בס"ד
Невиим ксувим
Вейосфу ановим БаГавайе Симхо
"И добавят скромные во Вс-вышнем радости, и нищие из людей во Святом Израиля возвеселятся",
Следует понять то, что говорится "Во Вс-вышнем радости", по-идее, следовало бы сказать "радоваться во Вс-вышнем", подобно тому, как сказано "возрадуйтесь, праведные, во Вс-вышнем".
И также необходимо понять то, что говорится "И добавят", что означает эта "добавка"?
Но сначала необходимо понять, какая связь есть между радостью и скромностью, до такой степени, что ставит в зависимость одно от другого, как сказано "и добавят скромные именно во Вс-вышнем радости".
Известно, то, что говорится в писаниях АриЗаля, что однажды ученики его спросили, каким образом он удостоился руах а-кодеш и раскрытия Элиягу, и ответил им, что только в заслугу одной вещи – что он радовался радости исполнения заповеди, и его радость была чрезвычайно сильна и велика.
И будет понятен смысл этого из стиха "За то, что не служил ты Вс-вышнему в радости и в добром сердце".
И в действительности – он просто не хотел раскрывать им, что его душа была искрой Моше рабейну, ибо он был очень скромен, и из-за своей скромности не раскрыл им. Однако известно, что скромность и радость – это действительно одно и тоже, и одно от другого зависит (и как будет объясняться далее), и поэтому в заслугу радости он удостоился подобия того, чего удостоился Моше рабейну посредством скромности, поскольку его душа была искрой души Моше, ибо скромность и радость – одно и то же.
И понять, каким образом скромность и радость – это одно и то же, и ведь, на первый взгляд, это выглядит как раз наоборот. Ведь противоположность радости – отчаяние и падение духа, происходящее из низости собственного уровня, когда человек особенно четко осознает собственную низость, тогда огорчится в сердце своем, следовательно, радость должна происходить со стороны его достоинств и собственной важности, когда найдет себя во всех своих путях чистым и прямым и т.д. Получается, что радость происходит от возвышенности, противоположной скромности, которая есть синоним униженности, и как же мы можем сказать, что радость и скромность – одно и то же?
Но дело в том, что скромность не означает низость уровня, со стороны того, что он знает, что не идет по пути добра, и великие расчеты и т.д., что приводит его к ацвут, как говорилось выше. "Скромность" означает лишь отсутствие самоощущения, что он не чувствует в себе какого-либо достоинства и доброго качества характера, даже если он будет делать лишь добро и справедливость с самоотверженностью, он не ощущает в себе, что он делает что-то во всем, что он делает в Торе и в молитве и тд., и как будто бы он ничего не сделал в собственных глазах, подобно тому, как сказали по поводу раскрытия Элиягу, что "посмотрели на рабби Аба, ибо он постоянно изучает Тору, и не считает это собственной заслугой совершенно", т.е., что он не чувствует, что делает что-то, и ему кажется, что он ничего не сделал, и это есть аспект "МА", аспект совершенного полного битуль ацми (само-устранения), и именно это называется "аново" ("скромность"), подобно тому, как это было у Моше, про которого сказано "и этот человек Моше весьма скромен, скромнее любого человека" – даже иноземца и гоя-идолопоклонника, ибо это есть природа качества скромности, что он ниже всех в собственных глазах, ибо он не ощущает себя в аспекте "йеш" и чем-то особенным совершенно. И как сказали Разал, "в том, кто ставит себя, как будто бы он вообще не существует", и, следовательно, все выше его, и т.е., все творения в мире и т.д. И по этой причине, даже если он делает какое-то великое дело, он не чувствует себя в своей душе совершенно и т.д., и достаточно постигающему.
Однако, следует понять, каким образом возможно быть скромнее каждого человека, даже гоя-идолопоклонника.
Однако, дело в том, что когда он задумается в собственной душе, что то, что он верит во единого Б-га, и держится за Него узами великой любви и т.д. – это не его заслуга совершенно, ибо он не достиг этого собственной работой и постижением, что он постиг и познал своего Творца самостоятельно, но это только наследие от наших отцов, от Авраама, который верил во Вс-вышнего, и шел и постигал своего Творца, и шел по путям Вс-вышнего, и передал это по наследству сынам Израиля.
Подобно материальному наследству, когда человек передает своим сыновьям богатство и великое имущество, и сын даже не постигает совершенно суть этого богатства, и откуда оно произошло и т.д., поскольку он не трудился над этим никогда совершенно, только он берет и пользуется уже готовым, что приготовили ему его отцы.
