Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маамар Леhовин иньон гаhиштатхус

Маамар Леhовин иньон гаhиштатхус[1]

Понять идею hиштатхус[2] на могилах праведников, — идея hиштатхус на могиле — есть в этом несколько ступеней и различных способов, и в общем, есть в этом пять ступеней. Первая — то, что объясняется в Шулхан Орух законы 9 ава, и вот его слова: «и то, что есть обычай идти на могилы — это для того, чтобы пробудить траур, и подчинить дурное начало, чтобы вернуться {к Вс-вышнему} в раскаянии, и это подобно тому, что сказали РаЗаЛ, «и если нет — пусть напомнит ему день смерти», что посредством этого подчинится дурное начало, и как сказано, «лучше идти в дом траура, чем идти в дом пира [поскольку] веhахай йитенэл либой[3] — т.о., посредством этого он сможет подчинить свое сердце, как объяснялось выше.

И второе, это также упоминается в Шулхан Орух законы Рош аШана, «обычай идти на могилы и умножать там молитвы», и там объяснение — поскольку кладбище — это место упокоения праведников, и поэтому это место чисто и свято, и молитва принимается там особенно. И пусть он просит у Вс-вышнего, чтобы он дал ему милость в заслугу праведников, пребывающих во прахе. И есть в этом два объяснения, первое — что это место чисто и свято, и это помогает, чтобы была принята его молитва, и второе, что несомненно, он будет молиться там с самой желанной кавоно[4], поскольку пробудится его сердце в раскаянии, как объяснялось выше, поскольку веhахай йитен эл либой, и это способствует, чтобы его молитва была желанна и принята.

И третье — то, что идут на могилу родителей или единственного сына и подобно этому, что это пробуждает плач и hеспед[5], и приводит к полному раскрытию сердца, как если бы мертвый лежал перед ним действительно, что будет сломлено его сердце действительно со стороны агмас нефеш[6], которая затрагивает вплоть до некудас левовой[7], чтобы горько плакать, и как сказал рабби Йоханан — «это кость моего десятого сына», что носил с собой кость из за агмас нефеш, чтобы не забыть о своем умершем сыне, и поэтому всегда его сердце сломлено, и как Яаков овину[8] олов hашолом[9], который оплакивал своего сына многие дни, что он постоянно горько плакал о своем сыне, который умер, ибо он не мог забыть его совершенно, как известно, и подобно этому, когда он идет на могилу, несмотря на то, что он забыт от него многое время, тем не менее, возвращается и вспоминается, вплоть до того, что он сможет плакать бемар нафшой меойд, и это приводит к полному раскрытию сердца, что он сможет плакать о своих грехах действительно, также со сломленным сердцем, — лейв нишбор венидкэ[10] и с великим плачем, и может прийти к полной тшуво[11], как известно, ибо тшуве препятствует грубость и высокомерие сердца, как известно, но, когда сердце сломлено хорошо действительно, по какой бы то ни было причине, тогда немедленно он может прийти к полному раскаянию, и это есть смысл наказаний, которые приходят на человека, которые называются йисурим шел аhаво[12], даже в боней хайей имзойней[13], которые разбивают человека, для того, чтобы вернуть его в полном раскаянии, микерев иш велейв омойк[14], и доказательство на это — из рабби Йоханана, который сказал «дэйн гармо дэасироо бир[15]«, что несомненно, это было у него йисурим шел аhаво, как объяснялось выше.

[бейс]

