Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Товой, 13 элула 5742

בס»ד

Алеф

Несмотря на то, что проведение гисваадус[1] в этот день (13 элула) это новость – но дай Б-г, чтобы было больше таких новостей еще и еще, смысл и содержание которых – что евреи собираются вместе в святом месте, «баис годол[2]«, — дом, в котором «выращивают[3]» Тору и «выращивают» молитву, с тем, чтобы добавить в вопросах Торы и ее заповедей и страха перед Небом, таким образом, что «иш эс рээгу йаазойру[4]«.

И в особенности, когда есть возможность связаться и соединиться со многими из сынов Израиля, которые находятся в далеких местах, за морем, и вплоть до самой далекой точки в мире, — посредством того, что используют средства, которые были изобретены в последние годы, посредством которых можно слышать слова, произносимые здесь, в любом месте в мире в тот же момент, и не только слышать голос и звук Торы (что это пробуждает чувство ценности Торы и т.д.), или слышать содержание и общий смысл, но — слышать все детали и детали деталей в этом, включая – слышать подчеркивание и акцентирование посредством возвышения голоса и т.п., и вплоть до того, что это приводит к пробуждению в практическом действии («действие – это основное»), как следствие слушания этих слов.

И понятно, что действие и влияние этих слов, когда они слышны в тот же момент, и в том же виде, как они были произнесены, значительно сильнее, чем действие и влияние этих же слов, когда они передаются посредством шалиаха[5], несмотря на то, что «шлухой шел одом кмойсой[6]«, ибо даже когда шалиах передает эти слова как они были сказаны, и словами, исходящими из сердца, невозможно сравнить это с слышанием слов во время, когда они произносятся, в тот же момент, — посредством использования технических средств, которые появились в последние годы.

[И понятно и также просто, что конечная цель появления этих технических средств – чтобы их использовали для Святости, как сказали мудрецы в Мишне (Авот в конце гл. 6) «Все, что создал Вс-вышний в мире, не создал, но только ради славы своей», и в самом этом «нет славы кроме Торы» (там же Мишна 3), т.е., что посредством этого добавится в распространении слов Торы, распространении слов поддержки, чтобы добавить и увеличить в изучении Торы, и поскольку «велико учение, поскольку оно приводит к действию» – то посредством этого добавляется также в исполнении заповедей со всей тщательностью.

И несмотря на то, что мы видим на практике, что есть возможность использовать эти средства также для дел этого мира (и вплоть до вещей, которые противоположны святости) – это для того, чтобы был аспект выбора, как сказано «Смотри, я дал перед тобой жизнь и благо», и вместе с этим дана возможность для противоположности, и Вс-вышний приказывает и просит и дает силы, чтобы был аспект «и выбери жизнь».

И в соответствии с этим понятно также, почему порядок в этом, что изначально пользовались этими средствами для дел этого мира, и только после этого начали использовать их для Святых дел (несмотря на то, что конечная цель в создании этих средств это только ради славы Вс-вышнего, «не создал, но только ради славы своей») – также как во всех аспектах мира установил Вс-вышний, что кожура[7] предшествует плоду, как в отношении пшеницы (предметы первой необходимости), и также в отношении плодов дерева (удовольствия).

И более того: общее намерение в сотворении мира – это «ради Торы, которая названа ‘началом'», и, тем не менее, дарование Торы внизу во время «Матан Тойро» – было после 26 поколений от сотворения мира, и на это сказано «все сделал красиво в свое время», т.е., что в течение 26 поколений не была дана Тора внизу в раскрытии и полностью (несмотря на то, что изучение Торы началось уже когда Адам находился в Ган Эйден), как приводится в Пиркей дРаби Элиезер (начало гл. 12), несмотря на то, что конечная цель в сотворении мира – это «ради Торы».

