Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа йуд шват 5719 (1)

Алеф

В одном из hисваадуйойс[1] Квойд Кдушас Адмур Райац баал hа-hилуло[2], которое происходило также в честь йуд шват, что это было тогда только йорцайт его бабушки, ребецин Ребе Могараша, и также в честь 13 швата, йорцайт его матери — сказал среди прочего:

приводится в Геморо «велик делающий из любви больше, чем делающий из страха[3]» — что это говорится («делающий из любви») про Авраама овину, как говорит Геморо выше: «сказано «боящийся Б-га[4]» про Иова, и сказано «боящийся Б-га[5]» про Авраама, как «боящийся Б-га», сказанное про Авраама — из любви, так и «боящийся Б-га», сказанное про Иова — из любви. И про самого Авраам — откуда мы учим? — Как сказано «зэра Аврогом ойhави[6]«.

И известно то, что объяснил Адмур гоЭмцои на этот посук, когда он был ребенком:

Он обратил внимание на язык посука «зэра Авроом ойhави», т.е., что то, что мы учим, что «‘йорей Элоким[7]‘, что сказано про Авраама — это из любви» — это из посука, в котором говорится не только про самого Авраама, но по поводу «зэра Аврогом[8]» —

В отношении самого Авраама — это не хидуш, что он называется «ойhави[9]» — ведь даже баал-аголо[10], если бы сам Вс-вышний разговаривал бы с ним, служил бы Вс-вышнему из любви;

но, откуда мы знаем, что вся идея и качества души Авраама, как он сам по себе, это идея служения Вс-вышнему из любви — доказательство на это из «зэра Аврогом ойhави»:

Когда видят его детей и внуков, что также они стоят на ступени «ойhави», — это доказывает, что у Авраама идея любви коренилась в глубине настолько, что поэтому также его дети и внуки несколько поколений после этого стали «зэра Аврогом ойhави» (т.е., что «ойhави» говорит также про «зэра Аврогом»).

Бейс

И вот, говорилось несколько раз, что рассказы наших несиим — это указание к действию.

Эта история, которую рассказал Ребе перед hилуло йуд шват, имеет отношение также к нему:

В чем выражаются и видны внутренние свойства души? — Когда видят, что это продолжается у его детей и внуков: его сыновей — как сказано «вешинантом левонехо[11] — это ученики», и (из этого понятно что) «его внуки» — это ученики его учеников,

И как известно, то, что рассказал Квойд Кдушас мойри вехами Адмур баал hа-hилуло, что Алтер Ребе, баал а-Тания, называл своего учителя — Межеричского Магида — «фотэр[12]«, а Баал Шем Това — «зэйдэ[13]«, поскольку Алтер Ребе был учеником Магида, и учеником ученика Баал Шем Това.

Гимел

И сначала — учение Баал Шем Това, в объяснении диюк[14] языка Мишны в трактате Авот — «перед кем ты будешь давать дин вехешбон[15]» — ведь на первый взгляд должно быть противоположный порядок, ибо сначала делают счет, а после этого постановляют суд, и почему говорится здесь «дин (и после этого) хешбон»,

И объясняет Баал Шем Тов в соответствии с словами Мишны, «венифроин мин hоодом мидаатой вешелой мидаатой[16]» — что «наказывают человека с его согласия», но это таким образом, что человек не знает об этом — «шелой мидаатой»:

Для того, чтобы это был справедливый суд — говорит Баал Шем Тов, — приводят душу, о которой идет суд, и рассказывают ей по поводу поведения кого-то (что это подобно поведению, о котором судят эту душу), и после того, как душа постановляет, что приговор такого то должен быть так и так, тогда делают с ней «хешбон», что в глубинном смысле, она сделала то же самое, что и такой-то, о котором она постановила его приговор.

И это есть «нифроин мин hоодом мидаатой вешелой мидаатой»: «мидаатой» — поскольку он сам постановил приговор суда, и «шелой мидаатой» — поскольку он не знал, что таким образом он постановил также в отношении себя самого.