И четвертая ступень, это то, что идут на могилы праведников, которых знали, когда они были живы в материальной жизни, тогда со стороны силы его веры, что он верил в него, когда он был жив в материальном мире, что он — Б-жественный святой человек, и когда он входил к нему, когда он был жив, он устранялся от своего мциюс[16], когда входил в hейхал[17] квойдой[18], со стороны великого стыда и подчинения, что он стыдится и подчиняется перед праведником, вплоть до того, что он становится как эвен доймем действительно, и не может говорить, ибо это есть истинный битуль[19], как сказано «Гашем сфосай тифтох[20]«, и подобно этому, когда он идет на место, где покоится этот святой праведник, он само-устраняется там в еще большей степени, ибо «велики праведники после их смерти, больше чем при их жизни», и со стороны силы великой веры, что он верит в святость его святой и чистой души, которая поднялась уже к ее месту выше и выше, подъем за подъемом, и остаток души, остающейся над телом в могиле, как сказано «венафшой олов теэвал[21]«, что она идет с ним в могилу, как объясняется в Ликутей Тойро, и также макифим[22] души связываются с душой, что поэтому мицва делать цион на могиле, что это трон для макиф[23], как известно и объясняется в Ликутей Тойро, и несомненно, когда он придет на святое место упокоения праведника, и рисует перед собой подобие его святого и чистого лица, падет на него страх больше чем при его жизни, ибо тогда он был в рамках материального тела, а сейчас душа праведника она в духовности, как она есть в ее сущности, также он может посредством этого прийти к аспекту битуль бимциюс[24] и йиро илоо[25] действительно, и аспект йиро илоо — это то, что упоминается в сидуре в комментарии о тикун хацойс[26], что йиро илоо — это внутренний страх, и это есть йирас бойшес[27], как тот, кто стыдится большого человека и праведника, поскольку низок его уровень перед праведником, он устраняется от его мциюс совершенно, вплоть до того, что становится как ничто, и подобно этому это йиро илоо, что он стыдится величия Вс-вышнего, благословенно Его имя, что Его величию, благословенно Его имя, нет исследования, ибо Ойр Эйн Соф[28] лемаало ад эйн кейц[29], и лемато ад эйн тахлис[30], что это то, что сказано, «если нет мудрости, нет страха», что хохмо илоо[31], что это аспект койах ма, аспект битуль, приводит к йиро илоо, и как объясняется там подробно.

И вот, подобно этому будет понятно также, когда он идет на могилу святого праведника, он может прийти к большому стыду и битуль в мциюс действительно, что он устыдится очень во всех его делах и мыслях, что он делал и мыслил до сего дня, ибо они раскрыты, ибо праведник, даже при своей жизни, были известны ему мысли человека и ухищрения его, как известно, и тем более, душа праведника после его hисталкус[32], ибо она духовна, и битуль и стыд это также перед Ойр Эйн Соф действительно, который дает жизнь душе этого праведника, ибо она — часть Вс-вышнего Свыше и самоустранена совершенно перед Ойр Эйн Соф, как объясняется в другом месте, и посредством этого он может пробудить рахамим рабим[33] на искру Вс-вышнего, которая в душе его, со стороны низости его уровня, и это есть аспект тшуво илоо[34], как объяснялось, ибо посредством битуль, что он самоустраняется перед мудрецом Торы, это действительно битуль перед Вс-вышним, и как сказано «и разве можно прилепиться к Шхине? — Но каждый, кто прилепляется к мудрецам Торы…», как объясняется в Тании (и как приводится Геморо относительно царей Израиля), и это самая высшая тшува, которая несравнима относительно тшувы, упомянутой в п. 3, и вплоть до того, что посредством силы связи веры в душу праведника из глубины и центральной точки его сердца, и посредством силы воображения, представляющей его образ в духовности, и посредством большого битуль, сможет его душа прилепиться к какой-то части души праведника. который находится там, и это несколько близко к идее исдабкус рухо берухо[35], упоминаемой о праведниках, и как будет объясняться в пятой ступени, и посредством этого возможно, что его молитва, что он будет молиться там, сможет подняться ввысь с подъемом души праведника, и сможет его молитва принести плод Свыше и внизу, и это есть эмунас цадиким[36], что люди едут на их могилы, несмотря на то, что они не постигают ничего, как будет объясняться.

[гимел]

