Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шаарей Тшуво

Шаар а-тшуво

Сказано «Им йиhйе нидахахо бикцей hашомаим мишом йекабецхо…[1]«. И нужно понять, как относится идея кибуц[2] к одному[3], ведь собирание – асифо и кибуц – относится только ко многим. Но, то, что сказано «нидахахо«, это аспект рассеяния искр частей света одной души во многих местах, чужих и далеких весьма, вплоть до того, что требуется асифо и кибуц также в каждом человеке, и это есть основа идеи собирания изгнанников, как известно, и это то, что называется «тшуво сатоо[4]«, которая предшествует аспекту тшуво илоо[5], как далее будет объясняться (и как объясняется в нескольких местах).

И чтобы понять это, нужно сначала объяснить корень идеи тшуво[6], что она выше даже, чем аспект Торы, и как сказали Разал, что «тшува предшествовала миру» (и хотя Тора также предшествовала миру, но тшува предшествовала еще ранее), и ясное доказательство из того, что законченные праведники в Торе и заповедях не могут стоять на месте и уровне баалей тшуво, как известно. И корень этих вещей известен, поскольку основа Торы — это только очистить между добром и злом, что это есть идея «бехохмо исбериру[7]«, только разделить между нечистым и чистым и т.д., но нечистый остается нечистым, hатомей томей йикро[8], и никогда не будет очищен по закону Торы. Но тшува – переворачивает также само зло в добро, и нечистый становится чистым, и даже если он совершил абсолютное зло, то посредством тшуво из глубины сердца прощается и искупляется ему действительно как в Йом Кипурим, что здойнойс[9] становятся как зхийойс[10], как известно, и переворачивается само зло в добро или в аспекте искафья[11], и исhапхо[12] и т.д., и когда подавляется ситро охоро[13], возвышается слава Вс-вышнего, что в этом есть больше таануг элйон[14], чем бирур[15] добра и зла посредством Торы.

И поэтому, когда рабби Элозор Бен Дордайо сделал тшуво, заплакал Ребе[16], и сказал, «есть, который приобретает мир в один момент», поскольку вышла душа его в плаче, и через это перевернулось также зло в добро, поэтому завидовал ему Ребе, и сказал, что он приобрел жизнь будущего мира в один момент, то, чего не удостоится также законченный праведник, как Ребе, который был главой и единственным в поколении в Торе и заповедях, и из этого ясное доказательство великого достоинства тшувы из глубины сердца именно.

Но в есть в этом много частных аспектов, и чтобы понять их, нужно сначала объяснить в корне идеи зла совершенно нечистых клипойс[17], что на этом основана основа идеи тшуво, как в тшуво от тяжелых грехов, которые нечисты и запрещены совершенно, и в чем различие между клипой совершенно нечистыми, что это все вещи, запрещенные совершенно, и между клипас нойгаh[18], что это есть разрешенные вещи, как известно, и как говорится в Зогар и в книгах каббалы, что нойгаh – половина ее добро и половина ее склоняется к злу, и называется лаhат hахерев hамисhапехес[19], ибо она переворачивается иногда целиком к добру, и иногда переворачивается к злу, и иногда она подобно средней ступени между добром и между злом, т.е., поскольку в нойгаh перемешано добро и зло, и часть добра в ней переворачивается постоянно к стороне святости, и часть зла в ней переворачивается постоянно к противоположной стороне нечистых клипойс и т.д.

Бейс

И чтобы понять объяснение этих вещей, сначала нужно понять детали hишталшелус[20] клипойс и корень их происхождения, и их уровень вверху и внизу, и каким образом они возвращаются и включаются в сторону Святости как известно, ибо объясняется в другом месте, что есть три уровня в клипойс, клипас нойгаh в Брио – большая часть ее – добро, и меньшая – зло, и нойгаh в Йециро – половина ее добро, и половина – зло, и нойгаh в Асия – большая часть ее зло, и в соответствии с этим на первый взгляд, как он сказал про нойгаh, что она переворачивается целиком в добро, что ясно, что также часть зла в ней, а иногда переворачивается вся к злу, т.е., также часть добра в ней, но не так аспект мемуцо, о котором говорилось выше, что часть добра в нем переворачивается в святость.