И в соответствии с этим понятно также порядок в словах мишны, — «дин вехешбон», — что сначала это «дин», что он постановляет в отношении другого, и после этого это хешбон — что это решение относится также к нему самому.

И если это так в мере противоположной добру — то тем более и тем более, что это так в отношении награды и доброй меры.

Далет

И в отношении нашего вопроса:

Поскольку носи, баал hилуло, рассказал от имени Мителер Ребе, что каким образом мы знаем, что вся идея Авраама — это идея любви, и что даже мера страха, что это мера, противоположная любви, была также из любви, это выражается в том, что видят, что также «потомство Авраама» находятся в движении «ойhави» —

То также это и в отношении его самого — что для того, чтобы привести к раскрытию пнимиюс[17] тех вещей, ради которых отдавал свою душу баал hа-hилуло всем своим существом — это зависит от положения и состояния его учеников и учеников его учеников

И когда видят, что поведение его учеников и учеников его учеников — в линии любви,

любовь к Вс-вышнему, «Веоhавто эс Гашем Элойкехо[18]«; и поскольку «оhавти эсхем омар Гашем[19]«, то притягивается из этого аспект аhавас Исроэл; и само собой, он хочет дать им истинное благо, «тойв лашомаим ветойв лабрийойс[20]«, что это есть Тора, как сказали РаЗаЛ, эйн тойв эло Тойро[21], как сказано ки леках тойв носати лохем, Тойроси[22]…», так, что это притягивается также в аhавас аТойро

И посредством этого раскрывается аспект любви, который был у него в его пнимиюс[23] и ацмиюс[24] — все три любви, который одно целое: любовь к Вс-вышнему, любовь к Торе и любовь к ближнему, что поэтому это продолжилось также у его учеников и учеников его учеников.

И посредством этого они и их те, на которых они имеют влияние, становятся мекушорим[25] с баал hа-hилуло, и как говорилось один раз, что поскольку «зарой бахаим[26]«, то «аф hу бахаим[27]«,

И все это приближает все аспекты, связанные с баал hилуло — чтобы они были притянуты посредством канала любви и из любви, и были притянуты в раскрытии ниже десяти ладоней, в боней хайей умзойней рвихей[28].

[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь новый нигун — «Шамиль» — и после этого — «уфорацто»].

***

Гей

Вышесказанное связано — бегашгохо протис[29] — также с маамаром йорцайта — «боси легани»:

В этом маамаре приводятся слова Мидраша «кол hашвиин хавивин[30]«, что это сказано про Мойше рабейну, поскольку он был седьмым от Авраама овину, который был первым.

И в соответствии с тем, что говорилось выше, что идея и служение «Авроhом ойhави» выражается в том, что это не только в отношении его самого, но это продолжается в полной мере также у потомства Авраама, даже спустя несколько поколений – это подчеркивается также у Мойше рабейну, седьмое поколение после Авраама, как говорит Геморо – «Мойше рабейну – ойhейв Исроэл hойо[31]«.

Это и еще:

Между Авраамом и Мойше были еще пять поколений, и поэтому, было также поведение (управление) «пахад Ицхок[32]«, и все остальные ступени, как это перечисляется в книгах по каббале и хасидизму, и как понятно также по простому смыслу, поведение, которое было в в тех поколениях.

Однако, все эти аспекты приходят со стороны аhаво, подобно тому, как гооврится в вышеупомянутой Геморо – «‘боящийся Б-га’, сказанное про Авраама – из любви».

Вов

И необходимо сказать так также со стороны другой идеи:

Приводится в каббале в нескольких местах, что качество хесед[33] (и также аhаво, что это есть внутреннее содержание хесед – пнимиюс хесед), оно в аспекте «йоймо дэазил им кулhу йоймин[34]«.

И объяснение в этом – что несмотря на то, каким образом будет hанhого[35] Свыше, — сам факт, что есть у нижнего отношение (шайхус) с Высшему (каким бы ни было это отношние) – это только со стороны любви.