И аспект пятой ступени, это ступень очень высокая, что нет выше нее, и это есть аспект hиштатхус на могилах праведников, который объясняется в сефер хасидим, что это настолько высоко, что он может постигать там постижения посредством этого, и т.е. что он может возвысить там свою душу до места, где коренится душа праведника, в органах одом ришойн[37], т.е., общей души, и пробудит его, чтобы поднять их души в аспекте поднятия ма»н[38], и тогда он может опустить их души в их тела, и говорить с ними, и это есть исдабкус рухо бе-рухо действительно, и посредством этого они могут постичь великие постижения в тайнах Торы, и йихуд[39] йихудо илоо[40], и как упоминается в книге Эмек hамелех, и йихудим, которые Аризаль передавал своим ученикам делать посредством великих праведников, и постичь там высшие постижения, и это есть все достоинство ступени Аризаля, что высокие души раскрывали ему тайны Торы, и эта ступень выше, чем раскрытие Элияhу и руах а-койдеш[41], и как объясняется в Шаар а-кдушо (Аризаля) рабейну Хаим Виталь, и как объясняется в книге Эмек hаМелех про Хаим Виталя, что оделась в него душа Бенайаhу бен Йеhойада, вплоть до того, что светила также в пнимиюс[42], и это посредством йихуд, о котором говорилось выше, что он посещал многократно его могилу, и он имел отношение к его душе, как объясняется там, и несомненно, есть в этом множество ступеней, но все это — для высоких уровнем, что души их не были повреждены совершенно, и душа их чиста и ясна и есть у них НаРаН, которые светят, или по крайней мере руах и нефеш без пгам[43] совершенно, и эта ступень гораздо выше чем четвертая ступень, о которой говорилось выше, ибо у них нет никакого постижения в раскрытии, но на этой ступени даже самые низкие смогут постичь постижения, и соединять йихудим в соответствии с уровнем их души, как говорилось выше, и достаточно понимающему, и это есть аспект исдабкус рухо берухо действительно, т.е., что он соединяет и прилепляет свой дух с духом праведника, и оба они поднимаются в тайне поднятия ма»н, и как объясняется также в книге мишнас хасидим гл. 1 по порядку йихудим, мишна 3, и вот его язык: «и если он удостоился НаРаН[44], пусть соединит их все с НаРаН этих праведников, когда они поднимаются… смотри там подробно, и достаточно понимающему.

[далет]

И все это будет понятно еще более с добавлением объяснения того, что объясняется в Игерес hа-Койдеш (Алтер Ребе) на слова Зогара «цадико дэиспатар меолмо, иштаках бекулhу алмин йатир мибехайойhи[45]«, и содержание его святых слов — это в соответствии с словами РаЗаЛ «швик хаим ле-хол хай[46]«, ибо жизнь праведников — это духовная жизнь, вера и любовь и страх, и когда праведник жил на земле, эти три качества были заключены в их сосуде, и в их одежде, что это аспект души, которая связана с его телом, и все его ученики не получают, но только отсвет этих мидойс[47], и их отсвет, который светит вне сосуда, это посредством его святых слов и мыслей, и после этого ухода из мира, поскольку они отделяются, аспект нефеш остается в могиле, а аспект руах — в ган Эйден, что это есть эти три качества — ХаГаС[48], которые называются руах[49], ибо эмуно[50] — это аспект даас[51], средняя линия, как известно, что это аспект тиферес[52], поэтому может каждый из его учеников и каждый, кто близок к нему, получить часть аспекта его духа, который в ган Эйден, поскольку он не материален и не заключен внутри сосуда (т.е., поэтому может этот отсвет распространяться вокруг, поскольку это аспект духовности, и она не заключена в материальный сосуд), но аспект цадиким, когда аспект их духа одевается внутрь их души, и их душа связана с их телом, не могут получить от них ученики или каждый из Израиля, но только посредством его святых слов и мыслей, но, когда отделяется дух от души, тогда он может светить каждому из его учеников в соответствии с его уровнем. И доказательство на все это приводится из Яакова овину, что входил с ним ган Эйден, и как приводится в книге Асоро мааморойс, что воздух ган Эйден распространяется вокруг каждого и записываются в этом воздухе все их святые мысли и слова в Торе и служении Вс-вышнему, и это есть окончательное доказательство, что аспект духовности может распространяться в каждом месте действительно, и поэтому очень легко его ученикам получить их долю из аспекта сущностного духа их учителя, и из аспекта его любви и страха и его веры, с которыми он служил Вс-вышнему и не только их отсвет (что это только аспект его духа ХаГаС, как объяснялось выше, а не нефеш), поскольку аспект его сущностного духа поднимается выше и выше, чтобы соединиться с аспектом нешомо и ган Эйден элйон, которые в высших мирах, и известно, что всякая вещь, которая в святости, не сдвигается со своего места совершенно от ее первой ступени, также после того, как поднимается выше и выше, но его первоначальная ступень остается также после того, как он поднялся выше и выше, и этот первичный аспект, который остается внизу, он распространяется в учениках, каждому в соответствии с мерой его hискашрус[53], и его близости к нему в аhаво рабо[54], как объясняется там, но для того, чтобы получить весь аспект духовности, это только посредством большого пробуждения в аhаво рабо и hахноо ацумо[55], тогда дух реусо дэлибо[56] притягивает дух свыше, см. там.

