Пурим

Общее указание из чуда Пурима – народ Израиля не подчиняется ограничениям природы, но их существование зависит только от Вс-вышнего и от соблюдения Торы и заповедей

1. Праздник Пурим установлен благодаря чуду, которое Всевышний совершил, чтобы спасти еврейский народ от поголовного уничтожения.

В рамках законов природы то было счастливейшее время за всю эпоху изгнания. Евреи играли важную роль в правительственных сферах - так, Мордехай, глава Сан-гедрина, был одним из министров, заседающих в «царских воротах» (верховном суде); Эстер была женой царя[1], а во всей истории еврейского народа мы не находим другого случая, когда еврейка была женой властелина всего мира[2]. В рамках законов материального мира не было другого периода времени в эпоху изгнания, когда евреи были столь же уверены в своем благополучии, как «в дни Ахашвероша».

И вот именно тогда, когда в рамках законов материального мира их положение было прочным как никогда, был издан указ об их поголовном уничтожении: «...уничтожить, убить и погубить всех евреев, от отрока до старца, детей и женщин, в один день»[3]!

Это было самым страшным из всех гонений, которым евреи подвергались когда-либо: никогда еще никто не намеревался уничтожить всех евреев, как это произошло «в дни Ахашвероша». Во времена других гонений еврейский народ не был весь сосредоточен в одном месте: «Милость сделал Всевышний евреям тем, что рассеял их среди народов»[4]. Если в какой-либо стране вознамерились уничтожить евреев, то в других они не подвергались такой опасности, да и евреям из той страны было куда бежать. Даже в дни фараона, когда под его властью находился весь еврейский народ и не было никакой возможности вырваться из Египта[5], речь не шла о поголовном уничтожении: указ фараона относился только к новорожденным мальчикам[6].

Во времена же Ахашвероша, когда весь еврейский народ находился под его властью, не было никакой возможности спастись. Во-первых, Ахашверош правил всем миром - бежать было некуда. Во-вторых, он намеревался уничтожить евреев в один день - не было времени для бегства. В-третьих, указ относился ко всем евреям без исключения.

Совершенно непонятно: почему именно тогда, когда по законам природы евреи пребывали в полной безопасности, был издан такой ужасный указ? Гмара[7] указывает нам причину: все дело в том, что евреи «насладились трапезой того нечестивца», Ахашвероша. Рассказанная в книге Эстер история наглядно демонстрирует нам, что евреи и природа этого мира - две противоположности. Жизнь евреев не подчинена законам природы, она зависит только от исполнения ими Торы и заповедей. Поэтому именно тогда, когда, казалось бы, возможность антиеврейских гонений исключена, едва только евреи «насладились трапезой того нечестивца» (то есть получили удовольствие от того, что Тора запрещает), был издан указ об их поголовном уничтожении.

2. Тот же вывод следует и из рассказа о помощи Свыше и избавлении. Отмена указа пришла не по законам природы: она была вызвана тшувой и обновлением связи со Всевышним.

Узнав об указе, Мордехай и Эстер, казалось, должны были взять на себя дипломатическую миссию и отправиться к Ахашверошу, чтобы хлопотать за евреев. Но книга Эстер рассказывает, что вместо этого первое, что Эстер сказала Мордехаю, было: «Иди и собери всех евреев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня, не ешьте и не пейте три дня, ночью и днем»[8]. Вот каким был первый шаг к отмене указа.

Более того, Эстер добавила: «И я со служанками моими тоже буду поститься»[9]. А ведь отношение Ахашвероша к Эстер зависело от того, что «снискала она его расположение и благосклонность больше всех девиц»[10] - само собой разумеется, что от трехдневного поста ее красота не увеличится (по закону природы), но, наоборот, поблекнет[11]... Так как же она решилась поститься?

Ответ на этот вопрос таков: как указ об уничтожении не был результатом природных закономерностей, так и спасение не пришло естественным путем. Помощь Свыше пришла как ответ на тшуву, а одна из составляющих тшувы - это пост. И если все евреи, находящиеся в Шушане, постятся (а отделяться от общества в такой ситуации запрещено), то, конечно, «и я со служанками моими тоже буду поститься». А как же быть с тем, что из-за поста красота поблекнет и что запрещено полагаться на чудо[12] и надо применять естественные средства? Все, что евреи предпринимают, это не более чем внешняя форма, в которую облачится спасение, но никак не причина его прихода. Поэтому не так уж важно, что именно евреи делают в рамках законов природы. Главное - укрепить исполнение Торы и заповедей. Если исполнение Торы и заповедей - настоящая причина спасения - будет достаточно полным, то и слабенькая внешняя форма окажется достаточной.

Дело в том, что в условиях изгнания, когда Б-жествен-ное не проявляется явно, и наказание, и освобождение облачаются в естественные формы. Но истинные причины их прихода остаются теми же: плохое или хорошее исполнение Торы и заповедей. То, что евреи «насладились трапезой того нечестивца», привело к наказанию, пост и тшу-ва отменили страшный указ.