И это кол шекейн и каль вехоймер[36]:

Даже когда идет речь о людях, противоположных друг другу, один – самый низкий человек, не имеющий отношения к постижению и разуму, а второй – самый большой мудрец, что вся его жизнь – это только постижение мудрости – то они удалены друг от друга настолько, что простой человек, не способный к постижению мудрости, не имеет совершенно «тфисас моком[37]» для мудреца, и считается совершенно как доймем[38].

И все это – несмотря на то, что речь идет о людях, что оба они – творения, и оба они относятся к виду медабейр, и есть еще несколько и несколько моментов, в которых они равны, и тем не менее, поскольку один из них поднялся на более высокий уровень, а второй – опустился ниже и ниже, — то нет связи и отношения между ними.

И из этого понятно насколько велико отдаление Творца от творения – несколько раз так, и вплоть до эйн орох[39].

И поэтому, само то, что может быть аспект творения, и все аспекты, которые творения получает от Творца – это только со стороны меры хесед и аhаво Свыше, ибо тэва hатойв леhейтив[40]; и со стороны этого может быть после этого hанhого «кулhу йоймин[41]«: иногда со стороны линии милости — хесед, и иногда со стороны противоположной линии, и иногда со стороны средней линии, рахамим – милосердие; но источник для всего этого, который «идет со всеми днями» – это идея аhаво.

И подобно этому в отношении поведения человека:

Со стороны творения, как оно само по себе – «аир пэре одом йиволейд[42]«, и само собой, весь мир вне его совершенно «ничего не значит[43]» для него; есть только то, что он хочет и понимает, и да будет так, а существование другого для него ничего не значит, ни в отношении линии хесед, и ни в отношении противоположной линии, и максимум – он использует его как пользуются доймем[44], цоймеах[45], хай[46].

И следовательно, само то, что он начинает задумываться о существовании другого человека, и вплоть до того, что пробуждается в каком-то движении относительно другого (со стороны свойств его души) – это уже аспект хесед и аhаво.

Однако, поскольку есть аспект свободы выбора между двумя путями, как сказано: «Рээй носати лефонехо hайойм эс hахаим веэс hатойв[47]…» (и также противоположность), то может быть что со стороны любви будет у него противоположное движение, и т.е., не как у Авраама, что также страх был со стороны любви, но что становится у него аспект, который противодействует и воюет и разрушает аспект любви.

И так или иначе, для того, чтобы было какое-либо отношение к другому, начало в этом – со стороны любви, что поэтому это «день, идущий со всеми днями».

Заин

И отсюда понятно, что когда выбирают путь добра и путь истины, — дерех hоэмес вейошор, что это есть путь Торы, которая называется «Тойрас Хаим» – «Тора жизни» (жизни также в этом материальном мире) – то несмотря на то, что Тора заключает в себе все аспекты, как сказано «хоцво амудеhо шив’о[48]«, что это есть семь мидойс – качеств характера, которые есть у человека, — должны быть все аспекты со стороны аhаво, и т.е., как бы ни был способ hанhого к другому, это должно быть из истинной любви к другому человеку.

И т.е., подобно тому, как у Авраама был страх также со стороны любви (как говорилось выше), так это и у «зэра Авроhом», что также, когда hанhого практически она другим способом, и в особенности, когда находятся во время изгнания, что тогда должна быть иногда hанhого, которая не в линии хесед в раскрытии – это должно приходить только и исключительно со стороны любви, не со стороны противоположного этому аспекта.

И это есть указание для каждого и каждого из сынов Авраама,

Что в это включаются все сыны Израиля, и даже гейрим[49], ибо, хотя есть мнение, что гер не может сказать «лаавойсейну[50]«, тем не менее, называется также он «сыном Авраама», поскольку Авраам был «тхило лагейрим[51]» (и это есть хидуш Авраама относительно Ицхака и Яакова),

И следует отметить, что это имеет отношение к служению сынов Израиля во время изгнания, как сказали Разал «не изгнал Вс-вышний Израиль между народов, но только, чтобы добавились на них гейрим[52]» –

Что их поведение должно быть в линии любви, что это есть линия Авраама овину, и это воздействует также на «потомство Авраама», что в них есть аспект «ойhави», и вплоть до того, что даже когда нужно использовать линию «йерей Элойким ато[53]«, это тоже должно прийти со стороны любви.

