Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шаарей ойро

בס»ד

Йуд тес

… мы видим, что в дни таноим, сразу после разрушения Храма, все еще свет Торы светил в душах Израиля, и не было такого совершенно, что тот, кто в Торе Вс-вышнего желание его, и в Торе его будет мысль его днем и ночью, чтобы он не был совершенным праведником в любви и страхе, и истинном двейкус[1] в молитве, и всех добрых делах. А сейчас, когда упали ступени душ Израиля поколение за поколением, погас свет душ их до такой степени, вплоть до того, что даже изучающие Тору как один из народа будут считаться, ибо не помогает им свет Торы совершенно и совершенно, чтобы вернуть их в добру, противоположно тому, что сказано «если нет страха – нет мудрости», вплоть до того, что может быть велик в Торе, и нет в нем страха перед Небесами совершенно, и также обратно, есть боящиеся Б-га, и нет в нем Торы совершенно, ибо «אתתא», что это есть кнесес Исроэл[2], которая называется йиро сатоо[3], истархос мибаало[4], что это есть мудрость Торы, имя МА, аспект вов.

Коф (стр. 52)

И идея этого – как объясняется в другом месте идея двух корон, наасэ[5] и нишма[6], и корона наасэ называется «кесер шейм тойв», которая поднимается над ними, и это аспект устранения собственной воли, которое {проявляется} только в действии, только со стороны ига небесного царства, — она выше даже, чем кесер малхус[7] и кесер Тойро[8], и она пробуждает Свыше раскрытие ацмус Ойр Эйн Сойф[9], чтобы он светил в пнимиюс кесер[10] мейэлов[11] умейацмой, без всякого перерыва, что никакое поднятие МаН[12] посредством исарусо дилсато[13] не достигает туда совершенно, посредством какой бы то ни было кавоно[14] или реусо дэлибо[15], только в аспекте битуль[16] роцон[17], исполнить заповедь бепойал мамош[18] только, и как сказано «койл ашер дибейр Гашем наасэ[19]«, в практическом действии, несмотря на то, что не слышали все еще, в чем Его воля, и т.е., как сказано «устрани свою волю перед Его волей», без hисойрерус пнимис[20] в роцойн и мидойс[21] в сердце совершенно, как говорилось выше. И объяснение причины этих вещей, известно, что есть два вида воли, 1) роцон мурков[22], и называемый бхиро[23], в котором возможны изменение и замена, как сказано «увохарто бахаим[24]«, что это есть вся основа Торы и заповедей, чтобы человек шел по путям Вс-вышнего, по выбору своего сердца именно, т.е., когда он пробудится в сердце своем и подготовил волю свою и свое сознание и свое сердце, чтобы приблизиться к Вс-вышнему, и Торе его и служению Ему в сур мейро[25] и асей тойв[26], в течение всего дня, насколько он подготовил сердце свое, и волю его, он будет творить добро, и беречься от того, чтобы делать всякое зло. Но, когда нет пробуждения в сердце его совершенно, чтобы идти по путям Вс-вышнего и т.д., — то не приблизится к Вс-вышнему в добром действии, и не уйдет от того, чтобы творить всякое зло в глазах Вс-вышнего. И все, что он идет по пути Вс-вышнего – это только в соответствии с пробуждением его сердца, много ли, мало ли, как известно. И это то, что называется «баал бхиро[27]«, что иногда он выбирает добро и презирает зло, а иногда – наоборот, выберет зло и презреет добро, что это есть изменение и смена воли, что иногда пробудится желание его и сердце его, чтобы идти по пути добра и уйти от зла, а иногда пробудится в противоположном и т.д., и поэтому, это не есть истинная вещь, которая существует постоянно, без всякого изменения совершенно, но – иногда он хочет добра а иногда – зла, и это потому, что это желание, которое называется мурков, в выборе который в сердце. И вместе с этим, когда его роцон пробуждается в добре, — он пробуждает Свыше в аспекте высшего блага, сокрытого в добром действии, в заповеди «делай», ибо руах айси руах[28] веамших – через исарусо дилсато[29]исарусо дилейло[30], как сказано «им йосим эйлов либой[31]«, как известно. И обратно, когда пробуждается воля его и сердце его ко злу, — он пробуждает меру суда и зла, и это то, что сказано «реэй носати лефонехо hахаим веhатойв hамовес веhора[32] и т.д., и также называется брохо уклоло, как сказано «эс hаброхо ашер тишмеун[33]«, как известно. И это притягивается со стороны того, что человек он обладает выбором, и это приходит в аспекте эйц hадаас тойв воро[34]. И на этом основана вся Тора и заповеди, чтобы очистить и разделить между добром и злом, в аспекте выбора воли именно, и как сказано: «увохарто бахаим[35]» – выбором, который в роцон.

