Дерех хаим, стр. 184
Шаар а-тфила
86
Но объяснялось выше, что во Исходе из Египта были две причины – первая – приближение источника света к искрам Собрания Душ Израиля, как сказано «потяни меня за собой...», и вторая – приближение искры к источнику, посредством стеснения и притеснения, ибо это также причина для раскрытия точки сокрытия сердца, как объяснялось выше. И следует понять, что если галут называется «сном», то ведь нет никакого пробуждения в Кнесес Исроэл к тшуве, даже если они находятся в стеснении и притесненности, и т.д. И ведь несомненно, что Израиль будет избавлен только в посредством тшувы, и для чего тогда нужно притеснение и стесненность без тшувы из глубины сердца, и как сказано «в горести твоей, и когда настигнут тебя... и будешь искать оттуда... когда будешь искать его...», как объяснялось выше, это только как в Египте, как сказано «и стонали... и поднялись крики их к. ..» что есть в этом два аспекта – первое – крик, что кричало сердце их к Вс-вышнему из-за страданий, и при этом все еще не вернулось сердце их к Вс-вышнему, и второе, что это стеснение сломит сердце их, чтобы вернуться в полной тшуве, и это есть «в горе твоем... и ты будешь искать...» и в соотвествтии с этим будет понятен также аспект тшувы для грешника, что это также подобным образом, т.е., что сердце его сломлено из-за истинной горечи сердца его за множество грехов его, но эта горесть сама по себе еще не есть истинная тшува, но только когда вернется к Вс-вышнему, чтобы быть «удались от зла» и т.д., и будет искать Б-га истинно (и это подобно тому как сказано «и фараон приблизил... – приблизил сердца их к Вс-вышнему, ибо когда сломлено сердце – тогда он вернется к Вс-вышнему и пожалеет его, поскольку сказано «близок Вс-вышний к сломленным сердцем», и тогда ясно, что идея изгнания – что это есть стеснение и притеснение, это раскроет сердце в тшуве, как сказано «когда будет горько тебе....
... но сам мейцар приводит к тому, что койл дойди дойфек, прийти вниз, поскольку сердце пробудилось в аспекте йехидо Кнесес Исроэл, которая прилеплена Свыше и пробуждается от несчастий, когда огорчали их жизнь и т.д.. и достатчно постигающему. И это есть «койл дойди дойфек писхи ли ахойси...», перечисляет здесь четыре ступени – ахойси райоси йойноси тамоси, чтоэ то есть аспект разделения ступеней от начала до конца, и от конча достигнет начала – что это есть тамоси, которая в аспекте точки роцон, которая раскрылась из сокрытия, как говорилсоь выше, ибо эти четыре ступени начинаются от аспекта действия, что это есть аспект ахойси, и потом – речь, что это райоси, и после этого - в разуме – что это йойноси, и после этого тамоси – в точке ройон и т.д.
И объясннеие этих вещей,