[hей]

И вот, несмотря на то, что объяснено и ясно из всего этого, что может каждый из учеников получить свою долю и свою Тору от аспекта руах своего учителя, всюду, где бы он ни находился, посредством того, что свет ган Эйден распространяется вокруг каждого, и тогда не нужно совершено ехать на место его упокоения, и молиться там на его могиле. Но все это — если не прервалась нить связи великой любви к его учителю, как это было при его земной жизни, и он ведет себя в служении Вс-вышнему с великой любовью и с верой, как учил его учитель, тогда они смогут воспринять свою долю от аспекта руах их учителя, и как объясняется там, но если прервались хас ве-шолом, узы любви, со стороны забот этого мира в материальных заботах, что почти погас свет его Торы и любовь и страх, который появлялся на них, когда он был жив в этом мире, вплоть до того, что с течением времени он может погаснуть и забыться от него совершенно, как известно, что для этого он должен был постоянно также при его жизни видеть своего учителя лекабель пней hорав[57] постоянно, и слышать из его уст именно диврей Элойким хаим[58], и несмотря на то, что его слова записаны, тем не менее, не подобно слышание из далека видению его лица именно, ибо отсвет его лица это больше чем получить его слова, и оба эти одинаково хороши, и приводят его к сильной и страстной связи и великой любви в удивительном стремлении, что это то, что сказали РаЗаЛ, каждый, кто прилепляется к талмидей хахомим, как будто бы прилепляется к Шхине, поскольку посредством его прилепления и связи, он может получить отсвет [из аспекта его духа к нему посредством его святых слов и мыслей в свете его Торы и служения, и воспринять и принять хорошо в его мозгу и сердце] свет его любви и его страха, в аспекте клито[59] действительно, как аспект дворим hайойцим мин hалейв нихносим эл hалейв[60] и т.д.

[вов]

И это то, что сказали РаЗаЛ, «хайов одом леhакбиль пней рабой барегель[61]«, поскольку тогда он получает дополнительный свет от духа его учителя, который светит тогда с особым светом и особой силой, что это дает силу и мужество после того, как он расстается с ним, чтобы усилиться в служении Вс-вышнему в любви и страхе, как он получил от своего учителя, и все это — от силы света его лица именно. И доказательство на это — ибо когда он удаляется на долгое время от своего учителя. даже, когда он жив, тогда прерывается нить связи великой любви, и он падает со своей ступени великой любви в служении Вс-вышнему, и как происходит это с многими людьми, как известно, и это есть истинный смысл тех, кто едет постоянно чтобы слышать слова учения хасидизма из уст их учителя именно, несмотря на то, что уже слышали и видели это записанным, и есть у них и т.д., тем не менее, они едут постоянно, чтобы увидеть своего учителя, {чтобы получить} дополнительный свет его лица, поним меиройс[62], поним масбиройс. чтобы раскрыть им свет учения истины (ойр Тойрас эмес), ибо посредством этого светит их душа в служении Вс-вышнему с любовью и страхом, ибо посредством связи великой любви связалась его душа с душой праведника, как сказано, венафшой кшуро бенафшой[63], и несмотря на то, что нет у него эрех[64] относительно души его учителя, тем не менее, какой то эрех и отношение есть у него по крайней мере, поскольку он мекушор[65] к нему, и верит в него [несомненно, есть у него какое-то отношение] и посредством этого он может воспринять свою долю от духа его учителя и достаточно понимающему.

[заин]

И вот, понятно из всего вышесказанного, что тем более и тем более, когда «оставил жизнь всем живущим», несмотря на то, что его жизнь, что это вера и любовь и страх, находятся во всех мирах, и могут его ученики получить свою долю и т.д., но тем не менее, в течение продолжительного времени, и из-за нехватки свободного времени из-за тяжести забот о пропитании, может погаснуть свет его Торы и его служения у учеников, поэтому необходимо ехать на место его упокоения, на его могилу, и молиться на его могиле, и пробудить любовь из глубины души и сердца человека, ибо несомненно, все еще не прекратилась окончательно, но только остался какой то след (ршиму), что это есть аспект духа, который он оставил в ней (ибо «эйн ишо койресес брис… эло леми шеасоо…», поэтому, несмотря на то, что отделился от него его дух, он он бьется (мекашкеш) в ней постоянно, и она не может воспринять…, и поэтому подчеркивается в Зогар, чтобы не брать в жены вдову см. там, как известно), и это есть аспект желания, которое есть у человека ехать на место упокоения праведника, для того, чтобы пробудить эту любовь, ибо, если бы она прекратилась хас ве-шолом совершенно, то не было бы у него также желания на это совершенно, и силой этого духа, который он оставил в нем, он может пробудить дух своего учителя снова, с силой великой любви и мощного подчинения и великого труда, чтобы получить эти три качества — вера, и любовь и страх, как объяснялось выше, как научил его учитель, как объяснялось выше.

