בס"ד
Адмур а-эмцои
Истинно, написать и сообщить верно, всем тем людям, занятым заботами о заработке, стремящимся и жаждущим постоянно приблизить сердце их к отцу нашему небесному, по крайней мере, в каждое время, когда он находит отдых душе своей, от преходящих забот времени, и поднимется крик его и кричит сердце его к Вс-вышнему, чтобы вернуться в раскаянии сердца, и желает познать каковы пути Вс-вышнего в служении сердца, и способы пробуждения, или это с помощью сломленного и разбитого сердца, подобно "плачущим водам", "нижние воды плачут, 'мы желаем предстать перед царем'", в великой горечи, из-за того, что отдалилось сердце его и т.д., - но тогда он не будет служить Вс-вышнему в радости и добросердечии, размышляя о величии Творца, благословенно Имя Его, как в "псукей дэзимро", когда он упорядочивает славу Вс-вышнего, и также два благословения перед чтением Шма, и само Шма, ибо следует удлинить чтение слова "един", и сказано "служите Вс-вышнему в радости" именно; а если будет пробуждение сердца без тшувы и горечи совершенно, и только веселиться во Вс-вышнем, со стороны размышления о величии Творца, благословенно Имя Его – тогда, несомненно, он упадет немедленно, и такое служение не устоит даже на один миг, ибо не поселится Б-жественный свет в таком пробуждении, которое не связано с тшувой в сердце, как известно, что Бесконечный Свет покоится только на аспекте униженности, со сломленным сердцем, подобно тому как сказано "молитва бедняка", как сказано "с кем поселюсь – с разбитым и униженным духом, и на этого вгляну…", "близок Вс-вышний к сломленным сердцем" именно, и сказал в Зогар, "жилище Вс-вышнего – в этих сломленных сосудах" именно, и это то, что сказано, "жертвы для Элоким – дух сломленный…", и этот сломленный дух – только из-за пробуждения глубокого раскаяния в великой горечи, когда кричит сердце его внутри него, как говорилось выше.
И поэтому сказано про такую тшуву – "и эта заповедь… близко к тебе это дело…", поскольку она выше, чем все заповеди, несмотря на то, что про заповеди сказано "эти заповеди, которые исполнит адам (человек), и будет жить по ним", ибо душа, называемая "адам", поскольку она сотворена по образу Б-жественности, живет посредством исполнения заповедей, в аспекте высшей жизни, и подобно тому, как сказано "и ты выбери жизнь", и также о заповеди двейкус сказано "и вы, прилепившиеся ко Вс-вышнему, Б-гу вашему, живы вы все", ибо любовь и двейкус притягивают свет и жизненность к душе из источника жизни (хайей а-хаим), как сказано "ибо Он – жизнь твоя"; однако аспект света и жизненности, которые приходят посредством тшува, они гораздо выше всей этой жизни, которая посредством любви и исполнения заповедей, ибо тшува означает, что дух вернется к Вс-вышнему когда она кричит из глубины сердца, чтобы он вернулся к Вс-вышнему по-настоящему, чтобы она ожила, соединившись с сущностью источника жизни действительно, и это то, что сказано "вейосфу ановим баГашем симхо", ибо праведники, радующиеся в исполнении заповедей и в служении сердца в любви и прилепленности, называются "скромными, веселящимися во Вс-вышнем", однако, "эвйойней одом", "нищие среди людей", это баалей тшуво, которые называются "нищими", ибо нет у него Б-жественной жизненности ни в каком служении сердца или исполнении заповедей, как этот нищий, у которого нет ничего, чтобы оживить душу свою, но, когда он достигнет свой хлеб – оживит душу свою, и тогда он будет радоваться от этой жизненности, от того только, что она поддерживает существование души его, когда вернется дух его к нему, гораздо больше, чем радость богача от его денег и одежд и изысканных кушаний, и это есть "и нищие среди людей в Святом Израиля возвеселятся", в Высшей Святом, о котором сказано "моройм векодойш… эс ми…", т.е., в источнике всей жизни, который выше, чем свет и Б-жественная жизненность, облаченные в заповеди и в любовь;
И поэтому такая тшува должна предшествовать молитве, ибо посредством такой тшувы именно прийдет причина света и блага Б-жественной жизненности к душе в ее служении в сердце и мозгу в молитве, в каждом и каждом по его уровню, и доказательство на это – слова наших мудрецов – "не становятся молиться, но только из койвед ройш" именно, и известно, что основа молитвы называется "близость к Вс-вышнему", чтобы приблизиться в сердце и мозгу, с двейкус и гискашрус в источнике жизни, и это приближение соизмеряется лишь с тем, насколько сломлено сердце его перед молитвой, и это то, что называется "койвед ройш", подчинение.
