Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайакгел-Пкудей, меворхин хойдеш нисан 5712

בס»ד

Тойрас Менахем т. 5 стр. 78

Алеф

Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь и сказал маамар дибур масхил Вайакгел Мойше.

***

Бейс

В главе hа-хойдеш – говорится также про заповедь кушать мацу: «шивас йомим мацойс тойхейлу[1]«.

И сначала: эта заповедь отличается тем, что также в наше время это заповедь дэОйрайсо[2].

В общем – есть три основных аспекта в праздник Пейсах: Песах, маца и марор. И в наше время – исполнение заповеди Песах (пасхальной жертвы) это только посредством «унешалмо порим сфосейну[3]«. Заповедь кушать марор – также она дэрабонон[4], а заповедь кушать мацу – это дэойрайсо.

Гимел

Различие между хомец[5] и мацо [6]– в двух вещах:

(алеф) в хомец – тесто поднимается, а в маце – тесто остается как оно есть. И смысл этого в духовности: хомец – йешус[7] и hиснасус[8]. Маца – битуль[9].

И поэтому основная идея мацы – это лехем они[10] именно [и поэтому, хотя в течение пейсах можно кушать также «мацо аширо[11]«, тем не менее, невозможно исполнить заповедь кушать мацу иначе как посредством «лехем они»] – поскольку идея мацы – это битуль (как говорилось выше), и это выражается в большей степени в «лехем они».

И следует добавить, что также маца, которую кушали сыны Израиля и Мицраим – была «лехем они».

(бейс) слова «маца» и «хамец» состоят из подобных букв, только в «маца» есть буква hей[12], а в «хомец» есть буква «хес[13]«.

И идея в этом:

Буква hей подобна букве хес: обе они состоят из трех линий и открыты снизу. Различие между ними – в том, что буква hей совершенно закрыта с трех сторон, а в букве hей есть «вход» сверху.

«Вход» снизу (в обоих буквах) означает: «лапесах хатос ройвейц[14]«. Закрытость со всех сторон – в букве хес – означает, что нет места для того, чтобы выйти из «лапесах хатос ройвейц». Отверстие сверху – в букве hей – означает, что человек, действительно, находится в состоянии «лапесах хатос ройвейц», но тем не менее, есть у него выход сверху – что посредством него он может выйти из своего состояния с делать тшуво[15].

И несмотря на то, что отверстие сверху – в букве hей – это очень маленькое отверстие – но сказали РаЗаЛ «писху ли кехудо шел махат[16]«, и посредством этого «ваани эфтах лохем кеписхой шел улом[17]«, ибо, посредством одного hирhур тшуво[18] – человек может измениться – в один момент – из рошо гомур[19] в цадик гомур[20].

Далет

Два эти различия между хомец и мацо – зависят друг от друга:

Когда человек находится в аспекте битуль (что это есть идея мацо), то, даже если он согрешил, хас ве-шолом – он думает о том, чтобы делать тшуво (что это есть идея буквы hей); но когда человек находится в аспекте йешус и hиснасус (что это есть идея хомец) – он не думает о том, чтобы делать тшуво (в соответствии с характером буквы хес).

И причина этого – ибо когда человек в битуль, он не пытается оправдать себя (эр зухт нит цу махн зих герехт), и само собой, он делает хешбон цедек[21] от всех своих дел, и когда он убеждается, что его поведение не такое, как должно быть – он делает тшуво;

Напротив, как следствие чувства гааво и hиснасус – человек находит способы оправдать все свои дела[22].

hей

Более того:

Не только, что после того, как он сделал нечто неподобающее, он находит оправдание для этого (поскольку он хочет остаться правым в собственных глазах), но более того, также изначально, когда он оказывается в ситуации, что нужно исполнить заповедь, для исполнения которой он должен заставить себя – то из-за чувства гааво и hиснасус, он находит хешбойнос[23] и причины, чтобы не нужно было исполнять ее.