[хес]

Однако, то, что нужно ехать именно на место его упокоения, чтобы пробудить там любовь, есть на это две причины, первое — по простому смыслу, ибо посредством того, что он едет с огромным стремлением, будет от этого поднятие ма»н в большой степени, и после этого, когда он приходит туда с силой великой веры, несомненно, что он устранится от своего существования совершенно, и приготовит себя перед Вс-вышним с великим подчинением с мсирус нефеш[66] действительно, и изольет свою беседу перед Вс-вышним из глубины сердца, за то, что он отдалился совершенно, и посредством этого пробудит (изольет) Вс-вышний на него дух Свыше, и это есть дух его учителя, в котором есть у него доля, чтобы дать жизнь (оживить) его душу светом Торы и служения его учителя и т.д., и второе — это подобно тому, как говорится в Ликутей Тойро Аризаля, в тайне похорон умершего и законов траура, и содержание его слов коротко — что в душе человека есть пнимиюс и макифим и т.д., подобно целем З»О, ибо цади»к — это аспект пнимиюс, а ламе»д ме»м — [это два макифа, ламе»д] — это три макифа, и мем — это четыре макифа, всего — семь макифим, и когда человек жив, есть у него все эти макифим. Но за тридцать дней до смерти человека, поднимаются от него аспект макифим, что это целем над его головой, и это то, что говорится в Зогар, «ад шейофуах hайойм веносу hацлолим» (это цлолим, о которых шла речь выше), но в момент смерти человека они возвращаются к нему все вместе, для того, чтобы все они вынесли страдание смерти от наказаний, и это то, что сказано «тойсеф рухом йигвоун», Однако во время смерти человека, и нешомо и руах идут вместе со своими макифим в установленное для них место, а нефеш с ее семью макифим, что это це»л от целе»м (как известно, что есть целем в НаРаНХаЙ). Ооднако, целем в нефеш разделяется на пнимиюс и хицойниюс, пнимиюс — это це»л от целе»м, и это то, что идет с телом в могилу, как сказано «венафшой олов теэвал», но семь макифим [в нефеш] что это ламе»д ме»м от целе»м, они остаются в доме умершего, ибо они не могут расстаться так легко, поскольку он умер в нем, и это то, что сказали РаЗаЛ, что семь дней траура приходит душа умершего в его дом, и это тайна макифим души, однако они уходят и приходят, ибо они хотят быть в доме, где умер умерший, и также они хотят быть вместе с его внутренней душой, и поэтому они идут на могилу и возвращаются домой, однако каждый день из семи дней траура, отделяется от тела один из макифим, и остается прилепленным к душе, и так они делают до окончания семи дней траура, и тогда заканчивается их уход и подъем, и они связываются с душой в могиле, поэтому установили семь дней траура, пока душа умершего остается в доме, где он умер, и однако, пока макифим все еще находились в доме умершего, тогда клипойс держатся сильно за душу умершего, поскольку в аспекте макиф нет у них никакой возможности держаться, и каждый день убавляется сила клипы, пока не закончатся семь дней, и тогда остается там только то, что необходимо остаться там, пока плоть существует и т.д. см. там. Однако, то, что начинает от части макиф идти в могилу, это от ламе»д от целе»м, в первый день – даас, во второй день – бина, третий день = хохмо, и тогда это основной суд мертвого в могиле, как известно, и отсюда и далее, когда уходит аспект ме»м от целе»м – уменьшаются диним, и поэтому обычай ашкеназим, чтобы не ставить цион на могиле, но только после семи дней траура, ибо смысл строительства циона – чтобы дать силу макифу стоять там, и если будет построен цион перед тем, как придет туда, тогда дают силу тумо, которая держится за мертвого, чтобы она осталась там и не ушла, подобно тому, как строящий дом, и не упоминающий имя Вс-вышнего, что находится там дух нечистоты, но после семи дней, что тогда приходит макиф, тогда есть мицва делать цион, и приготовить трон для макифа, до сих пор язык Ликутей Тойро.