И поэтому Писание говорит в нескольких местах, что посредством тшувы даруется жизнь человеку, как сказано "ибо не пожелаю смерти мертвеца… но чтобы вернулся он и жил", и также сказано "вернитесь, вернитесь, и для чего же умирать…", ибо источник всей высшей Б-жественной жизни, которая притягивается к живой душе – все это посредством тшувы, и поэтому сказали что тшува предшествовала миру, ибо человек называется "мир", и тшува предшествует ему, чтобы быть ему оттуда источнику его жизни, и также сказали, что тшува приводит излечение миру, и отсюда с необходимостью следует, что корень тшувы – выше, чем свет и жизненность нефеш-руах-нешама в человека, до такой степени, что когда находится какое-то повреждение и болезнь души в какой то детали из ее частей, как в способности зрения, или в разуме, и вернется, и излечит его, чтобы он вернулся к своему здоровью, видеть и вглядываться в величие Царя, и поэтому установлены в восемнадцати благословениях молитвы, сначала "ты даруешь человеку разум", и после этого – "верни нас", и после этого "прости нам", и после этого – избавление, и после этого – излечение, ибо одно зависит от другого, ибо если нет разума (даат) – то нет различения между добром и злом в душе, и никогда он не сделает тшуву, ибо он сбит с толку, и подобно лжи в душе своей совершает он, когда он говорит, "мир будет мне, если буду идти по желанию сердца своего", и это со стороны недостатка чувства, ибо он не ощущает великую жалость, которая есть на его душу, как она отсечена, и подобно мертвому считается он, но чем больше он добавляет знание (даат) – тем более он ощущает различие между добром и злом, так, что он ясно различает вещь, угрожающую жизни души его, и это пробуждает чувство горечи до самой глубины его сердца, зачем же он будет отвержен, и тогда это называется тшува в сердце, и это есть "верни нас к себе" после "ты даруешь разум" именно (ибо Моше внутри – это разум, а Яаков снаружи – это милосердие и жалость на его душу, ибо одно зависит от другого, и каждый, в котором нет разума – запрещено жалеть его, как сказано "ибо народ неразумный он – поэтому не пожалеет его…", ибо он считается как мазик действительно, и он хуже животного, ибо "жалость его на все творения его"…), и после "верни нас" – "прости нам" – ибо одно зависит от другого, как сказано "прощающий всем…", поскольку тшува приводит излечение на все пгамим, создавшиеся посредством грехов, и само собой, он "прощает все его грехи, и излечивает все…", и поэтому "марбэ лислоах", - из-за тшувы, которая предшествует именно, и как объясняется в другом месте.
Но после раскаянии со сломленным и разбитым сердцем, он должен немедленно ожить в жизни радости и веселья в живом Б-ге, с любовью и прилепленностью, противоположность подавленности и горечи, и как сказано в Зогар, "плач укоренен в сердце моем с одной стороны, и веселье – с другой стороны", и количество наслаждения и веселья в сердце и мозгу в псукей дэзимро и чтении Шма – это только соответственно количество отчаяния и горечи в тшуве – ибо одно зависит от другого, и они должны соединиться воедино действительно, как известно все это тем, кто попробовал вкус наслаждения и Б-жественной жизненности в сердце и мозгу действительно и истинно, что невозможно одно без другого, и как пример фундамента здания, что если фундамент крепок, то все здание будет стоять прочно, так и тшува – это фундамент для молитвы, которая называется "домом", как сказано "ибо дом мой – дом молитвы", и не следует преувеличивать в одном из двух этих, и укорачивать во втором, ибо в этом многие путаются, есть такие, которые облегчают себе в вопросах тшувы в сердце, и укорачивают в этом очень, и есть наоборот – что удлиняют в вопросах тшувы, все глубже и глубже, и очень укорачивают в радости и доброте сердца, в молитве и ощущении близости Творца, и также это пустота и разбиение духа, и не поселится свет жизни – но только в радости и Б-жественном наслаждении, и также без тшувы и горечи не поселится свет жизни в любви и прилепленности.