И, поскольку конечная цель в появлении этих средств это – ради славы Вс-вышнего, то, когда видят, что есть такие, которые используют это не для желательной цели, или противоположно желательной цели (со стороны аспекта выбора) – нужно исправить это посредством того, что используют это для Святых дел, с большей силой и с большим подъемом, что тогда достигается аспект превосходства света из тьмы, и превосходства мудрости от глупости, т.е., что вместо использования способом «глупости», по совету «старого и глупого царя», и способом «тьмы», «дурак идет во тьме» (когда используют это не-желательным образом хас вешолом) – достигается превосходство света и мудрости посредством того, что используют это для аспектов света и мудрости – мудрость Вс-вышнего, «Тора – Ор»].

И в соответствии с этим понятно особое достоинство, которое есть в этом гисваадус, — что многие из сынов Израиля собираются и соединяются вместе (включая также тех, кто находится за морем), что в этом подчеркивается идея агавас Исроэл[8], и ахдус Исроэл[9], «как один человек с одним сердцем», чтобы добавить в делах Торы и заповедей.

И как известны слова Алтер Ребе (как это было распространено посредством Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну[10]), что хасидский фарбренген[11] имеет силу сделать больше, чем может сделать малах Михоэл[12], и причина этого – поскольку, когда отец (наш Небесный Отец) видит поведение своих детей в любви и братстве (с агавас Исроэл), то он наполняется удовольствием и нахас руах, и исполняет их просьбы. И все это – когда ищут аспект «награды», и тем более и тем более, когда думают про сущностное достоинство в самом этом.

Бейс

Кроме того, что сказано выше, есть дополнительное достоинство в гисваадус, которое происходит в месяце элул. И сначала:

Известно объяснение Алтер Ребе в Ликутей Тойро (Рээй 32, 2) начинающееся словами «Ани ледойди ведойди ли[13]» – первые буквы этого посука составляют слово «элул», что величие достоинства месяца элул понятно «в соответствии с примером царя, перед тем как он входит в город, выходят жители города навстречу ему и встречают его в поле, и он принимает всех с добротой и улыбается им всем.. также это в месяце элул, выходят навстречу Вс-вышнему в поле.. Йоэр Гашем понов эйлэхо[14].. Кэй-л Гавайе вайоэр лону».

И понятно, что раскрытие Вс-вышнего (истинного царя) таким образом, что он принимает всех с добротой, и улыбается им всем (в нимшол[15]) – это более возвышенным образом, чем доброта и улыбка у земного царя (в примере) – и это «кол шекен и кал вехомер[16]«: если после множества ступеней гишталшелус[17] сверху вниз, от истинного царя (Вс-вышнего) до земного царя, остается все еще аспект доброты и улыбки, то понятно по простому, великое достоинство и непостижимость в доброте и улыбке как это у истинного царя – Вс-вышнего.

И вот, поскольку особая идея месяца элул – это раскрытие царя, то «беров ам гадрас мелех[18]«, т.е., что когда добавляют в «ров ам», добавляется также в «гадрас мелех», и как понятно по простому, что эта идея («беров ам гадрас мелех») говорится не только когда царь находится в своем царском дворце, но также когда он находится в поле.

И в соответствии с этим понятно особое достоинство, которое есть в гисваадус, которое происходит в дни месяца элул, — ибо, когда множество евреев собираются вместе, «беров ам», достигается возвышение и добавление в «гадрас мелех».

И в особенности, когда соединяются со всеми теми, кто слышит эти слова (посредством технических средств, которые появились в последние годы) – посредством этого достигается «беров ам гадрас мелех» более возвышенным образом, посредством добавления «беров ам» – всех тех, кто слышит эти слова.

[И, как говорилось несколько раз, что, несмотря на то, что слушание слов посредством этих средств не считается слушанием голоса человека, поскольку это голос металла, и человек является только гойрем[19] для движения металла, т.е. что это его сила, и сила его силы, и т.п. (и поэтому, в отношении вещей, которых нужно слышать голос человека именно, не возможно выйти на свою обязанность когда слышат это посредством средств связи) – но в отношении нашего вопроса нет необходимости в слышании голоса человека именно, но в слышании слов, которые говорятся, и поэтому, слышание этих слов в остальных местах посредством нескольких и нескольких из сынов Израиля соединяет и объединяет их с теми, кто находится здесь, и посредством этого достигается возвышение и добавление в «беров ам гадрас мелех»].