[тес]

И вот, понятно из всего вышесказанного, что в месте упокоения праведника там находится пнимиюс его души, что это есть аспект цади»к от целе»м, и когда строят цион на его могиле, покоится там аспект макифим, что это есть ламе»д от целе»м, как объянсяется там подробно, и несомненно, это место свято, и там он может пробудить душу праведника посредством своей силы пробуждения в любви и страхе, и силой его hискашрус, несомненно, что он может пробудить душу святого праведника, и близко это, что он сможет прилепить свою душу к душе праведника, и пробудиться в каком-то пробуждении, только, если положит к нему свое сердце истинно и с цельным сердцем, и вернется сначала в истинной тшуве перед Вс-вышним, и пожелает истинно привлечь на себя святой дух от духа своего учителя, как объяснялось выше. И посредством силы веры и hискашрус с душой праведника с силой своего воображения, представляющей образ его, подобно духовности, которая есть здесь пнимиюс его души, и ее присутствие в пнимиюс и макифим, которые называются целем, как объяснялось выше, сможет прийти посредством этого к аспекту подобия немного к аспекту hисдабкус рухо берухо, как объсняелось выше, и посредством этого он привлечет на себя часть духа своего учителя, чтобы ожить снова от света его Торы и его служения, как он был верен ему, когда он был жив в этом мире, посредством света лица его действительно, и наоборот, более того, ибо тогда это было посредством оболочек мысли и речи, как объяснялось выше, а сейчас он воспринимает только от сущностного духа его учителя, как объяснялось выше, и также его молитва, что он будет молиться там, что несомненно, она близка, чтобы быть принятой, и как объяснялось выше от имени книги Асерес а-дибройс, что воздух ган Эйден распространяется вокруг каждого из праведников, и там записываются все его добрые мысли и речи, но это не имеет отношения, но только к праведникам, которые идут со светом в ган Эйден, как Яаков, но простые люди – есть воздух гейhином, который распространяется вокруг каждого, и как объясняется там.

[йуд]

Но, когда он приходит сюда, на место упокоения праведника, и молится там на его могиле, что несомненно, что его молитва там – с желанной кавоно, и она цельна и из глубины души, и когда он входит на цион, что там находятся макифим души праведника, тогда, несомненно, каждая буква из его слов и его мыслей там, соединяются с воздухом ган Эйден, который там (ибо руах называется авиро дэган Эйден, и также нефеш). И когда душа праведника поднимается вверх, также его молитва сможет подняться выше и выше в высший ган Эйден, и сможет принести плоды Свыше и внизу, как известно, что все молитвы должны подняться вверх через вход в ган-Эйден земли, и поэтому молитва, которую молятся у пещеры Махпейло, она желанна и принимаема очень, поскольку есть традиция в наших руках, что там был вход в ган Эйден действительно. Но молитва, что мы молимся здесь, она смешивается с нечистым воздухом земли народов, и может быть, что молитвы здесь в течение нескольких лет не поднимаются совершенно, как объясняется от имени Баал Шем Това, и подобие пещеры Махпейло, это здесь, на могиле праведника, молитва, которую мы молимся там, они сможет подняться быстро, во время поднятия души праведника вверх, поскольку буквы молитвы они запечатлеваются там в душе праведника. И также, если он удостоится, то он будет защищать его, и сможет добиться, чтобы его просьба была реализована внизу в материальности, и достаточно понимающему.