Но идея объяснения, поскольку также аспект зла в нойгаh это не как совершенное зло трех нечистых клипойс, для которых нет подъема и исправления совершенно, а аспект зла в нойгаh способен очиститься и подняться, и поэтому сказал, что переворачивается к добру, и иногда и т.д. И корень этих вещей – известно общее различие между нойгаh и тремя нечистыми клипойс, что это подобно различию между разрешенными вещами и вещами совершенно запрещенными. И объяснение этих вещей, как известно, что это есть различие между таавойс hейтер[21] и таавойс исур[22], что таавойс исур, которые {происходят} из трех нечистых клипойс, что посредством этого hикорейс тикорейс hанефеш[23] от ее корня в Элойким хаим[24], и называется смертью в духовности, и это гораздо тяжелее, чем смерть в материальности, ведь, несомненно, отделение света жизни духовности Б-жественности гораздо тяжелее, чем отделение жизни материальности и плоти.

И это будет понятно, если сначала объяснить то, что сказано «Рээй носати лефонехо эс hахаим веэс hатойв, веэс hамовес веэс hоро, увохарто бахаим[25]«, и это удивительно – кто же не выберет жизнь? И известно, что «жизнь» и «добро» здесь указывают на аспект духовной жизни Б-жественной души, которая будет жить жизнью Б-жственного света в ее корне и источнике, и каждый в соответствии с его корнем, как «hасом нафшейну бахаим[26]» (ибо малхус дэАцилус – это корень каждой отдельной Б-жественной искры, и подобно этому смысл «хайей кол бейс Исроэл[27]«, как известно), «цур хайейну[28]«, «Ки hу хайехо[29]«, и подобно этому многие. И объяснение идеи этой Б-жественной жизненности известно, что это не только как свет и жизненность в пробуждении[30] души в Б-жественности во время молитвы, что он узнает Творца своего и тянется за ним всем сердцем и душой («эс клепт ун квелт дер мойах волейв»), как человек, который пробуждается в своей сущности от вещи, от которой зависит жизнь его души в материальности, вплоть до того, что будет жить от этого, и вот, в общем, известно ищущим истину, что большая часть времен также тот, кто привычен в постижениях и познаниях Б-жественности, не будет жить от этого с хайус действительно, но только как hааворо беолмо[31], пройдет в мозгу и сердце, несмотря на то, что будет это дело ясно и твердо в нем, нет у него от этого хайус совершенно, и кажется ему, что Б-жественный аспект далек от него, и нет у него отношения и соединения с ним совершенно (зэйер фремд), и огорчится в душе своей очень, что это и за что это он удалится от ойр пней а-мелех хаим[32], и он не знает, что он сам виновен в этом, ибо сказано, «веатем hадвейким баГашем Элойкейхем хаим кулхем», т.е., вы, прилепившиеся к Вс-вышнему, называетесь живыми, что их жизнь от этого действительно, и понято само собой, что тот, у кого нет двейкус[33], который называется (клеп), что это есть притяжение души, нет у него жизни совершенно, и противоположность жизни это называется смерть. Однако, есть в этом две ступени, первое, что он не жив Б-жественной жизнью, но не умер совершенно, что не будет жить более, ибо иногда прилепится его душа к Элойким хаим с совершенным хайус, но только в этот час, и подобные этому, и в большинстве времен не будет жить совершенно, и это приходит только со стороны таавойс hейтер, и есть в этом разделение ступеней различных, и в общем, это не приводит к аспекту смерти окончательно, но только отсутствие жизни, но смерть настоящую это приводит только таавойс исур, если в действии – то умрет окончательно и совершенно, и если в мысли и глубоком желании – не умрет, и сможет жить, но злодеи, которые никогда не делают тшуву при их жизни, называются мертвыми действительно (как будет объясняться далее).

