Предисловие переводчика
В этом отрывке из Ликутей Тора (на недельную главу) Алтер Ребе говорит, кажется, нечто очень важное о природе рацо вешов.
Алтер Ребе предупреждает об опасности «рацо» без «шов». Рацо без шов, стремление к чистой духовности, приводящее к отрыву от материальности это «смерть», говорит Алтер Ребе со ссылкой на Аризаля. Более того, чистая духовность без материального фидбэка не только не возвышает человека, но наоборот, развивает в нем дурные качества характера, такие как эгоизм и высокомерие, а также дурные наклонности. «Чистая» духовность без материальности, «чистый» хасидут без галахи — это «проказа», это «смерть», говорит Алтер Ребе.
**
Баал Тшуве хронически не хватает воздуха. Как человек, который задыхается от нехватки кислорода, или как человек умирающий от жажды, он жаждет еще глоток воздуха, еще глоток воды. Это рацо, и это "цараат", проказа, рацо без шов.
А религиозный с детства - у них с водой все в порядке, и с легкими тоже все хорошо. Им светит свет хохма, и поэтому у них в основном шов.
Поэтому... бесполезно призывать баал тшуву к "шов". Пока он не утолит жажду, пока он не наглотается кислорода, или починит свои "легкие" - у него не будет "шов". Есть, конечно, вариант, "после продолжительной тшувы не приходя в сознание" продолжить религиозный образ жизни, но это не интересно.
Интересно - когда есть воздух и вода (хохма) и тогда есть огонь и свет (бина) и тогда есть здоровый человек.
Наверное, в этом контексте можно уподобить хасидут чистому кислороду. Это полезно, иногда жизненно необходимо для больного. Но «по жизни» мы должны дышать «нормальным» воздухом, в котором только 21 процент кислорода. «По жизни» мы должны «дышать» хасидутом в пропорции примерно 1 к пяти…
**
Эта тема, необходимость уравновесить «рацо», стремление к духовнсоти, движением «шов» - одна из основных, если не основная, тема в хасидизме вообще, и в хасидизме Хабад в особенности.
Далее, собственно, текст Алтер Ребе.
«Это будет закон (для) прокаженного»
«Это будет закон (для) прокаженного в день, когда он станет чист» (глава Мецора, 14, 2)
И вот, объясняется в Эц Хаим врата 37, гл. 7, что «причина язв это из-за исталкут (ухода) света хохма, ибо «мецора (прокаженный) подобен мертвому», и сказано (Иов 4, 21) «умрут и не в мудрости» и т.д. См. там.
И чтобы понять это немного, нужно понять идею мохин дэима[1] и мохин дэаба[2]:
Ибо, мохин дэима это как сказано (Теилим 113, 9): «мать, радующаяся сыновьям», когда посредством углубленного размышления рождается любовь и радость, и искры пламени, и это есть аспект рацо[3], подняться и слиться с сущностью Его, да будет он благословен.
Но есть еще один аспект, который выше, чем любовь, подобная искрам пламени, и это есть мохин дэаба, ибо свет Эйн Соф раскрывается в хохма илаа[4], и посредством этого привлекается битуль[5], до такой степени, что нет в нем силы и возможности поднять себя в аспекте рацо, в котором «есть тот кто любит». И это есть идея поклонов в молитве Шмонэ Эсре, и как это объясняется во многих местах.
И это есть смысл того, что сказано: «если бежит сердце твое, вернись к Единому»: ибо посредством битуль, происходящего из мохин дэаба притягивается аспект шов («вернись»), что означает привлечение Б-жественности вниз. И для такого привлечения требуется расширить сосуды, и это есть буквы письменной Торы и устной Торы.
И это то, что говорится в Эц Хаим, Врата Леи и Рахель, гл. 7, и вот его слова:
«И помни это правило: что не создаются эти два парцуфа, Леи и Рахель здесь, но только после того, как раскрываются мохин дэаба в ЗА[6]». До сих пор его слова.
Ибо Лея - это буквы мысли, и это есть аспект письменной Торы, ибо «шестьсот тысяч букв в Торе» это буквы мысли. А «Рахель» это буквы речи, устная Тора.
И поэтому создание этих двух парцуфов происходит только посредством мохин дэаба, то есть аспекта битуль, из которого происходит аспект шов, и это есть притяжение в аспекте сосудов и букв и т.д. Но не так со стороны аспекта мохин дэима, из которых притягивается рацо, и это наоборот, исталкут из сосудов и букв.
И поэтому, из-за исталкут мохин дэаба, что это есть идея цараат (проказы), которая переводится на арамейский язык как сгиру, из этого происходит, что не выстраиваются парцуфим Леи и Рахель, и вместо них выходят язвы — сет - напротив Леи. И т.е., что из-за того, что не притягивается аспект шов, в сосуды и буквы святости, тогда со стороны одного только рацо может произойти йеникат хицоним[7]. Также, как после воодушевления в молитве, если он не занимается Торой, может произойти из воодушевления аспект суда, обиды и гнева. И оттуда же происходит также йеш (эгоизм) и гасут (высокомерие), или дурные вожделения.
[1] «Женский (материнский) мозг»
[2] «Мужской (отцовский) мозг»
[3] Букв. «бег», т.е., стремление подняться к духовности и Б-жественности
[4] «Высшая мудрость» (арам.), т.е., сфира хохма мира Ацилут
[5] Подчинение и самоустранение
[6] Зеер Анпин, шесть «эмоциональных» сфирот мира Ацилут
[7] Питание «внешних» оболочек, т.е., сил зла