[йуд алеф]

И это, что молитва принимается там, это основа ясная для каждого, ищущего и просящего Вс-вышнего, что они могут ехать туда и молиться там с большой каваной из глубины сердца, и пусть будет крепко его сердце и уверено, что несомненно, будет принята там его молитва быстро, как объяснялось выше, ибо это святое место приводит к двум вещам, первое, что он сможет направить там свое сердце в своей молитве, со стороны силы крепкой веры, которая приведет на него страх, как объяснялось выше, и второе, что он будет уверен, что будет принята там его молитва, и это даже для каждого сына Израиля, даже если он не его ученик, но только из-за причин, указанных выше, и тем более, его ученики, привязанные к свету его учения, как обяъснялось выше. Однако также те, кто не знали его, и не видели его во время его материальной жизни, но учили его святые книги, которые он оставил в благословение после себя, и наслаждаются сиянием света его учения, и укрепляются посредством этого в служении Вс-вышнему, в соответствии с тем, как учат его книги в служении Вс-вышнему, чтобы идти по путям Вс-вышнего – несомненно, также они называются его учениками, ибо есть у них отношение к нему также. Ибо они верят в этого праведника, и получают от него свет его Торы, ибо тот, у кого нет отношения к нему, не верит в него совершенно (и это то, что объясняется в другом месте, что есть у каждого праведника в его поколении несколько и несколько людей, которые не верят в него [совершенно], и не хотят получать от него совершенно, и наоборот, обратное и т.д., и это потому, что нет у них доли в нем совершенно). Ибо язык эмуно – это от языка «вайги оймен», что притягивается к своему корню, и поэтому сыны Израиля называются мааминим, поскольку они – часть Вс-вышнего Свыше действительно, и поэтому они тянутся к своему корню. И подобно этому – вера в праведников, поскольку они – корни, и ветви тянутся к своему корню, как объясняется в другом месте. И несомненно, те, кто изучают святые книги, и ведут себя по путям Вс-вышнего, в соответствии с тем, как научил его, и наслаждается светом его Торы, они называются его учениками действительно, и он может прилепить к нему свою душу с крепким hискашрус, также, как когда он был жив действительно.

[йуд бейс]

И можно привести доказательство на это из истории, упоминаемой в Талмуде, про одного ученика, который видел גוהרקי דרבי חנינא и он сжег его глаз огнем, и на следующий день он пошел и молился на его могиле, и сказал, «мишну твою я учу» и он излечился, т.е., из-за того, что он учил его мишну, есть у него заслуга, что он может видеть его, и поэтому он излечился, и достаточно понимающему. Ибо смысл того, что они видел גוהרקי דרבי חנינא רבה, когда он поднялся в меситвта дэрокиа, это несомненно, духовное видение, а не физическое, что это посредством прилепления души действительно, и отделения от материальности, и достаточно понимающему.

[йуд гимел]

И вот, то, что объясняется в вышеупомянутой Игерес hа-Койдеш, еще, что есть еще один аспект отсвета для его учеников, но он не одевается в мойхин, как первый, но светит над ними свыше, и это из подъема его духа и его души к своему источнику – в хакал тапухин кадишин, и посредством этого происходит поднятие ма»н от всех его дел и слов и мыслей, и его учения и его служения, что он служил все дни его жизни, и они были посеяны в хакал тапухин кадишин, высшие света (его Тора и его служение – это высшие света, ибо награда за мицву – мицва и т.д. И эти высшие света светят на всех его учеников, которые стали служить Вс-вышнему посредством его учения и его служения, и этот отсвет вносит в их сердца мысли о раскаянии и добрых делах, и называется гидулей гидулим и т.д.), и этот отсвет он в сокрытии, подобно тому, как солнце светит звездам под землей, и как приводится в Тикутей Зогар про Мойше рабейну, что после его смерти распространился его отсвет в каждом и каждом поколении и т.д. до сих пор язык Игерес hа-Койдеш, см. там, и этот отсвет несомненно, распространяется на всех его учеников одинаково, и также на тех, кто не знали его, только, что учили его святые книги, и наслаждаются светом его святой Торы и его служения, и еще, что также они служили Вс-вышнему по его наставлениям. И как ясен там смысл языка на всех его учеников, которые стали служить Вс-вышнему посредством его учения и его служения, и доказательство на это – из Мойше рабейну олов hашолом, что распространяется его Тора (его отсвет) в каждом и каждом поколении для всех шестисот тысяч душ Израиля, как объясняется, и т.е., когда они изучают Тору Мойше именно и т.д. и достаточно понимающему. И это то, что сказано «матнисо дэмар ко маснино», и должен быть его отсвет светить над ним, поэтому есть у него заслуга, чтобы смотреть на него, и т.д., и достаточно понимающему.