Пример на это – заповедь цдоко, и поскольку цдоко – это общая идея всех заповедей, будет понятно из нее также в отношении остальных заповедей:

Когда он видит бедняка – то он повторяет то, что «спросил Торнотропус-нечестивец рабби Акиву: если ваш Б-г любит бедняков, почему же он не кормит их?»

И здесь есть два момента – в отношении самого себя и в отношении другого:

Из-за его гааво[24] и hиснасус – он делает хешбон в своей душе, что все, что находится в его распоряжении – это есть у него потому, что положено ему, и наоборот, ему положено еще больше; и поэтому – говорит он – как можно отдать из этого другим?!

И поскольку собственный йешус не терпит (дерлозт нит) существование другого – он легко соглашается с тем («лэйгт зих оп ба им гор гешмак»), что другой не похож на него, и понятно ему, что причина того, что другой – бедняк – это потому, что тому не положено парносо[25]; само собой он думает: поскольку Вс-вышний хочет – и так это по справедливости… — чтобы тот был бедняком, зачем же он будет делать противоположно этому, давать ему деньги?!…

Но когда он в битуль – то:

(алеф) он делает хешбон в своей душе, и судит себя самого – действительно ли он лучше, чем другой, и этот хешбон приводит его, чтобы давать цдоко, и как сказано: «мишпот уцдоко беЯакойв ато осисо[26]«, что «мишпот» который человек делает себе самому, приводит его к «цдоко».

(бейс) и он понимает, что даже если недостаток в парносо у другого происходит из-за наказания, рахамоно лицлан, но само то, что у него есть парносо – несмотря на его собственное не-желательное положение и состояние – заставляет его сказать, что сыны Израиля – как сыновья перед Вс-вышним, и когда царь наказывает своего сына, а друг царя помогает ему – сам царь очень рад этому, как ответил рабби Акива (на вопрос Торнотропуса).

И как это в заповеди цдоко – так это во всех заповедях.

Вов

Кроме того, что из-за чувства гааво и hиснасус он ищет во всякой ситуации хешбон, который докажет, что он ведет себя как нужно, еще более того, даже когда он не способен никаким образом найти оправдание своим делам, и он вынужден признать, что он не ведет себя как нужно – он находит, тем не менее, различные причины, которые привели его к этому, и само собой, он остается правым в собственных глазах!…

Он делает это различными способами:

Относительно одной вещи он говорит – это со стороны йецер hоро[27], который «горит как огонь». Сама Геморо говорит – утверждает он – что Вс-вышний раскаивается в том, что он сотворил йецер hо-ро; и поэтому не следует требовать от него, почему он не победил свой йецер!… Относительно другой вещи он говорит – «его место заставило его грешить[28]» и т.д.

Все хешбойнос, которые упоминаются в Тании, каким образом человек должен учить зхус на другого – он использует их для себя… И мало того, он еще думает, что в свете обстоятельств, в которых он находится – «это еще хорошо, что он – такой». Другой бы на его месте «был бы вообще непонятно кем!»…

Более того:

Даже когда он знает, что его поведение не хорошо, и кроме того, у него нет никаких оправдательных причин – тем не менее, «ал кол пешоим техасе аhаво[29]«:

«пшоим[30]» – означает, как объясняют РаЗаЛ: «мродим[31]«. Т.е., даже когда у него нет никакого тируца, чтобы оправдать свои дела, ибо, он сам знает, что он мойред (рахамоно лицлан) – тем не менее, «все грехи покрывает любовь«. Устранить свои пшоим, даже с помощью ложных оправданий – он не может никаким образом, и само собой, он покрывает это с помощью любви к себе!..

Заин

И это есть различие между хомец и мацо:

Хомец – указывает на самовозвышение, и как следствие этого – слово хомец включает в себя букву хес, которая открыта снизу, «лапесах хатос ройвец», и с другой стороны, она закрыта с остальных сторон, ибо у него нет возможности сделать тшуво. Ибо из-за самовозвышения: (1) он оправдывает свое поведение – что его поведение, наоборот, правильно. (2) он находит причины и оправдания на свое поведение. (3) «все грехи покрывает любовь». Общее между ними всеми – что он не делает тшуво.