И поэтому, в дополнение с собранию детей Израиля (что про них сказано «ал тигъу бимшихой[20]» – это дети, изучающие Тору»), который происходил на этой неделе (в третий день недели, 12 элула) – должно быть собрание и гисваадус также взрослых – собрание праведников, что это относится к каждому и каждому из Исроэл, ибо «народ твой – все праведники», что посредством этого достигается подъем в аспекте «беров ам гадрас мелех».

И поскольку «во множестве народа красота царя», понятно, что посредством этого добавляется особое достоинство в «добром лице» и «улыбающемся лице», которое показывает царь (Вс-вышний) каждому и каждому из Исроэл, и все это – даже в отношении царя к сынам Израиля, когда они (царь и сыны Израиля) находятся внизу, и тем более и тем более, когда идет речь об отношении царя к душам Израиля, как они наверху, — в отношении возвышенных уровней в душе, как объясняется в словах Разал, что «пять имен названо ей – нефеш, руах, нешомо, хайо, йехидо».

[И, как известно выражение Квойд Кдушас мойри вехами Адмур носи дойрейну, что когда еврей поднимается к Торе в нижнем мире, происходит особый подъем во всех уровнях его души. – НаРаН ХаЙ. И подобно этому понятно в нашем вопросе].

Гимел

Сказанное выше имеет значение во все дни месяца элул, поскольку во все дни месяца элул находится царь в поле, и поэтому есть особое достоинство в кенес[21] и гисваадус многих из сынов Израиля – «беров ам гадрас мелех» (кроме общего достоинства в аспекте ахдус – «кулону кеэход[22]«). И кроме этого – есть особый смысл в каждом отдельном дне из дней месяца элул, ибо «каждый и каждый день делает свою работу».

Ибо, если в отношении всех дней  года есть правило «каждый и каждый день делает свою работу», то тем более и тем более что это правило сказано в отношении дней месяца элул, месяц самоотчета и тшувы и месяц милосердия (ибо тогда светят тринадцать мер милосердия, «Кей-л Гавайе вайоэр лону»). Т.е., что кроме общего во всех днях месяца элул, что тогда находится царь в поле, и принимает всех с добром и т.д., есть также особый смысл, относящийся к каждому дню отдельно, — «каждый и каждый день делает свою работу».

Особый смысл тринадцатого элула – что это день свадьбы Квойд Кдушас мойри вехами Адмур носи дойрейну, тринадцатого элула 5657 года (год  נזרתили год  נזר).

И понятно, что из года в год происходит добавление во всех аспектах, связанных с нисуин (как это подробно объясняется в гемшехе «самах тесамах» 5657 года) – ибо приказание Торы «маалин бакодеш» говорится в отношении каждого и каждого из Исроэл, и тем более и тем более, когда идет речь о еврее, который «возвышен от народа», и тем более и тем более, когда он находится в мире истины, выше, чем общая идея ограничений тела (как объясняется подробно в игерес акойдеш (симан 27), что также у праведников есть ограничения тела (несмотря на великое достоинство святости тела), и когда «оставляет жизнь всем живым», устраняются совершенно ограничения тела).

И это возвышение, которое добавляется в день 13 элула, из года в год (в соответствии с приказанием «поднимаются в святости») у Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну (со стороны идеи нисуин[23] в этот день) – это относится к каждому и каждому из нас, ибо «за головой тело идет».

Далет

И вот, в йуд гимел элул этого года есть дополнительное достоинство – день, когда исполнилось 85 лет со дня свадьбы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну.

И как известно то, что объясняется в книгах, по поводу великого достоинства числа 85 – что пять раз «тов» (17) это 85, и идея в этом: «тов[24]» указывает на общую идею хесед[25], и как известно, что есть пять хасодим[26], подобно тому, как есть пять пальцев на правой руке («правая приближает»), и в соответствии с этим следует, что число 85, пять раз «тов», указывает на полноту совершенства пяти милостей.

И вот, число 85 может выражаться в 85 днях, 85 неделях, и 85 месяцах, — но когда говорится про аспект, который повторяется из года в год (нисуин в йуд гимел элул), понятно, что в этом аспекте выражается совершенство числа 85 – после 85 лет со дня нисуин, в йуд гимел элул в этом году.