Гимел

И вот, сначала следует объяснить части разрешенных страстей, которые, в большинстве случаев, препятствуют распространению Б-жественного жизненного света, и среди этих препятствий существует множество ступеней, первая – это подобно замыканию сердца, когда сердце становится твердым как камень и как скала, и очень может быть, что он будет очень воодушевлен в своем мозгу, и это не достигнет сердца, и не то что бы, что он не желает и не чувствует в своем серцде, ибо такое невозможно, чтобы он не желал в сердце того, что он постигает в мозгу, но – что «хайут» который есть в мозгу от этого постижения, не достигает сердца совершенно, что в его сердце нет совершенно «жизни» от этой Б-жественной идеи совершенно, и многие способны подумать, что, наверное, воодушевление разума – это ложь, но в действительности это не так, ибо, иногда бывает наоборот, что сердце легко воодушевляется, даже от какой то идеи, о которой он задумается, даже если эта мысль для него не нова, и для мозга нет в этом совершенно никакого воодушевления, а просто случайная мысль, даже если он может думать о самых частных деталях и т.д.

И если так, следует обратить внимание на это, что это только соответственно тому пгаму, который он создал в определенном месте и на определенной ступени, посрдеством разрешенных страстей, или это страсть на уровне мозга, или на уровне сердца – туда же приходит тяжелое окаменение, и не приходит туда Б-жественный свет в этот момент, например, половая страсть, сказано о ней «нойэф ишо хасейр лейв[34]«. И объясняется, что «ниуф» – даже разрешенный – если он не освящает себя как положено – это приводит его к «хасейр лейв» – «лишен сердца» – что удаляется и опустошается Б-жественный свет, пребывающий в эмоциях его сердца, как будто бы не было у него сердца к Вс-вышнему, от Б-жественной медитации никогда. Ибо от страсти, приходящей с жаром, все его сердце притягивается туда, и опустошается соттветственно уровню света души из правого отделения сердца (и есть также простой смысл – что «опустошенность сердца» приводит к «ниуф» – и это все – одно и то же, ибо несомненно, со стороны совершенной и абсолютной опустошенности сердца от жизненности Б-жественного света – он падает, само собой, в разрешенные страсти, не со стороны излишнего жара, а просто по-животному, ибо уходит Б-жественный образ из его сердца и т.д.).



[1] «Если будет отверженный твой у края небес, оттуда соберет тебя» (Ницовим 30, 4)

[2] собирание

[3] «нидахахо» – «отверженный твой» — сказано в единственном числе (прим. переводчика)

[4] «нижняя тшува» (см. также Тания Игерес а-тшуво гл. 4)

[5] высшая тшува

[6] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[7] «мудростью очистятся». «Бирур» – очищение с помощью разделения (добра и зла, чистого и нечистого и т.д.)

[8] «Нечист, нечист кричать будет»

[9] намеренные злодеяния

[10] заслуги

[11] подавление (дурного начала)

[12] переворачивание (тьмы в свет)

[13] противоположная (Святости) сторона

[14] Высшее наслаждение

[15] очищение, разделение

[16] Рабби Йегуда а-наси

[17] букв. «оболочки».

[18] «светящаяся клипа»

[19] «с огнелезвием меч обращающийся» (Берейшис 3, 24)

[20] Опускание по ступеням Творения

[21] разрешенные желания

[22] запрещенные желания

[23] искоренится душа

[24] Б-г живой, Б-г жизни

[25] «Смотри, Я дал перед тобой жизнь и добро, и смерть и зло, и выбери жизнь»

[26] «положивший нашу душу в жизни»

[27] «жизнь всего дома Израиля»

[28] «скала жизни нашей»

[29] «Ибо Он – жизнь твоя»

[30] в оригинале: «гиспаалус»

[31] просто проходить мимо

[32] «в свете лица царя жизнь»

[33] прилепленность

[34] «Кто же прелюбодействует с женщиною, тот лишен ума» (Мишлей 6, 32)