И все это – четвертая ступень, но пятая ступень, о которой говорилось выше, что это есть истинный смысл hиштатхус на могилах праведников, чтобы соединять йихудим элйоним и постигать великие постижения, как сказано ойломхо тиръэ бехайехо действительно, что берет свою долю в ган Эйден при жизни действительно, что когда он поднимает свои НаРаН вверх, чтобы соединить их с НаРаН праведника, сидящего в ган Эйден, и наслаждающегося сиянием Шхины в постижении Б-жественности действительно, что про это сказано «гайойшевес баганим хавейрим макшивим лекойлехо…», что это говорит об ангелах, которые слушают голос душ, находящихся в ган Эйден, и подобно этому также те праведники, раскрывающие тайны Торы, во время их жизни внутри материального тела, тогда приходят также ангелы чтобы слушать слова Торы из его уст, и как упоминается в Геморо, что пришли ангелы служения на мазмутей хосон и кало, и как объясняется в Зогар, «векулгу цайтин лекойлейгойн улмилейгойн…», и достаточно понимающему. И это есть раскрытие аспекта йехидо в его душе, что это есть раскрытие сущности света его души, как она находится Свыше прилепленная к Б-гу живому, что посредством этого он удостаивается само собой раскрытия Элияhу и святого духа как сказано в писаниях Аризаля и т.д. и достаточно понимающему.


[1] Понять идею молитвы на могилах праведников

[2] молитва на могилах праведников

[3] «И живой пусть обратит свое сердце.» (Когелет 7, 2)

[4] Кавоно — Намерение; цель. Намерение в молитве

[5] оплакивание (умершего)

[6] сильное огорчение

[7] внутренняя, глубинная «точка» сердца

[8] наш (пра)отец Яаков

[9] букв. «мир ему»

[10] «Сердце сокрушенное и удрученное» (Тегилим 51, 19)

[11] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[12] испытания (посылаемые Вс-вышним) из любви

[13] Дети, здоровье и заработок

[14] Из глубины души и сердца человека.

[15] «Это кость моего десятого сына»

[16] Мциюс — Существование. Реальность

[17] Храм

[18] славы его

[19] Битуль — Подчинение, самоустранение

[20] «Вс-вышний, открой уста мои» (Тегилим 51, 17)

[21] «И душа его о нем печалится.» (Ийов 14, 22)

[22] Окружающий свет. см. Макиф и пними

[23] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними

[24] Полное самоустранение

[25] высший страх

[26] Полуночная молитва

[27] страх от стыда

[28] Ойр Эйн Соф — Свет Бесконечного; Бесконечный Свет

[29] ввысь до бесконечности

[30] вниз — беспредельно

[31] Высшая мудрость. Хохмо мира Ацилус

[32] Гисталкус — Уход, подъем. Смерть праведника

[33] Рахамим рабим — Великое милосердие

[34] Высшая тшува

[35] прилепленность духа к духу

[36] вера в праведников

[37] Адам, первый человек

[38] Сокращение — «Маин Нуквин«

[39] Йихуд — Единство; единение. см. также йихудим

[40] Высшее единство. См. Йихудо илоо, йихудо сатоо

[41] святой дух. Дух пророчества

[42] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[43] Пгам — Повреждение, букв. «зазубрина» (посредством греха)

[44] Нефеш, руах, нешомо

[45] «праведник, который уходит из этого мира, находится во всех мирах более, чем при его жизни»

[46] «оставил жизнь всем живущим»

[47] Мидойс — Букв. «меры». Означает: чувства; моральные качества; нижние семь сфирот

[48] Хесед, Гвуро, Тиферес

[49] Руах — Ветер; дух. Одна из ступеней души (см. НаРаН, НаРаН ХаЙ)

[50] Эмуно — Вера

[51] Даас — Знание. Сознание. Сфира «даат»

[52] Тиферес — Красота (третья из десяти сфирот)

[53] Связь (с праведником)

[54] Великая любовь

[55] великое подчинение

[56] Реусо дэлибо — Желание сердца

[57] видеть своего учителя

[58] слова Б-га живого

[59] внутреннее восприятие

[60] слова, исходящие из сердца, входят в сердце

[61] «обязан человек видеть (встретить) своего учителя в праздник»

[62] светящееся лицо

[63] «А его душа привязана к душе его» (Вайигаш 44, 30)

[64] Соотношение

[65] Мекушор — Привязан. см. hискашрус

[66] Самопожертвование