И это есть большое достоинство в йуд гимел элул в этом году, — что тогда притягиваются все аспекты, относящиеся к йуд гимел элул в полном совершенстве (со стороны совершенства числа 85), и эти аспекты притягиваются и раскрываются в этом нижнем мире (что там это основной аспект счета лет, установления начала месяцев и начала лет и подобно этому), и в самом этом мире – в аспектах практического действия, притягивается и раскрывается внутреннее добро и внутренняя радость, как понятно из того, что объясняется в окончании гемшеха «самах тесамах».

Гей

И вот, когда мы находимся в день йуд гимел элул, — это есть подходящее время чтобы повторить несколько идей (начало и конец и т.д.) из маамара «самах тесамах» 5657 г.

Маамар (кээйн сиха) «Самах Тесамах»…

***

Вов

Кроме того, что говорилось выше по поводу йуд гимел элул, есть особая идея, имеющая отношение к йуд далет элул (поскольку мы находимся сейчас после молитвы маарив йуд далет элул) – как пишет Алтер Ребе в своем Шулхан Орухе[27] (Орах Хаим, начало симана 429):

«Первые мудрецы установили во время, что бейс аМикдош[28] стоял на своем месте, чтобы даршаним начинали учить законы праздника за тридцать дней перед праздником, т.е. чтобы от Пурим и дальше учили законы Пейсах, и с 5 ияра и дальше учили законы Швуэс, и с 14 элула и дальше учили законы Суккойс, поскольку каждый живущий в Эрец Исроэл обязан принести в регель три жертвоприношения, ойлас реио и шалмей хагиго и шалмей симхо.. поэтому установили мудрецы, чтобы учили законы праздника тридцать дней перед ним, чтобы напомнить народу …»

И это есть особый смысл дня 14 элула, — что тогда начинают учить и обучать законам праздника. И, несмотря на то, что изучение законов праздника возможно во все тридцать дней начиная от 14 элула, но понятно, что есть особое достоинство в начале тридцати дней (14 элула), ибо «ноуц сойфон бисхилосон[29]«.

И вот, поскольку «каждый, изучающий законы ойло, как будто бы принес ойло», понятно, что изучение законов праздника «зман симхосейну[30]» (что в этом выражается особенность праздника Суккот относительно Швуэс и Пейсах, несмотря на то, что все они «мойадим лесимхо»), это как будто бы уже мы празднуем «зман симхосейну».

Заин

И вот, несмотря на то, что сейчас бейс аМикдош не стоит на своем месте, и нет возможности приносить жертвоприношения праздника, — но, как продолжает Алтер Ребе (там, п. 2) что «это установление не было аннулировано из Израиля также после того, как был разрушен бейс аМикдош…».

И это соответствует известному выражению, которое сказал р. Гилель из Парич (Пелах а-римон, Шмойс 7, 1) от имени р. Залмана Зезмера, который слышал от Алтер Ребе, что «перед высокими душами, как Рашби, не был разрушен Храм вообще», и причина этого – поскольку служение Рашби было «бехад ктиро искатарно бей ахидо бей лhито…[31]«, и поскольку он находился в состоянии гискашрус[32] и гисахдус[33] с Ацмус и Магус, понятно, что на этом уровне невозможно идея разрушения Храма вообще, но это таким же образом, как это было внизу, когда Храм стоял на своем месте.

Это значит, что есть такие высокие уровни, что там вообще не имеет отношения общая идея хурбон[34], и как это выражается также в этой Галахе – что «это установление не было аннулировано из Израиля также после того, как был разрушен Храм».