Маца – указывает на битуль, и как следствие этого – в слове маца есть буква hей, которая раскрыта сверху, ибо со стороны битуль: (1) он не оправдывает свое поведение. (2) Он не находит причин и оправданий своему поведению. (3) И когда он видит, в каком не-хорошем состоянии он находится – он сломлен от этого.

И когда его сердце сломлено – то это, как говорит Адмур Могараш, «еврейский вздох – это тшуво илоо[32]«, и само собой, в один момент, «шоо[33]» от языка «поворота», «мит айн кер» – он становится цадик гомур.

Хес

В соответствии с этим следует объяснить, то, что мы находим в Йерушалми: «авойс млохойс[34] сорок минус один откуда мы учим… зэ hадовор не написано здесь, но эйлэ hадворим… алеф – один, ламед – тридцать, хес – восемь, рабонон толкуют hей как хес» (ибо буквы алеф-hей-хес-аин могут заменять друг друга, следовательно, получается ламед-тес) – и на первый взгляд непонятно: действительно, буквы из одного источника заменяют друг друга, но, как же можно учить hей (в эйлэ) как хес в вопросе счета?

И в соответствии с вышесказанным можно сказать объяснение на это:

Ламед-тес работ в мире – как они сотворены – это аспект хес, как объяснялось выше. Но, посредством служения эйлэ hадворим (что это есть идея ламед-тес работ Мишкана)… «шешес йомим тэосе[35] (само собой) млохо…» – делают из ламед-тес работ мира букву hей.

И поэтому, в посуке, где говорится о работе эйлэ hадворим[36] – тридцать девять работа, как они были в мишкане (посредством которого переворачивают хес в hей) – говорится «эйлэ» – с буквой hей.


[1] «Семь дней пресные хлебы ешьте.» (Эмойр 23, 6)

[2] Заповедь (или запрет) из Торы

[3] «И (вместо) быков принесем (слова) уст наших» (Ошеа 14, 3)

[4] Заповедь (или запрет), установленный мудрецами. См. также «дэойрайсо«

[5] Квасное

[6] Маца

[7] «Есть», «Отдельное существование»

[8] Самовозвышение

[9] Битуль — Подчинение, самоустранение

[10] хлеб бедности

[11] «Богатая маца» (т.е., испеченная из теста, замешенного на яйцах или фруктовом соке и т.д.)

[12] Буква hей

[13] Буква хес

[14] «При входе грех лежит, (и к тебе его влечение)» (Берейшис 4, 7)

[15] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[16] Откройте Мне как острие (другой перевод: как ушко) иглы

[17] и Я открою вам как вход в Храм

[18] мысль о раскаянии

[19] законченный грешник

[20] Совершенный праведник

[21] Справедливый счет; «счет души»

[22] См. во всем этом контрос умайон, маамар 15-16. Дибур гамасхиль Лех Лехо 5702 п. 3 и далее (сефер мааморим 5702 стр. 52 и далее)

[23] Счет. Счет души (т.е., раскаяние)

[24] гордость

[25] Заработок, пропитание

[26] «Правосудие и справедливость в Йаакове Ты явил.» (Тегилим 99, 4)

[27] Йецер го-ро — Дурное начало

[28] См. Тания гл. 30

[29] «Любовь покрывает все грехи.» (Мишлей 10, 12)

[30] Мн. число от пэша — (грех) восстания (против Вс-вышнего)

[31] (Грехи) восстания (против Вс-вышнего)

[32] Высшая тшува

[33] Час; момент; поворот

[34] Основные виды работ (запрещенных в субботу)

[35] «Шесть дней пусть делается работа» (Эмойр 23, 3)

[36] «Вот слова» (Вайакгел 35, 1)