"Делайте ограду вокруг ограды". Достоинство оград и устрожений.
1. Слова Торы: «Так храните [то], что Я [повелел] хранить»[1] Гмара истолковывает так: «Создайте дополнительную охрану того, что Я повелел хранить»[2]. Этот принцип - создать «ограду вокруг закона» - мудрецы наши установили, чтобы затруднить нарушение законов Торы вообще. Этим же принципом должен руководствоваться и каждый еврей в отдельности. Тора предписывает ему возлагать на себя собственные ограничения, отказываясь даже от того, что в принципе Тора ему разрешает, ради того, чтобы уберечься от нарушения ее законов. В книгах по мусару[3] сказано, что следует охранять себя «в ста воротах разрешенного», дабы не войти «в одни ворота запрещенного».
2. Есть люди, которые в заблуждении своем возражают: зачем создавать новые ограничения? Ну ладно, к тем запретам, которые устанавливают мудрецы наши в каждом поколении, относится заповедь Торы «не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево»[4]. Однако и тут не стоит быть чересчур скрупулезным: ведь это не больше, чем постановления раввинов. Но, безусловно, нечего создавать новые ограничения: «Хватит с тебя того, что запретила тебе Тора»[5]!
В качестве еще одного аргумента в пользу своей позиции они приводят слова Иерусалимского Талмуда[6] о том, что человек будет вынужден отчитаться обо всем, что он «видел и не попробовал».
Более того, - утверждают они, - поскольку осуществить все, что предписывает Тора, очень трудно, не стоит устрожать для себя исполнение заповедей, уделяя особое внимание каждой мелочи и выискивая способ, превосходящий тот, что соответствует букве закона. А не то, упаси Б-г, можно упустить главное: излишние строгости могут вообще увести, не дай Б-г, от пути Торы!
И они приводят пример из самой Торы - историю о грехопадении первых людей, корне всех грехов человечества. Всевышний ведь запретил только есть плоды с Древа познания добра и зла, а Хава в разговоре со Змеем ужесточила запрет, добавив запрещение даже прикасаться к этому дереву. И к чему это привело? К греху!
3. Все эти утверждения есть результат большого заблуждения. Вот как следует на них ответить.
О заповедях сказано, что «все они одним Пастырем даны». Поэтому и установления раввинов, принятые на основании заповеди «не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе», имеют силу законов Торы. А различие между заповедями Торы и установлениями раввинов определено самой Торой: в том случае, когда есть сомнение, она предписывает, чтобы заповедь Торы исполнялась более строго, чем установление мудрецов[7], и т. п. И в той же степени это правило относится к обязанности каждого еврея ограничивать себя в том, что Тора разрешает ему, оно также основано на предписании Торы «храните [то], что Я [повелел] хранить». Мало того, что Тора велит: «Святы будьте»[8] и «освящайте себя»[9], что означает: освящай, т. е. ограничивай себя даже в том, что тебе разрешено; она еще предписывает: «Так храните [то], что Я [повелел] хранить» - «создайте дополнительную охрану того, что Я повелел хранить»![10].
4. А на доводы, которые они приводят, ссылаясь на Иерусалимский Талмуд и рассказ о Древе познания добра и зла, следует ответить так. Находясь в Ган Эдене, первый человек беспрекословно повиновался Б-жественному и не имел абсолютно никакого отношения ко злу. Доказывает это именно факт его изгнания из Ган Эдена после совершения греха: поскольку Ган Эден не терпел присутствия какого бы то ни было зла, люди, совершившие грех, уже не могли в нем находиться.
Беспрекословное подчинение Б-жественному означает, что все, что делает человек, есть только исполнение воли Всевышнего. Ясно, что в таком случае не нужны никакие «ограды вокруг закона», потому что нет ни малейшего подозрения, что человек способен оступиться. Более того, «ограды» не только излишни, но являются недостатком в служении Всевышнего. Потому что такой человек не сделает ничего, что выходило бы за пределы святости; все, к чему он прикасается, он возносит в святость, и, следовательно, если он удерживает себя от какого-либо действия - он что-то не возносит в святость. Примером тому служит заповедь, предписывающая когенам в Храме есть мясо святынь, а нам - особо вкусные блюда в субботу. Но в тех ситуациях, когда мы нуждаемся в дополнительных ограничениях и строгостях, они - не недостаток, а достоинство[11].
Из беседы в субботу главы Шлах 5716 г. (1957 г.)
[1] Ваикра, 18:30.
[2] Йевамот, 21а.
[3] Еврейское этическое учение, основанное на указаниях Торы (и, в частности, Кабалы).
[4] Дварим, 17:11. См. комм. Раши к Шабат, 23а; Рамбам, Законы о преднамеренно нарушающих Галаху, 1:1,2 и его Сефер га-мицвот, Шореш 1 и мицват асэ 174.
[5] Иерусалимский Талмуд, Недарим, 9:1.
[6] Кидушин, 4:12.
[7] См. Тания, ч. 1, гл. 24; Рамбам, Законы о преднамеренно нарушающих Галаху, 1:5 и комментарии к этой галахе.
[8] Ваикра, 19:2.
[9] Ваикра, 20:7.
[10] См. Тания, ч. 1, гл. 30.
[11] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 84б.