Хес

И практически:

Все время, что человек не уверен в себе в аспекте любви – пусть он остерегается от противоположного движения, ибо возможно, что есть в этом личные соображения, которые не со стороны любви.

И это есть также то, что сказал Алтер Ребе в Тании, гл. 32 – «сердце[54]» Тании – «И если нет – он не потерял[55]«:

Когда поведение в движении, которое не со стороны любви – то если он преуспеет и сделает в соответствии с кавоно[56] – хорошо, а если нет – есть здесь аспект ущерба;

Но когда поведение в движении любви – без расчетов – то, если смог вернуть его к добру – это несомненно благо, и даже если это задерживается, «веhейн лой» – то даже в это время «лой hифсид» (как подробно объясняется в Тании в деталях)[57].

И в этом в особенности прилагал усилия баал hилуло – чтобы укоренить идею любви к ближнему в сердце каждого, таким образом, что даже когда нужно иногда использовать противоположное движение, знали, что также это движение должно прийти со стороны любви именно, и само собой, когда приходит время реализовать это в действии, то в аспекте аhаво и хесед и рахамим – нечего остерегаться просчитывать до самой последней степени, ибо, «если нет – он не потерял»; но в отношении противоположного движения — нужно остерегаться и просчитывать, пока у него не будет окончательного доказательства для себя самого, что он должен использовать это движение временно, и во время действия он помнит для себя самого – и таким образом, что это видно также другому – что само это движение – оно из любви[58].

Тес

И вот, поскольку мена Вс-вышнего это «мера за меру», но несколько раз так,

— и как упоминалось выше, объяснение Алтер Ребе от имени Магида на посук «дмус кемарэй одом олов милмаало[59]«, что «как человек показывает снизу, так показывают ему Свыше» –

И, когда поведение человека со своим окружением оно в движении любви, и даже когда нужно использовать аспект страха, то это со стороны любви, что поэтому это только когда не остается выбора, когда уже нет другой возможности – тогда воздействует также на «дмус кемарэй одом олов милмаало», что способ управления Свыше, как ведут себя с ним, и его семьей, будет только со стороны любви, и не будет совершенно управление в противоположной линии.

И как известно, что также Свыше могут воздействовать на сынов Израиля посредством управления из милости и любви больше, чем посредством управления в противоположной линии,

А необходимость использовать управление в противоположной линии – это только ради «рохац Гавайе цойас бной Цийон[60]» (как объясняется в Игерес а-Койдеш[61]),

И в самом этом – можно добиться, чтобы заменили это духовными аспектами, и только таким образом, что «один из вас уходит в Барбарию», и посредством этого он выводит клолус Исроэл[62],

И как в аспекте, что «hу мехулол мипшоейну[63]«… в отношении всех аспектов йисурим[64] и т.д., которые были у баал гилуло, что посредством этого он вывел всех, имеющих отношение и связанных с ним, и посредством этого также клолус Исроэл,

И всех этих аспектов уже было более чем достаточно, и сейчас должно прийти время, чтобы было управление любви, и раскрытой любви, в явном и раскрытом благе.

И посредством этого приведут в ближайшем будущем действительно геуло, что тогда будет управление «как Я пишусь, так Я читаюсь», и т.е., что имя Гавайе, мера милосердия, будет не только «писаться», но также «читаться», т.е., что также произнесение, что это есть идея раскрытия, будет в имени Гавайе, что это есть идея раскрытия милосердия и милости, в явном и раскрытом благе.

[Адмур Шлита приказал петь нигун Алтер Ребе (овину малкейну), и после этого приказал петь нигун Мителер Ребе].