И хотя уровни, на который не имеет отношения идея хурбон – это самые высокие уровни, — но это имеет отношение к каждому и каждому из Израиля, ибо: когда еврей ведет себя в соответствии с этим установлением (которое «не было аннулировано также после того, как был разрушен Храм») в этом материальном мире, происходит этот аспект также посредством высоких уровней в его душе в высших мирах,  [подобно тому, что было сказано выше (п. 2) что посредством алия к Торе в этом материальном мире, происходит этот аспект подъема во всех уровнях души] и вплоть до аспекта йехидо[35] в душе, занимается этим аспектом, как она находится в положении и состоянии связи с аспектом «йохид[36]«, Сущность и Суть, что там есть общность этой идеи во всей ее силе, в том же виде, как это было в низу, в то время, когда бейс аМикдош стоял на своем месте.

И поскольку рассказывают это еврею, который находится в этом материальном мире – понятно, что также, когда он находится как душа внутри тела в этом материальном мире, в месте, где был хурбон (и вплоть до того, что он нуждается в объяснении что «это установление не уничтожилось из Израиля также после того, Как был разрушен Храм», что также тогда следует заниматься законами праздника от 14 элула и далее) – но он знает, что его душа связана с высокими уровнями, что в них не было аспекта хурбон, и поскольку он знает и думает об этом – то в том месте, где находится мысль человека, там находится он сам!

Хес

И действие – это основное:

Поскольку мы сейчас находимся в 14 элула, — это подходящее время, чтобы пробудить и напомнить по поводу изучения законов праздника тридцать дней перед праздником.

И кроме изучения законов праздника – нужно приложить усилия, чтобы обеспечить каждого и каждого из Исроэл всем, что ему необходимо для потребностей праздника. И как говорилось подробно в предыдущие годы (Ликутей Сихойс ч. 14 стр. 369 и далее), что также как нужно стараться обеспечить каждого и каждого из Израиля всем необходимым для праздника Пейсах, также должны стараться обеспечить потребности праздника Суккойс, и в особенности, что в празднике Суккойс есть восемь дней, а вне Земли Израиля – 9 дней (больше, чем праздник Пейсах).

И также должны стараться обеспечить потребности праздника Рош аШОно – ибо в отношении Рош аШоно сказано (Нехемия 8, 10) «ешьте жирное и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено», и в особенности в соответствии с тем, что говорится в Шулхан Орух (Алтер Ребе Ойрах Хаим симан 583 п. 4) что в Рош аШоно «есть обычай кушать жирное мясо и пить мед и все виды сладостей, чтобы этот год был сладким и жирным», и кроме этого, есть обычай кушать все виды пищи, в которых есть симан[37] на добрые вещи. И поэтому, следует приложить усилия, чтобы каждый и каждый из Израиля мог получить эти вещи перед Рош аШоно.

И кроме этого: для того, чтобы радость праздника была как нужно, нужно помочь ему также в вопросе одежды, и также помочь ему в его общем материальном положении, что тогда он может радоваться радости праздника как положено, и тогда будут сладкими ему еда и питье, которые он кушает и пьет в праздник, поскольку нет у него забот о своем материальном положении, и подобно этому.

И действие это главное – послать денежную помощь (и также «шове кесеф[38]«) всем, кто в этом нуждается, и каждый, кто увеличивает в этом – это прославляется. И не торопят, но только проворных, и таким образом, что «дай мудрому, и умудрится еще».

Тес

В продолжение вышесказанного по поводу помощи в потребностях праздника – здесь есть место чтобы пробудить еще раз по поводу того, что говорилось на фарбренгене перед этим (Беседа Первого дня Рош Ходеш Элул, п. 33), каким должно быть отношение относительно каждого и каждого из Исроэл:

В течение всего года нужно вести себя с каждым и каждым из Исроэл (в каком бы положении и состоянии он не находился) по принципу «правая приближает», и все это – даже когда говорится про такого, который «кишеф вегейсис…[39]«, и, тем не менее, говорит Гемора (Сота 47, 1), что нужно вести себя с ним по принципу «правая приближает».

И тем более и тем более в наши дни – что невозможно вообще такой мциюс[40], и причина этого: когда мудрость Святости была сильна, была также сила в мудрости с противоположной стороны, вплоть до мудрости и знания с противоположной стороны, которые приводят к противоположности вере во Вс-вышнего (авода зара[41]). Но когда мудрость со стороны святости не так сильна, невозможно общая идея существования мудрости противоположной стороны, которая приводит к противоположности веры во Вс-вышнего (и подобно тому, что сказал Рабби Йегошуа бен Ханания (Хагига 5, 2) «Когда пропал совет у сыновей, протухла мудрость народов мира»).

