О баалей тшува



«Праведник из Явниэля» о баалей тшува (Сихот Моарааш, стр. 30)

Сказал рабби Элиэзер Шломо[1], что каждый баал тшува должен знать, что Вс-вышнему очень дорога тшува, и «там, где стоят баалей тшува, законченные праведники не способны стоять» (Брахот 34). И следует постоянно делать тшуву[2], и знать, что тшува — это не одномоментное действие, но все дни свои следует делать тшуву, ибо, возможно, он все еще не сделал тшуву по-настоящему. И если рабби Нахман говорит, что даже великие праведники, которым раскрылись высшие ступени Б-жественной истины, тем не менее, делают тшуву за свою первую тшуву всю свою жизнь - тем более и тем более «баал тшува», знающий про себя, сколько всего он натворил, как же он должен делать тшуву всю свою жизнь, ибо возможно, все еще не принята его тшува, и кто знает, может он просто обманывает себя, называя себя религиозным.  И особенно те, кто занимались развратом, не дай Б-г, и делали разные виды мерзостей, должны делать тшуву всю свою жизнь. Ибо разврат приводит к кровопролитию, излиянию семени понапрасну и убийству, и даже к идолопоклонству и атеизму, и поэтому те, кто занимался развратом (а сегодня мы находим очень многих, осквернившихся разного рода мерзостями), должны делать тшуву всю свою жизнь, и быть баалей тшува всю свою жизнь.

И тому, кто знает всю мерзость своих деяний, совершенных им в молодости и в течение всей его жизни, следует очень и очень беречься, и держаться в стороне от того, чтобы становиться «идеологом», и особенно в том, что касается путей нашего учителя (рабби Нахмана из Бреслава), ибо в этих вопросах ему вообще следует спрятать лицо свое в землю. К сожалению, как раз те, кто занимались развратом годами, не дай Б-г, они же делают весь балаган и разногласия среди хасидов Бреслава. И следовало бы им устыдиться своих дурных дел, мало того, что творили мерзости сами и принесли мерзость в мир, но они еще приходят и заходят в комнату Ребе[3] и приносят туда ссоры и разногласия, и ведь следовало бы им стыдиться своих прежних дел.

Поэтому каждому баал тшува следует всю свою жизнь заниматься тшувой, и сидеть себе тихонько в уголке, и плакать перед Вс-вышним всю свою жизнь, и очень и очень беречь себя, чтобы не приводить к спорам и разногласиям, и тогда он может быть уверен, что спасется от всех дурных вещей и разного рода клипот, которые прилипли к нему из-за его грехов.

И сказал Моарааш: хотя ступень баал тшува очень и очень высока, ибо Вс-вышнему очень и очень  дорог баал тшува, ибо Вс-вышний принимает его тшуву, и приводит его в самые высокие свои дворцы, ибо тот, кто уже был в разного рода грехах, и тем не менее вернулся и сделал полную тшуву — это великое его достоинство во всех мирах.

Вместе с тем, баал тшуве следует очень беречься, чтобы не начать думать, что он уже удостоился тшувы, но следует ему плакать всю свою жизнь, и просить милости на душу свою, ибо может он обманывает себя, и не принята его тшува…

И главное — каждый баал тшува должен убегать от махлокет, и не влезать ни в какие дискуссии и разногласия, но как только пробуждается в нем желание заниматься «идеологией» и сказать нечто, что лишь раздует огонь разногласий, ему следует немедленно посмотреться в зеркало, и увидеть, кто он и каковы его дела, так, что он начнет стыдиться вони своих дурных дел, и в особенности, в том, что касается разврата, и не открывать свои уста, чтобы сказать что-то против кого бы то ни было, и тогда он может быть уверен что его тшува будет принята.



[1] Шик, «Праведник из Явниэля»

[2] Ср. Тания Игерет а-тшува гл. 11 — «все дни в высшей тшуве»

[3] Имеется в виду Рабби Нахман

Запись опубликована в рубрике: .