Однако, {чтобы это было?} таким образом, чтобы это не изменялось от добра ко злу, но чтобы всегда выбирал добро, и удалялся от зла, — и на первый взгляд, как это может быть вечным и постоянным, если выбор – это такая вещь, которая меняется от часа к часу, как выше, ибо иногда он пробуждается к противоположности, и невозможно сказать, что приказание на этот выбор – это чтобы всегда пробуждался к добру, ибо как заповедь может относиться к пробуждению {сердца}, ведь пробуждение приходит в сердце человека, и изменениями и заменами? Но необходимо сказать, что это приказание «увохарто бахаим», приходит двумя способами. Первое, чтобы он выбрал по своей воле, в сердце и мозгу, в соответствии с пробуждением именно, чтобы он всегда готовил сердце свое искать путь жизни и блага со стороны его души, что близости к Вс-вышнему желает он, с стремлением и желанием в сердце и мозгу именно, и т.е., со стороны любви, которая в сердце, как сказано «веоhавто эс Гавайе Элойкехо[36]«, и любовь – это корень для 248 заповедей «делай», и также страх и трепет перед Вс-вышним – это источник для 365 заповедей «не делай», как известно, и следовательно, посредством заповедей любви и страха они делают постоянный выбор, чтобы он всегда выбирал добро а не зло, без изменений совершенно и совершенно. Однако, эти любовь и страх, которые пробуждают этот выбор, должны быть посредством труда души, а не сами собой, и как говорит Писание «увохарто», т.е., что положит сердце свое и сознание свое, чтобы трудиться в пробуждении Б-жественной любви, чтобы желать близости к Вс-вышнему посредством умножения труда души, и подобно этому – в страхе, как сказали мудрецы: «горе плоти, которая не трудилась в страхе», и тогда желание его сердца само собой будет к благу, и на этом основана эта заповедь именно. И если иногда изменится со стороны уменьшения его желания приблизиться к Вс-вышнему – пусть всегда укрепится в сердце своем и сознании своем, пока не станет таким образом, что нет в этом выборе никакого изменения совершенно все дни жизни его…

Коф алеф

Однако, второй способ в этой заповеди увохарто – это не со стороны выбора в сердце, как результат пробуждения в сердце в любви и страхе, но как результат принятия ига только, ибо в этом невозможно изменение и замена вовек, даже если нет в сердце его никакого пробуждения совершенно.

Ибо вот мы видим, в идее ига, которая наложено на раба в работе его, — ясно, что нет в нем желания, которое пришло как результат выбора, совершенно, ибо ясно, что нет в его работе никакого желания и стремления в сердце совершенно, ибо против воли своей он работает, только со стороны ига царя, это то, что принуждает его к этой работе, ибо он постоянно принужден работать, даже если он совершенно не выбирает этого.

И однако, именно поэтому – не будет в этом никакого изменения и замены во времени совершенно, ибо если бы раб служил со стороны желания и выбора, как человек, который делает свою работу на своем поле для своего заработка, что тогда был бы в нем изменение роцон, что иногда он не хочет и не выбирает, но – поскольку нет в нем роцон и бхиро никогда, но только со стороны ига, поэтому – несомненно, что нет в сердце его изменения, таким образом, что каждый и каждый день его работа одинакова, без прекращения и отмены и без изменения способов совершенно, и поэтому его служение вечно без перерыва совершенно, ибо нет у раба ничего кроме подчинения его воли, то, что подчиняет себя напротив воли царя, чтобы исполнять слово царя со стороны ига царства, которое над ним, — такой битуль роцон он постоянный и вечный, без изменения и уменьшения совершенно, поскольку этот битуль роцон не приходит со стороны какого-либо пробуждения в сердце и мозгу совершенно, так, чтобы падал на него шинуй, иногда в уменьшении hисойрерус, но это есть битуль ацми и тивъи постоянно, некогда не прекращающийся, все время, пока он жив, что иго царя над ним.

И отсюда понятно, что то, что сказано «увохарто бахаим», если это в соответствии с принятием ига небесного царства только, а не со стороны пробуждения сердца в аспекте роцон и хейфец, оно вечное и постоянное, без всякого изменения совершенно, в гораздо большей степени, чем когда это выбор по желанию. И хотя в любви и страхе, когда они вызваны пробуждением сердца, есть аспект пнимиюс света и жизненности в большей степени, тем не менее – упадет на него уменьшение за уменьшением, вплоть до того, что он должен трудиться и обновлять пробуждение сердца, как объяснялось выше, но в иге небесного царства нет в нем уменьшения и нехватки никогда, что не упадет от своего служения с игом небесного царства даже на толщину волоса, как будто бы это в нем естественное и сущностное, в самой сути души его действительно, ибо всякая сущность не изменится никогда, как известно, и достаточно постигающему.