Стр. 29
И вот, причина падения человека от его служения приходит постепенно, пока он не упадет в совершенное зло, подобно идолопоклоннику и развратнику, как сказано, что йецер а-ра говорит ему «иди и служи идолам», и это начинается от малой вещи, и он нарушает запрет мудрецов, и грех тянет за собой грех, пока он не нарушит строгий запрет, как история, упоминаемая в писаниях Аризаля, об одном, у которого не было исправления его душе со времен Талмуда…, и причина его падения была только что он нарушил запрет мудрецов, и огорчился этому очень и очень, и этот ацвус был не во имя Небес, а только мысль дурного начала, чтобы толкнуть его на нарушение строгих запретов, и посредством этого была убрана от него охрана макиф, чтобы не коснулись его хицойним, ибо «если бы не то, что Вс-вышний помогает ему», то человек спотыкался бы в грехах посредством хицойним, которые толкают его на это с большой силой, и только, что Свыше предостерегают хицойним, чтобы они не подходили близко, и как говорится в Геморо о рабби Акиве и рабби Меире и Абайе, что объявили «остерегайтесь такого-то», и аспект этой охраны и остережения – это из аспектов высших макифим, которые называются «шоймрим», как сказано «раглей хасидов йишмойр», «Ки малъохов йецаве лох лишморхо», и это аспект сущности Б-жественности, которая становится аспктом макиф для каждой душе, чтобы она не упала в руки хицойним, как сказано «ах бецелем йисhалейх иш», которая называется «мазло», как известно. И тот человек, который падает в столь тяжелых грехах, это потому, что у него было противоположно, что убрали от него охрану света макиф, который есть аспкт притяжения света и печати, которую видят хицойним и боятся его, как «и положил Вс-вышний Каину знак, чтобы не убил его…», и поэтому само собой, он падет в руки хицойним и они осквернят его своими руками, со ступени на ступень еще худшую, и это есть «приходящий оскверниться – открывают ему».
И вот, на первый взгляд, следует понять, то, что говорилось выше, что посредством ацвус, когда он огорчился, это привело его к самому страшному падению, ведь на первый взгляд, такой ацвус – это достоинство, когда он огорчается в своей душе за свои грехи, что это приводит его к оставлению греха, как известно. И как же говорится противоположное, что это приводит его к падению в грехе еще больше?
Но дело в том, что как известно, «одно напротив другого сотворил Вс-вышний», и подобно тому, как в стороне Святости есть аспект полного и совершенного самоустранения, называющегося «аново», как говорилось выше, что это есть полное отсутствие самоощущения, и это называется «порог», чтобы подняться выше, ибо это подобно порогу дома, через который проходят все, переходя из одной комнаты в другую, более внутреннюю, и каждый вход в более внутренний чертог, это только посредством того, что он переступает через порог, и это основа входа, чтобы войти, подобно этому аспект аново – аспект битуль, о котором говорилось выше, это подобно порогу, чтобы войти в чертоги Святости, из одного чертога в другой, более внутренний, поскольку все входящие света проходят через него, и это то, что сказано «это врата к Вс-вышнему», т.е., основа всех высших дверей, и как сказано «поднимитесь двери мира», и это именно аспект отсутствия самоощущения во всем что он делает, что это аспект hафшатат-ацмуто совершенно и полностью, как известно.
Подобно этому одно напротив другого и т.д., ибо есть в стороне клипы аспект «порога», чтобы войти в чертоги нечистоты, и это полная противоположность аспекта «порога» чертогов Святости, о которых говорилось выше, и это есть аспект ацвус, ибо это только аспект «легармэй» («для себя»), который происходит только со стороны повышенного само-ощущения, ибо почему же будет огорчатся человек недостаткам, которые в нем, если бы не то, что он знает и чувствует в своей душе некое достоинство и доброе качество, во всем, что он делает, - но это только потому, что он любит себя очень сильно, и это вся его жизненная сила, чтобы быть «йеш» и чем то именно, поэтому, когда он видит себя, на какой низкой ступени он находится – он очень опечалится в сердце своем, и это есть вся причина качества ацвус в каждом человеке, поскольку он в собственных глазах йеш и довор хошув. И даже если он огорчается со стороны недостатка в его пище и одежде или какое то огорчение из-за дурного происшествия – все это происходит из аспекта «легармэй», что это есть гипертрофированная hаргошас ацмой, и поэтому, когда ему не хватает чего-либо – огорчится об этом очень сильно. Но, когда он не само-ощущает себя совершенно – как будто бы он вообще не существует – он не огорчится совершенно, от всего того, что недостает ему, ибо он не нуждается ни в чем, ибо его душа как прах перед всеми. Следовательно, ацвус – это полная противоположность аспекту аново, и это «одно напротив другого» действительно, как говорилось выше [и достаточно постигающему].