этой мысли»

Это первый совет, который дает Алтер Ребе: начать об этом размышлять как можно глубже. Праведнику вообще не требуется углубленное размышление, ибо он немедленно вспоминает истину, видит эту истину против своих глаз буквально, и это оказывает на него немедленное воздействие.

Но что же делать тому, на кого это не действует? — Можно попробовать искать разного рода сгулот[2]. Сгула — это нечто, что не имеет прямого отношения, ты не можешь различить явной связи между этой сгула, и между той проблемой, которую ты пытаешься с ее помощью решить.

Но в том, что связано с тикун а-брит[3], с тикун-а-шлеймут[4], это не работает. Невозможно исправить тикун-а-брит с помощью сгулот. Объясняется в хасидут[5], что этого тикун можно достичь только тем, что ты посвящаешь себя этому целиком. Здесь есть хороший пример на это. Алтер Ребе не пишет, «дай цдаку». Цдака, конечно же, может помочь. Она даст тебе заслуги, и тогда, может быть, это поможет раскрыть в себе трепет перед Вс-вышним, но он не пишет так. Он пишет, что если это не работает, то надо сконцентрироваться на этой мысли снова и снова, пока это не «включится» у тебя и не заработает.

Это очень важный момент, о котором говорит Ребе Рашаб, что во всем, что касается тикун а-брит, тикун шлеймут, нет никаких других вариантов исправления. Когда скрывается шлеймут человека, его некудат а-эмет[6] — нужно только искать эту точку во всех силах его души, пока не найдут ее, а не посредством чего-либо еще. Это первый совет, который он приводит здесь, что если простая мысль о величии Вс-вышнего не оказывает на тебя воздействия, не пробуждает в тебе трепет перед Вс-вышним — думай об этом снова и снова, глубже и глубже, пока это не «включится» и не заработает.

Это в точности история, которую мы рассказывали (в тет кислев), во время илула[7] Мителер Ребе[8], что он всегда говорил своим хасидам, что тикун для их душ — это углубленное размышление в хасидут. Тикун а-нефеш — это как человек, у которого есть депрессия, или еще какая-нибудь душевная проблема. Его лечение — думать хасидут, слова Б-га живого.

Пришел один хасид и сказал Мителер Ребе: «Я прочел всю книгу Имрей Бина, которую ты написал, и я проучил ее несколько раз, и все еще мое духовное состояние оставляет желать лучшего. Ребе очень взволновался, встал с своего кресла, и сказал: «Я клянусь тебе, также я был в таком же состоянии «мне это не помогло». Если ты посвятишь себя этому, так же как я посвятил себя этому — это поможет тебе тоже». Если это не помогает — это значит, что ты не достаточно посвятил себя этому, и нужно искать глубже и глубже. Не идти к какому-то врачу, который пропишет тебе таблетку.

Это первый совет, который Алтер Ребе приводит в своем Шулхан Арух. Собственно, этот совет взят из «Сефер хасидим» рабби Йегуды-хасида, и из книги Шаарей Тшува рабби Йоны. «Углубит свою мысль в этом снова и снова» — это служение итбоненут, как мы объясним далее, и если ты не цадик — ты должен искать глубже и глубже, пока не придет к тебе трепет.



[1] Углубленное созерцание

[2] Чудесные средства

[3] Исправление «пгам-а-брит». Из того, что рав фактически начинает этот свой урок с тикун-а-брит, я могу понять, что в этом основной смысл книги Сод Гашем вообще. Собственно, можно увидеть намек также в названии «сод» — похоже на сфират «йесод», брит. Прим. переводчика

[4] Шлеймут означает «цельность». Пгам-а-брит повреждает «цельность» души, как обьясняет рав.

[5] Торат Шалом стр. 172

[6] Букв. «точка истины». Качество эмет (истина) рав, как правило, связывает с сфирой йесод (брит). Эмет, брит, в душе означает, как объясняется во многих местах у рава, самореализацию. Эмет человека — это то, что он должен сделать в этой жизни. Это его эмет, и это его шлеймут. И этот эмет и этот шлеймут «скрываются» из-за пгам а-брит. И нужно их найти, и пробудить снова. В принципе, одна из основных причин, для чего человек приходит к праведнику — это тикун. Тикун а-брит. Найти свой потерянный эмет. Тот, кто удостаивается «иткашрут» к праведнику как положено, этот иткашрут исправляет тикун а-брит, и находит свой потерянный эмет, свою потерянную личность, свое потерянное достоинство и смысл. Прим. переводчика

[7] Годовщина

[8] Второй Любавичский Ребе, сын Алтер Ребе