Ков бейс

И это то, что сказано «Ибо Мне сыны Израиля рабы, рабы Мои», ибо сыны Израиля действуют на двух уровнях – сыновья и рабы, как известно в идее «овину малкейну[37]«, что со стороны душ они называются сыновьями, как сказано «ки ато овину[38]«, а со стороны тела называются рабами, как объясняется в другом месте на посук «ки hу осону велой анахну[39]«, с алеф и с вов и т.д.. И вся идея опускания души в тело, чтобы быть в аспекте раба именно, с каболас ол малхус шомаим[40], что это поднимается выше, чем аспект сына, по причине указанной выше, в идее ига, что не происходит с ним изменения совершенно, как будто бы это сущность и суть точки роцон, которая называется роцон пошут[41], который гораздо выше, чем роцон мурков, который облачается в бхиро, который изменяется и сменяется. И вот, человек из Израиля, который склонит плечо свое в иге небесного царства, чтобы служить Вс-вышнему в сур мейро ваасей тойв принуждая себя, делать все против своего природного желания, и т.е., что будет делать добро в заповедях «делай», даже когда нет в сердце его никакого пробуждения, чтобы желать близости Вс-вышнего, но только заставляет себя устранить свое желание перед волей Вс-вышнего, чтобы делать цдоко и т.п., несмотря на то, что он не хочет в сердце своем совершенно, но потому что иго царства возложено на него, чтобы исполнять волю Его, и также в остальных заповедях, и подобно этому в сур мейро, несмотря не то, что нет пробуждения страха перед Вс-вышним и боязни Б-га в сердце его совершенно, тем не менее, он захватывает сердце свое, против воли своей, и властвует над духом своим и своим дурным началом, чтобы не делать дурного в глазах Вс-вышнего, со стороны того, что он боится восстать против создателя своего, чтобы делать дурное в глазах его и нарушить волю его и т.д., то это поднимается над всеми ступенями служения которые в сердце в люби и страхе внутреннем, и это то, что сказано неум Довид бен Йишай … hуком ал[42], поднял ойло Торы, что это есть аспект кесер шейм тойв, о котором говорилось выше, который поднимается над тремя коронами, о которых говорилось выше, что из этого делается аспект кесер шебекесер, который называется атерес тиферес, и как сказано «эвен моасу…», алеф-бен, который в иге небесного царства, аспект малхус дэмалхус, что это без выбора, его корень – в роцон ацми, который выше, чем бхиро, что это выше чем таам лероцон, даже таам комус[43], что это есть таануг шебероцон, поэтому выбор может измениться но выше чем таануг[44] шебероцон – это сущность точки источника hиспоалус роцон, в котором нет hиспоалус роцон совершенно, и нет там бхиро совершенно, поэтому он не изменяется вовек, и это то, что называется кесер шем тойв, как сказно «вайаас Довид шейм[45]«, что это имя БаН – ига небесного царства, как сказано «hейким ал», и это то, что сказано «тойв шейм мишемен тойв[46]«, т.е., выше даже чем ойнег нээлом[47], который в хохмо, который называется шемен hатойв ал hаройш[48] первосвященника,


[1] Прилепленность (к Вс-вышнему).

[2] Собрание душ Израиля. Общность еврейского народа

[3] Нижний уровень страха перед Вс-вышним

[4] Изгнана от мужа ее. См. Зогар Вайакгел 216, 2

[5] мы сделаем

[6] мы поймем

[7] корона царства

[8] Корона Торы

[9] Сущность Света Бесконечного

[10] Внутренний уровень в кесер

[11] сам по себе

[12] Сокращение — «Маин Нуквин«

[13] Служение человека снизу вверх

[14] Намерение; цель. Намерение в молитве

[15] Желание сердца

[16] Подчинение, самоустранение

[17] Воля, желание

[18] в практическом действии

[19] «Все, что говорил Господь, исполним.» (Йисрой 19, 8)

[20] Внутреннее пробуждение

[21] Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[22] Сложный (составной) роцон

[23] Выбор

[24] «Избери жизнь,» (Ницовим 30, 19)

[25] «Уйди от зла» (Тегилим 34, 15)

[26] «делай добро» (Тегилим 34, 15)

[27] обладающий свободой выбора

[28] дух приводит дух

[29] Служение человека снизу вверх

[30] Пробуждение Свыше. Б-жественное раскрытие Свыше

[31] «Если Он обратит на (человека) сердце свое» (Ийов 34, 14)

[32] «Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло,» (Ницовим 30, 15)

[33] «Благословение, чтобы внимали вы» (Рээй 11, 27)

[34] дерево познания добра и зла

[35] «Избери жизнь,» (Ницовим 30, 19)

[36] «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим.» (Воэсханан 6, 5)

[37] отец наш, царь наш

[38] «Ведь Ты – отец наш,» (Йешайа 63, 16)

[39] «Он сотворил нас, и мы – Его,» (Тегилим 100, 3)

[40] принятие ига Небесного царства

[41] простая (сущностная) воля

[42] «Речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко» (Шмуэль Бет 23, 1)

[43] сокрытая причина

[44] Наслаждение

[45] «И приобрел Давид именитость» (Шмуэль Бет 8, 13)

[46] «Лучше (доброе) имя, чем добрый елей» (Когелет 7, 1)

[47] тайное наслаждение

[48] «Подобно (это) доброму елею на голове» (Тегилим 133, 2)