[И как понятно, из того, что объясняется в Тания (в конце гл. 19) что основная идея авода зара, это когда верит в нее в своем сердце, хас вешолом[42], в отличие от этого, когда это только действие или слово, без всякой веры в сердце. И поскольку в наши дни невозможно общая идея мудрости и знания (в леумас зэ[43]), которая приводит к противоположности веры в Вс-вышнего, то невозможно настоящая авода зара.

В отношении наказаний земного бейс дина, есть, действительно, принцип, что «нет у судьи, но только, что видят его глаза», и поэтому считаются в основном с действием и словом; но в то время, когда бейс Микдош не стоит на своем месте, и нет у нас Сангедрин и т.д., — то в Высшем бейс дине считаются также с аспектом мысли, и в соответствии с этим понятно, что в наши дни невозможна настоящая авода зара хас вешолом].

И в соответствии с этим понятно, что в наши дни, безусловно, должно быть поведение с каждым и каждым из Исроэл по принципу «правая приближает» – и это кол шекен и каль вехомер от того, про которого говорится в Геморо, что «правая приближает»!

И тем более и тем более, когда мы находимся в месяце элул, месяц милосердия, когда царь находится в поле и принимает всех с добротой, и улыбается всем, каждому мужчине и женщине, которые находятся в поле, это значит: несмотря на то, что они находятся в поле (а не царской столице), и занимаются делами поля (ибо для этого они идут в поле, и как сказали Хазаль, «азлат лекарто галох бенимусо[44]«), встречает всех их царь с добротой и улыбкой.

И поскольку идея Торы – это указание к действию, «Тойрас Хаим» – практическое указание в жизни, и Тора вечна, т.е., что не только всегда нужно учить Тору (это только начало смысла «Тора вечна»), но всегда должны вести себя в соответствии с указаниями Торы, ибо Тора в качестве указания к действию – вечна – то понятно, что когда Тора рассказывает, что в месяце элул царь находится в поле, и он улыбается всем, то это вечное указание в отношении поведения человека в ежедневной жизни, что таким образом должно быть его поведение в отношении каждого и каждого из Исроэл (не только в отношении цадик гомур, и не только в то время, когда Храм стоит на своем месте, в хорошие годы, но – «Тора вечна»).

Йуд

И, тем не менее, есть такие, которые ведут себя противоположным образом, — из соображений различных и странных, и основное – потому что природа их животной души она противоположна милости, или потому, что он вырос и воспитался без доброты и тепла матери, и поэтому, когда говорят с ним по поводу поведения и отношения к другому с истинной добротой и милосердием, — это для него чуждо, потому что в детстве он этого не видел!

И несмотря на то, что это не по его вине (и наоборот: безусловно, он желал этого) – тем не менее, поскольку реально он не чувствовал этого, то также когда объясняют ему это логически, это остается только в его разуме, и это не проникает внутрь него – в чувство сердца.

И поэтому, его отношение к другому — оно не из доброты и милосердия, и как это выражается в том, что он кричит и гневается на евреев!

Его гнев и злость на евреев – это несомненная вещь, ибо он делает это таким образом, что другой человек может слышать его гнев и злость, и не только в присутствии одного человека, но в присутствии многих людей именно; а что касается причины и объяснения его гнева и злости, или это истинное объяснение, или «амтло» только (как известно то, что говорится в ришойним[45], что «амтло» означает «эмес – ло[46]«) – можно сомневаться в этом!

И кроме того: по поводу награды за такое поведение также нет места для сомнения, ведь в Торе ясно сказано: «И благословлю благословляющих тебя», и после этого говорится, что происходит в противоположном случае!

И в соответствии с этим – возможно ли вводить себя в софек[47] (может быть есть истинная причина и объяснение этого гнева), и говорить способом противоположным благословению и т.д., в то время как он знает, какова «награда», объясняющаяся в Торе за такое поведение!?