3. Вот в чем состоит основной урок, который преподает этот рассказ, в особенности - для нашего времени.

Некоторые утверждают, что гарантия выживания еврейского народа в условиях изгнания - использование средств дипломатии и тому подобное, и как доказательство приводят именно заступничество Эстер перед Ахашверо-шем. Следует знать, что кроме того, что эти люди неправильно истолковывают Священное Писание и придают рассказу книги Эстер совершенно искаженный смысл, они полностью отрицают саму основу существования народа Израиля.

Сказано в Торе: «Вы стоите сегодня все...»[13]. Мудрецы наши объясняют: «Даже когда весь мир расшатывается, вы - стоите». Основа существования еврейского народа -совершенно особая. Все остальные народы существуют в рамках законов природы, евреи же с этими законами не связаны, наша связь - только с Торой и заповедями. Если, не дай Б-г, приходит беда или начинаются гонения, мы не должны полагаться на дипломатию и заступничество перед народами мира. Не это гарантирует наше существование. Необходимо проанализировать свое поведение, восполнить то, чего недостает, и укрепиться в исполнении Торы и заповедей. Вот тогда и заступничество в рамках законов природы поможет. И более того, даже когда другие в подобном положении по законам природы гибнут, «вы - стоите» и продолжаете существовать.

Нечего пугаться при виде того положения, в котором находятся евреи. Наше дело - укреплять свое исполнение Торы и заповедей. И тогда, какую бы материальную форму мы ни приготовили, в нее облачится чудесное, сверхъестественное спасение.

4. Урок, который преподает этот рассказ, говорит также о том, что не только весь еврейский народ в целом, но и каждый еврей в отдельности не подчинен законам природы. Еврей обязан помнить: все, что с ним происходит, и все, что он имеет, приходит от Всевышнего, Который не ограничен законами природы. Конечно, необходимо действовать, чтобы притянуть благословение Всевышнего. Но нельзя забывать, что все эти действия - это лишь нечто внешнее; главное - это благословение Всевышнего, которое приходит через тот «канал связи», который создают изучение Торы и исполнение заповедей[14]. А если есть главное, успех обязательно придет, независимо от того, какую форму для него приготовили.

5. В свете сказанного становятся понятными слова наших мудрецов: «Верит в Пребывающего вечно и сеет»[15]. То есть еврей сеет, потому что верит во Всевышнего и полагается на Его помощь, благодаря которой посеянное прорастет. На первый взгляд, непонятно: в чем, собственно, выражается тут вера? Ведь и безбожники тоже сеют, и совершенно естественно, что посеянное прорастает?!

Дело в том, что у еврея вера проявляется даже в таком простом деле, как посев. Сам еврей видит воочию, что здесь, казалось бы, нет места для веры и упования на Всевышнего, потому что и у тех, кто вообще никак не связаны с Б-жественным, посеянное прорастает. Тем не менее, он знает, что, будучи евреем, он отличается от всех остальных людей. Потому что он, как и весь еврейский народ в целом, не подчинен законам природы. Поэтому он знает, что в то время, как во всем мире посеянное прорастает согласно законам природы, у него это происходит только благодаря его вере и упованию на Всевышнего.

6. Это верно по отношению к тем, кто занят работой, в такой же мере, как и по отношению к «сидящим в шатре», то есть посвятившим себя изучению Торы. Истинный успех зависит не от одаренности, не от способностей, а от б-го-боязненности. Лишь б-гобоязненность заставляет еврея учиться, напрягая все силы, и она же притягивает помощь Свыше, благодаря которой он открывает в Торе гораздо больше, чем мог бы открыть в результате всех своих усилий, - буквально так, как человек неожиданно наталкивается на находку. Если отсутствует главное, не помогут ни способности, ни упорный труд, потому что человек сам не в состоянии почерпнуть из мудрости Всевышнего. Но если есть главное, Всевышний посылает успех, выходящий за рамки законов природы.

Из беседы в праздник Пурим 5717 г. (1957 г.)



[1] То есть самым близким к нему человеком, как сказано: «Жена - все равно что собственное тело» (Брахот, 24а).

[2] См. Мегила, Па.

[3] Эстер, 3:13.

[4] Псахим, 87б.

[5] Как говорят наши мудрецы в Мехильте: «Никакому рабу, даже в одиночку, не удавалось бежать оттуда».

[6] См. Сота, 12а.

[7] Мегила, 12а.

[8] Эстер, 4:16.

[9] Эстер, 4:16.

[10] Эстер, 2:17.

[11] См. комм. Ибн-Эзры к Эстер, 4:16.

[12] См. Псахим, 64б.

[13] Дварим, 29:9.

[14] См. Беседы Любавичского Ребе, книга Шмот, глава Ваяк-гель.

[15] Тосафот Эмунат, Шабат, 31а.

Запись опубликована в рубрике: .