КНИГА ВАИКРА
Свободный перевод с идиша Й. Векслера
Под общей редакцией проф. Г. Брановера
«Ш А М И Р» - «F.R.E.E.»
Беседы, вошедшие в эту книгу, взяты из первого тома собрания бесед Любавичского Ребе, посвященных книге Ваикра, третьей книге Торы. Эти беседы Ребе произнес в первые годы после того, как он принял на себя руководство хасидским движением Хабад и стал главой всего нынешнего поколения народа Израиля. Они представляют собой актуальный комментарий к субботним главам Торы, которые читают по субботам в синагогах. Оригинал прошел проверку и редакцию самого Ребе.
"Человек, который принесет из вас…" – принесение самого человека, и этому должно предшествовать проверка увечий. Тшува.
Четыре времени и ступени в войне с Амалеком. Смысл этого в духовном служении.
Общее указание из чуда Пурима – народ Израиля не подчиняется ограничениям природы, но их существование зависит только от Вс-вышнего и от соблюдения Торы и заповедей
Беседа 1
Учение Межеричского Магида: "не погаснет" – "погасить" "не". Память о делах Амалека.
Беседа 2
Огонь снизу – подготовка для огня Свыше.
Беседа 3
Порядок четырех глав и указание из этого в служении
Беседа 1
Два мнения по поводу признаков кошерности животных – причина или просто признак?
Беседа 2
"Раздвоенные копыта" и "жующее жвачку" в духовном служении человека
Беседа 3
Объяснение признаков чистоты птиц
Беседа 4
Объяснение порядка главы Шмини: восьмой день освящения, смерть сыновей Аарона, чистые животные и т.д., и запрет поедания насекомых.
Беседа 5
Гафтара – "Царь Давид пляшет изо всех сил перед Вс-вышним", и урок из этого.
Беседа 1
В этом мире "мужчина осеменяет первым – рождает девочку, женщина осеменяет первой – рождает мальчика", но в будущем мире даже если "мужчина осеменяет первым" – родит мальчика. Урок в служении.
Беседа 2
В этом мире – достоинство "пробуждения снизу", а в будущем мире "будет и так и так".
Беседа 3
Притяжение и возвышение – нисан и тишрей, и объяснение спора мудрецов, когда произойдет избавление – в тишрей или в нисан.
Беседа 4
Комментарий "Ор а-хаим" на "женщина если осеменит и родт мальчика", что указывает на Кнесет Исраэль, порождающее будущее избавление посредством заповедей.
Беседа 1
Связь гл. "Чистоты" с исходом из Египта, что были освобождены в заслугу веры, т.е., признание чудес, даже если ради свободы выбора они происходят таким образом, что "тот, кто хочет ошибиться – пусть ошибется"
Беседа 2
Продолжение – объяснение слов РаЗаЛ "северная сторона не закрыта"
Обновление обычая, чтобы раввин, и каждый, обладающий влиянием, посылал бы "маца-шмура" для сейдера для всех "баалей-батим"
Беседа 1
"Чем отличается…" Объяснение порядка вопросов по обычаю Хабада
Беседа 2
"Я словно семидесятилетний…"
Беседа 3
"О четырех сыновьях говорит Тора…"
"Делайте ограду вокруг ограды". Достоинство оград и устрожений
Беседа 1
Связь между "святы будьте", "каждый человек, отца и матери своих бойтесь" и "субботы Мои соблюдайте", и порядок их следования
Беседа 2
Служение "освящай себя в разрешенном тебе" и связь с будущим Откровением
Беседа 3
Объяснение учения рабби Леви Ицхака из Бердичева на Мишну "изучение Торы, которое не сочетается с ремеслом, в конечном счете сходит на нет" - "ремесло означает - любовь к ближнему"
Беседа 4
Объяснение Мишны "у каждого еврея есть удел в будущем мире"
Беседа 1
Достоинство месяца ияр – весь месяц связан со счетом омера. Первые буквы слов "Авраам, Ицхак, Яаков, Рахель" составляют "ияр"
Беседа 2
Почему говорится про сфират а-омер "на следующий день после субботы", в соотвествии с объяснением учения хасидизма, что сфират а-омер означает очищение животной души, и сила для этого приходит с самого высшего уровня, аспект "субботы".
Беседа 3
Счет омера каждый день – это отдельная заповедь, но она основана на предшествующих днях, и поэтому есть различие между рабом, который был выпущен на свободу, и ребенком, который вырос, и также есть различие, если Мошиах прийдет в середине дней счета омера.
Беседа 1
Объяснение, почему именно из заповеди Шмита учится, что все заповеди (в общем и в частном) даны с Синая, ибо смысл ее – самопожертвование, и сила на это дается с Синая. Самоустранение и твердость, и только посредством Моше рабейну.
Беседа 2
"Сказал рав Йосеф – не учи "скромность", ибо есть я". Самоустранение и твердость
Беседа 3
Дарование Торы с горы Синай, у которой нет особых достоинств (других гор) – указание на идею "если бы нам было заповедно рубить дрова"
Беседа 1
"Если по установлениям Моим" – просьба и обещание, как "и люби", корень всех заповедей
Беседа 2
"Им бехукотай" – язык "хуким", принятие ига
Беседа 3
"И я дам дожди ваши" – учение Мошиаха и также в буквальном материальном смысле
Беседа 4
Псуким "упреков" – в действительности это возвышенные благословения, сказанные сокрытым языком, подобно объяснению Рашби истории с его сыном
Беседа 5
Продолжение – связь с Рашби, источником скрытой Торы
Беседа 6
В трех местах в Тании (ч. 1, гл. 26, Игерес а-кодеш, послание 22, и там же послание 11) объясняется совет, как переносить страдания. Отличия каждого из них.
Беседа 1
В субботу после Лаг БаОмер поднимаются все его аспекты
Беседа 2
Смысл гисталкус Рашби и объяснение мидраша "Ибо не увидит Меня человек"
Беседа 3
Достоинства Рашби и его гилула
Беседа 4
История про долину, наполнившуюся золотыми монетами