[1] Мн. число от «hисваадус» – хасидский праздник

[2] Подъем; уход

[6] «Семя Авраама, возлюбившего Меня» (Йешайа 41, 8)

[7] «(Ибо теперь знаю, что) боишься Б-га ты» (Вайейро 22, 12)

[8] потомство Авраама

[9] «(Семя Авраама,) возлюбившего (Меня)» (Йешайа 41, 8)

[10] Извозчик

[11] «И внушай их сынам твоим» (Воэсханан 6, 7)

[12] отец

[13] дед

[14] уточнение

[15] «Перед кем ты будешь давать суд и отчет (счет)» (Пиркей Авот гл. 3)

[16] «И наказывают человека с его согласия и без его согласия» (Пиркей Авот гл. 3, Мишна 16)

[17] Внутреннее, глубинное содержание

[18] «И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим.» (Воэсханан 6, 5)

[19] «Я возлюбил вас, сказал Г-сподь» (Малахи 1, 2)

[20] «Благо для Небес и благо для творений» (Кидушин 40, 1)

[21] «Нет блага, кроме Торы» (Пиркей Авот гл. 6, Мишна 3)

[22] «Ибо доброе учение Я дал вам. Тору Мою» (Мишлей 4, 2)

[23] Внутреннее, глубинное содержание

[24] Сущностность

[25] Мн. ч. от «мекушор» — «привязанный», «связанный»

[26] Потомство его живо

[27] Также он жив

[28] Дети, здоровье и пропитание в изобилии

[29] Частное Провидение

[30] Все седьмые — любимы

[31] «Мойше, учитель наш — любящим Израиль был» (Менахот 65, 1)

[32] «Страх Ицхака» (Вайейцей 31, 42)

[33] Милосердие. Сфира «хесед»

[34] «»День, идущий со всеми днями» (сфирас хесед)» (см Зогар ч. 3, стр. 103, 1; Зогар ч. 3, стр. 191, 2; ссылки в Ликутей Сихойс ч. 5 стр. 174 на полях страницы)

[35] Поведение; управление

[36] Тем более

[37] Букв. «занимает место», т.е: имеет какую-то значимость

[38] Неживая природа

[39] «Несравнимо», несоизмеримо, несоотносимо

[40] «Природа доброго делать добро» (см. ссылки в Ликутей Сихойс ч. 24 стр. 334 в сноске (нач. слова — мисифрей гахохмо нисторо))

[41] «Все дни» – все семь сфирот, соответствующих эмоциям – хесед, гвуро и т.д. (прим. переводчика)

[42] «Но (подобным) дикому ослу рождается человек.» (Ийов 11, 12)

[43] В оригинале – «לא תופס מקום» (прим. переводчика)

[44] Неживая природа

[45] Растительный мир

[46] Живой; живая природа

[47] «Смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро…» (Ницовим 30, 15)

[48] «(Премудрость) построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Мишлей 9, 1)

[49] Мн. ч. от гер: Пришелец. Прозелит

[50] Отцам нашим.

[51] «Начало для гейрим» (Хагига 3, 1 И см. ответ Рамбама — напечатано в Рамбам, издание Шлезингера (НЙ 1947) в дополнениях к 1-ой части, конец . 19. Ответы Рамбама (Иерусалим

1970), т. 2 симан 293)

[53] «Боящийся Б-га ты» (Вайейро 22, 12)

[54] «ламед-бейс» (буквенное выражение числа 32) – «лейв» – сердце. 32 глава говорит о заповеди аhавас Исроэл – любви к ближнему, и она называется «лейв шел Тания» – «сердце Тании» (прим. переводчика)

[55] награду за исполнение заповеди любви к ближнему (Тания, гл. 32)

[56] Намерение; цель

[57] См. также «марей мкоймос, hагоhойс веhаоройс кцоройс» к Тании там (стр. 199) в «Ликутей пирушим»

[58] См. также беседу йуд шват 5716 г. в начале (Тойрас Менахем ч. 16, стр. 40 и далее)

[59] «Образ, подобный человеку, на нем сверху» (Йехезкель 1, 26)

[60] «Омоет Вс-вышний скверну с дочерей Цийона» (Йешайа 4, 4)

[61] Симан 22

[62] Общность народа Израиля

[63] «И он изранен преступлениями нашими» (Йешайа 53, 5)

[64] Испытания