בס"ד
1939
16 кислева 5713
Бруклин
Анаш Сфарии- Кфар-Хабада
И во главе их – подписавшим письмо
Раву Хаим-Меиру Горелику
Раву Йосеф-Нахману Ферману
Раву Моше-Залману Каменецкийу
Мир и благословение!
В ответ на ваше письмо от 22 хешвана, в котором вы снова сообщаете о положении в Кфаре, и в особенности, в вопросах сельского хозяйства, в связи с вопросом переезда на новое место, и один из вариантов, который обсуждается, что часть населения Кфар Хабада останется на прежнем месте, а те, кто хотят заниматься сельским хозяйством – по вашему письму их ок. 30 семей – переедут в новый поселок…
Алеф) Несомненно, совершенно излишне извиняться за то, что сообщают мне и пишут об этом, и понятно, что я хочу знать во всех возможных подробностях обо всем, что происходит с Анаш, и в особенности, в вопросе переезда, ибо по моему мнению, это основной вопрос, как в материальности, так и в духовности…
Гимел) В отношении самого вопроса переезда – по моему мнению, каждый раз, когда переходят от одного состояния к другому, совершенно отличному, следует проявлять особую осторожность и особую осмотрительность.
Как я уже убедился по нескольким и нескольким признакам, переезд Анаш из условий жизни в нашей прежней стране, к условиям жизни в Святой Земле, в США, и т.п., переезд привел к кризису, и я хочу надеяться, что признаки кризиса будут со временем уменьшаться, а не, не дай Б-г, наоборот, и когда я говорю "кризис" – я имею в виду как материальную, так и духовную сторону. И это не удивительно, ибо изменение привычек и изменение распорядка жизни на совершенно противоположные – это очень сильное потрясение, требующее со всей настойчивостью предпринять меры для укрепления, и по крайней мере, не ослаблять положение.
Далет) Относительно в более легких условиях относительно кризиса, находятся Анаш, которые переехали в Святую землю, поскольку они находятся там все вместе в одном месте, и само собой, они могут, если только среди них будет единство, постепенно привыкнуть к изменениям, и нет необходимости, чтобы это была "исгапха" из края в край и немедленно.
hей) Хотя в нашей прежней стране, Анаш должны были быть вместе, из-за внешней необходимости, т.е., преследований и давления на религию вообще, и на хасидим и анаш в частности, то за пределами границ нашей прежней страны, и особенно на Святой земле, нет никакого внешнего давления, и наоборот, есть сила притяжения, которая тянет каждого и каждого, и часто это тянет в различные места и в на различные цели, и само собой, легко предположить, что через короткое время, начнут проявляться противоречия между одной силой притяжения и другой.
Вов) Мне кажется почти неизбежным, что в тот момент, когда анаш начнут разделяться на лагеря, даже если в начале это будет только два лагеря – это послужит началом еще большему разделению, и в конечном счете, это приведет к их растворению {среди окружающих их} количественно, и само собой есть опасение что это будет также растворение качественное. И в особенности в Святой земле – растворение количественное и качественное духовно и растворение количественное и качественное материально зависят друг от друга, и связаны друг с другом, и в особенности в отношении молодежи, сыновей и дочерей.
Заин) Вывод из всего вышесказанного по моему мнению: Если часть анаш переедут в новое поселение, то даже если это принесет временную выгоду, по крайней мере, надежную, в материальности, то это приведет немедленно также убыток в духовности, и с течением времени материальная выгода будет все уменьшаться, а духовный убыток будет наоборот, нарастать.
Хес) Можно предположить, что материальная выгода от переезда на новое место – это лишь кажущаяся выгода, из-за недостатков, которые есть в их настоящем месте, и само собой это порождает желание переехать, и желание отклоняет разум, и когда они приедут на новое место, и начнется все по новой, и они увидят что они ошиблись в материальном расчете совершенно, и не заработали даже материально, и возможно, даже в самом начале.
И если они приложат усилия, и энергию, которые требуются для переезда и обоснования в новом месте, на улучшение положения в их теперешнем месте – несомненно, они выиграют от этого гораздо больше, чем на новом месте.
Тес) Даже если бы материальная и духовная выгода переехавших на новое место была несомненной, следует считаться также с ослаблением, которое повлечет их переезд на тех, кто останется в Кфаре (хотя есть такие, кто говорит что наоборот, им это будет выгодно, ибо будет больше места), и также в делах Хабада в Святой земле в общем.
Йуд) Вывод из этого и практически: по моему мнению, их благо в материальности и ясно, что в духовности, чтобы бросить себя со всей энергией и хасидской воодушевленностью, на исправление положения в их теперешнем месте, и бросить себя в это, совершенно отвлекшись от мысли, что это только на несколько недель или месяцев, и тогда они добьются у Сохнута и у меня, и у всех остальных, чтобы переехать на новое место, ибо это, по-видимому, совершенно сбивает их с толку. И когда они подойдут к этому направлению с такой изначальной мыслью, то несомненно, они будут требовать со всей необходимой настойчивостью от мисрадим, которые имеют к этому отношение, чтобы им дали территории, находящиеся во владении компании "мегадрин", как можно раньше. И очень удивляет, что, как видно из их письма, речь идет о 500 дунамах, и по крайней мере нужно было бы требовать 1000 дунам.
Йуд алеф) Мне кажется, что если бы для Сохнута было ясно, что среди Анаш нет разногласий в этом вопросе, и таких, кто не готов ни на каких условиях оставаться на своем теперешнем месте – уже давно отдали бы вам эти площади.
Йуд бейс) Излишне повторять, что я надеюсь и я уверен, и по моему мнению иначе невозможно, что из основных занятий Кфара было бы также сельское хозяйство. И не в качестве второстепенного, а в качестве главного. И если есть такие семьи, которые, по тем или иным причинам, не могут заниматься сельским хозяйством, то есть, несомненно, достаточно семей, и по вашему письму, это по крайней мере, половина Кфара, которые хотят и могут заниматься сельским хозяйством, а все остальные занятия будут только дополнением к этому.
Йуд гимел) Излишне объяснять, что я совершенно не отрицаю идеи и стремления основать еще и еще места поселения Хабада в святой земле, и если приложить достаточно энергии, это не должно занять слишком много времени, но – нужно строить на новом месте без того, чтобы разрушать на старом, ибо тогда и старое и новое не смогут существовать не дай Б-г.
… И пусть Вс-вышний удостоит каждого и каждого из нас, сообщать друг другу только и исключительно добрые вести в материальности и в духовности.