Пнимиют Торы - даат
Пнимиют[1] Торы, это, в общем, аспект даат. Письменная Тора - аспект хохма. Устная Тора - аспект бина. Пнимиют Торы - аспект даат.
Также в Письменной Торе есть такое же соотношение: Пять книг Торы - аспект хохма, Пророки - бина, Писания - даат.
Пророчество Моше в Пятикнижии - это аспаклария меира (прозрачная перегородка[2]). Пророчество пророков - «непрозрачная перегородка». Писания - руах акодеш[3].
Основное различие между пророчеством и руах акодеш, что пророчество - это слово Вс-вышнего, приходящее сверху вниз. Руах акодеш приходит снизу вверх.
Руах акодеш - это раскрытие йехида в сознании (даат). Поэтому Раши пишет, что даат - это руах акодеш. Йехида - это выше, чем то, что получают Свыше. Поэтому говорится, что Мошиах будет выше, чем Моше в руах акодеш, и меньше его в пророчестве. По поводу пророчества сказано: «не встал больше подобный Моше», даже Мошиах будет меньше, чем Моше в пророчестве. Но в раскрытии йехида души Мошиах будет выше его.
(стр. 48 - 50)
Пнимиют Торы — Тора душ
Еще раз. Пнимиют Торы - это даат, а даат это всегда аспект руах акодеш. Руах акодеш - это не когда Вс-вышний говорит с тобой, это твоя душа говорит с тобой. Баал Шем Тов говорит: "душа человека научит его" и это относится к нишмета дэорайта[4]. В писаниях Аризаля говорится, что раскрытие йехида души бесконечно выше, чем раскрытие Элиягу. Когда Элиягу раскрывается праведникам - это раскрытие свыше. И поэтому Аризаль говорит, что раскрытие души самому человеку бесконечно выше. И это есть аспект руах акодеш. Ибо корень души в Эйн Соф[5], она "часть Б-га свыше действительно", и это выше, чем любая Тора, которая может раскрыться, и поэтому это есть источник истинного обновления в Торе
Таким образом, основная цель изучения пнимиют Торы - пробуждение души.
***
Интересно, что, когда открывают книгу Зоар, видят, что есть много раз и много мест - как в йенука в главе Болок или в Саба дэМишпотим и т.д. когда разные интересные люди участвуют в этом раскрытии, не только Рашби. Он, действительно, самый главный, но это не только он.
Еще одна интересная деталь: многие тайны Торы раскрываются в пути, когда мудрецы делают прогулку по Галилее, и вдруг раскрываются Небеса и открываются им тайны Торы.
Раскрытие Небес - это раскрытие сущности души. И так мы видим, что вдруг появляется какой-то ребенок или старик, и рассказывает тайны. Это основной кайф книги Зоар, что какие-то интересные души приходят и рассказывают тебе тайны.
Это один из признаков будущего избавления, что маленькие дети будут идти по улицам и говорить кабала и хасидут.
Хасидут и каббала есть истинное наследие души, и они - основное раскрытие и выражение души.
Основное проявление души еврея - это слова каббалы и хасидут, в большей степени, чем письменная Тора или устная Тора.
(там же стр. 51)
***
Истинная тайна пнимиют Торы принадлежит каждому. Более того, она принадлежит каждому также в смысле способности раскрывать в ней новые вещи, еще больше, чем в ниглэ[6], в галахе. Поэтому торат-а-сод - это тайна каждого еврея. Это Тора души. Вся торат-а-сод - это Тора души, аспект "нишмат адам теламдену[7]" (там же стр. 52)
Основная цель изучения пнимиют Торы — пробудить сердце человека искать Б-га
Основная цель, ради которой следует заниматься пнимиют Торы, которая называется также нистар[8] и нишмета дэорайта[9] - пробудить дриша[10] в сердце еврея, осветить его и оживить его (и также служение дриша приводит его прилепиться к нишмета дэорайта больше и больше - лишмо[11] действительно)
В этом смысл каббалы. Без этого предварительного условия изучение каббалы и хасидут ровным счетом ничего не стоит, это совершенно мимо цели. Тот, кто учит каббалу ради знания, чтобы стать знатоком каббалы - просто жаль. Лучше бы ему учить ниглэ[12]. Также ниглэ нужно учить, чтобы исполнять, но даже если он учит ради знания, он все же исполняет заповедь, заповедь знания Торы. Но тот, кто учит каббалу ради знания - это вообще не оно. Вся идея каббалы — только для того, чтобы пробудить сердце искать и требовать Б-га, созерцать Б-жественность и искать Б-га.
(там же 56)
***
Изучение каббалы, итбоненут и высшая тшува это одно и то же. Если это не одно и то же - это означает, что итбоненут происходит не так как надо (стр 59)
[1] Пнимиют Торы, или «внутренняя», сокровенная Тора, или Тайное учение, или каббала и хасидизм — в принципе, синонимы.
[2] Другими словами, Моше как будто бы «видел» Высшие миры через «прозрачную перегородку», т.е., стекло. А пророки смотрели через «непрозрачную перегородку», зеркало, т.е., видели «отражение». Что это в точности значит, я не знаю (прим. переводчика)
[3] Святой дух
[4] «Душа Торы» (арам.), т.е., тайное учение
[5] «Бесконечный». Обратите внимание, что не «Свет Бесконечного», а «Бесконечный», т.е., Сущность (прим. переводчика)
[6] Раскрытая Тора
[7] «Душа человека учит его»
[8] Сокрытая Тора
[9] Душа Торы
[10] Дриша означает искать, требовать
[11] Во имя Торы и во имя Вс-вышнего
[12] Открытая Тора