Ашер бенахал
Т. 140, игерет 34825
Я нахожусь сейчас рядом с ционом рабби Нахмана, и я молился о каждом и каждом из наших людей в частности. Вы сделали сегодняшний день днем молитвы, я благодарю Вас за это от всей души. Да будет милосердие Вс-вышнего, чтобы смягчились все суды над народом Израиля.
Рабби Нахман учит (Ликутей Моаран ч. 1 симан 188) что все пропажи находятся у праведника, и поэтому нужно ехать к праведнику, чтобы найти свою пропажу. Что означает «пропажа»? Душа каждого еврея — это душа, опускающаяся из мира Ацилут, и она проходит через все миры, пока не достигает этого мира, мира действия, мира материи. Наши святые мудрецы учат нас, что перед тем, как душа опускается в этот мир, раскрывают ей все тайны Торы, и как только выходит на свет этого мира приходит ангел и ударяет его по лицу, и он забывает обо всем. Можно задать вопрос: для чего же того показывают души все света, все миры, все наслаждения, и обучают ее всей Тор, для того, чтобы она вышла на свет этого мира и забыла обо всем? Но душа знает, «несмотря на то, что он сам не видит, звезда его видит». Она знает, чего она способна удостоиться в этом мире, человек — со всеми его падениями и грязью, в которую он погружается, если только возьмет себя в руки, может удостоиться выучить всю Тору целиком, и достичь всех ступеней в этом мире.
Но пропажи, говорит наш Ребе, находятся у праведника, и нужно идти к праведнику и получить от него свою пропажу. И здесь начинается проблема. Не каждый знает, где находится праведник, и начинаются споры, и каждый говорит праведник — здесь, праведник — там, праведник на востоке, праведник на западе, праведник на севере, праведник на юге. И пока что проходят мимо семьдесят лет его жизни, и так и не знают, кто праведник, и возвращаются ни с чем, как пришли.
В святой книге «Зогар хадаш» говорится: когда душа поднимается наверх, она плачет: «неужели это Наоми?! Уходила я в достатке, а возвратил меня Г-сподь с пустыми (руками)[1]». Когда я опускалась из высших миров, я была полна света, обучили меня всей Торе, «в достатке уходила я», когда я опускалась Свыше в этот мир. Я была полна знания, обучили меня всей Торе: Танаху, шести порядкам Мишны, Рамбаму, Тур и шулхан Арух, Зогар и Тикуней Зогар, всем тайнам Торы. А сейчас — «я возвращаюсь с пустыми руками»…
Душа плачет, «неужели это Нооми», не зовите мена Нооми, зовите меня «Мара». Мы учим отсюда, что человек способен прожить здесь семьдесят лет, и идет во тьме, и почему? — Он не знает, где находится праведник.
Рабби Нахман рассказывает историю, что однажды царь попросил своих подданных, чтобы собрали урожай вовремя, ибо если этого не сделать — то весь урожай вгниет. Подданные задержались, и не собрали урожай вовремя. И весь урожай сгнил, и царь очень разгневался на своих подданных: что же вы мне сделали!?» И издал декрет, что он их накажет. И они расстались, и пришел один мудрец, и сказал им: я дам вам совет, как успокоить гнев царя и избежать наказания. Я знаю, что царь очень любит одну птицу, переливающуюся всеми цветами радуги, но она находится в гуже леса на вершине высокого дерева. Если вы все пойдете со мной в лес, и мы найдем это дерево, на котором сидит эта птица, и поймаете ее и принесете царю — царь простит вам все.
И согласились все пойти в лес и найти птицу… ибо боялись царского декрета. И вот, когда они подошли к дереву, и увидели на вершине его птицу. Но не было у них лестницы, и как же подняться наверх? И решили, что один станет на плечи другого, и сделают лестницу из людей, и так поднимутся наверх и поймают чудесную птицу. И началась между ними ссора: «почему я должен стоять внизу, а ты на мне», а третий на четвертом, «а я хочу быть последним», и начался между ними спор, не каждый был готов, чтобы другой стоял над ним, и как только они начали спорить — улетела чудесная птица.
И завершил рабби Нахман свое повествование: и чудесную птицу они не поймали, и урожай сгнил, и гнев царя не успокоился. Обьясняет рабби Нахман: царь — это Вс-вышний. Он опустил душу в этот мир, и приказал собрать урожай вовремя — жениться в раннем возрасте, перед тем, как приходят к греху «пгам а-брит» - напрасному излиянию семени, раньше, чем вообще знают, что такое грех. Но все ленились и ждали с детьми, пока они в ранней молодости, не дай Б-г, совершили грех «пгам а-брит», испортили урожай и все сгнило, ибо уже не были способны произвести святые души.
Но остался один совет — есть чудесная птица — это праведник, который находится в гуже леса, если выйдут в лес, и будут делать итбодедут, и молиться к Вс-вышнему, и откроется им праведник — тогда Вс-вышний простит им. И так обьясняет рабби Нахман (Сефер а-мидот, буква цадик), что праведник притягивает милосердие Вс-вышнего, и прощает нам грехи, и так говорит (Ликутей Моаран ч. 1 симан 177) что у праведника есть сила искупления грехов.
Но вот начинаются ссоры, каждый хочет стоять на другом, никто не хочет подчиниться другому, и так они спорят между собой, и пока что праведник убегает, и вот уже прошли семьдесят лет жизни, и уходят из этого мира, и урожай сгнил, и чудесную птицу они не достали, и гнев Царя не успокоился.
Поэтому говорит рабби Нахман (Ликутей Моаран 1, 177), нужно идти к праведнику, и находить там пропажи, исправить то, что испортили, и это то, тчо обещал рабби Нахман, что каждый, кто прийдет на его цион, и даст копейку на цдаку, и скажет десять глав Тегилим — даже если велики его грехи — Вс-вышний простит ему. Если у нас есть такое обещание — как же не исполним его?!
И благословен Он и благословенно имя Его, Вс-вышний удостоил нас прийти все вместе к нашему Ребе, который просил нас прийти к нему. И наш Ребе хотел, чтобы мы помнили о нем весь год. И каким образом? Тем, что будет единство между нами. Мы должны смотреть, чтобы наши дети были святы и чисты в святости знака святого завета, и следует стараться женить беречь их, чтобы они не знали, что такое грех, раньше, чем урожай сгниет, и не следует бояться никого в мире…
… найти чудесную птицу, найти праведника. Сказал наш Ребе, благословенна память его: «мир должен удивиться тому, как велика любовь между вами». По крайней мере, чтобы один был готов подчиниться другому, это совершенство, чтобы ни один из Вас не хотел принизить другого. И, к великому нашему огорчению, мы не убереглись, и ограбили нас (клипот) и т.д.
Но, слава Б-гу, сегодня Вс-вышний с нами в общем и в частности. Мы изгнали из среды нашей клипот, которые грабили наших людей и унижали их, и по крайней мере, от сегодня и далее мы должны беречь нашу общину в Явниэле.
И я хочу, чтобы в каждом и каждом городе в Израиле открыли «святой дворец» Бреслав. И только таким образом, чтобы ни один из вас не возвышался над своим товарищем, и не унижал его, и наоборот, чтобы мы были, как говорил рабби Нахман «принимали друг от друга». Не сказано «дают друг другу», но «принимают». Ибо должно быть единство, чтобы каждый принял для себя достоинство своего товарища, и не так, что «я дам тебе мое хорошее качество», но — я приму от тебя твое доброе качество, и тогда само собой ты примешь мое доброе свойство. Каждый должен подчиниться своему товарищу, и не «наступать» на него и тем более — не грабить или воровать.
[1] Рут 1, 19-21