И даже если он верит в самого себя, что если у него что то кажется истинным, то это безусловно, истина,  — но по крайней мере из сомнения и сомнения сомнения он не вышел!

И в отношении исполнения заповеди «гойхейах тойхиах[48]» – ведь и без этого он не совершенен в исполнении мицвойс! Никто не может себя обмануть, чтобы сказать, что он исполняет все 613 мицвойс полностью, — такого «дурака» не сыскать! Ибо, кроме того, что есть несколько и несколько заповедей, которые можно выполнить только во время, когда Храм стоит на своем месте, и подобно этому есть заповеди, которые относятся к когенам и левитам только, и подобно этому, ведь кроме этого есть вещи, которые нужно исправлять и т.д., и никто не может себя обманывать, что он исполняет все заповеди полностью. И в соответствии с этим – вместе того, чтобы делать «гидур[49]» в заповеди «гойхеах тойхиах» именно, делай гидур в заповеди «веогавто лереахо комойхо[50]«, посредством того, чтобы давать множество благословений каждому и каждому из Израиля!!

И тем более, что приказание «веогавто лереахо комойхо» говорится в той же главе, и в том же дневном разделе, в котором говорится приказание «гойхеах тойхиах эс амисехо»! Нет необходимости перелистывать хумаш, чтобы выучить про приказание «веогавто лереахо комойхо», поскольку это приказание говорится в одном продолжении с приказанием «гойхеах тойхиах эс амисехо» (Кдойшим 19, 17-18)!

И в соответствии с этим – прежде всего подействуй на самого себя, чтобы исполнять приказание «веогавто лереахо комойхо», особенно подчеркивая, чтобы это было «комойхо» действительно, и только после этого начинай думать должен ли ты брать «должность» того, кто должен исполнять «гойхейах тойхиах эс амисехо»!

 

И еще и главное: видно воочию успех в действии с другим человеком (которого нужно упрекать, чтобы он исправил свои пути) это именно посредством поведения способом «правая приближает», когда говорят с ним словами приятными и словами приближения, и подчеркивают уникальные достоинства в движении в сторону «делай добро», что посредством этого добиваются само собой, что он постесняется продолжать его прежнее поведение (как говорилось подробно в вышеупомянутом гисваадус).

Йуд алеф

И вот, поскольку нужно говорить доброе об Исроэл, — то в продолжение ко всему вышесказанному есть указание и урок из урока хумаша в день 14 элула – «увоу олэхо кол hаброхойс hоэйлэ веhисигухо[51]» (Товой 28, 2). И сначала:

Простой смысл («эйн микро йойцей мидей пшутой[52]«) в том, что сказано, «увоу олэхо кол hаброхойс hоэйлэ веhисигухо» – это: даже когда есть «шойтэ», который убегает от благословений, обещают ему, что «и придут на тебя все эти благословения, и настигнут тебя», т.е., что благословения настигнут его, даже когда он убегает от них!

И подобно этому понятно в отношении вышесказанного:

Даже когда идет речь о еврее, который находится в положении и состоянии «лой хофейц биброхо[53]«, он убегает от благословений,

— у него есть возможность благословлять евреев, и он не должен отдавать из своего, но только исполнять шлихус[54] Овину шебашомаим[55], который приказал благословлять сынов Израиля (вместе с обещанием «благословлю благословляющих тебя») во всякое время и во всяком месте, и тем более и тем более в месяц элул, месяц милосердия, когда светят тринадцать качеств милосердия, и тогда нужно искать заслуги сынов Израиля, таким образом, что они не возвращаются впустую (подобно тринадцати качествам милосердия, которые не возвращаются впустую) – и тем не менее, он не может подействовать на себя благословлять сынов Израиля, потому что он находится в положении и состоянии «лой хофейц биврохо» –

тем не менее, обещает Тора, — «и придут на тебя все эти благословения и настигнут тебя»: ты, действительно, убегаешь от аспекта «благословлю благословляющих тебя», но, безусловно, что благословения Вс-вышнего настигнут тебя, и тогда у тебя не останется выбора, ибо благословения Вс-вышнего подействуют на тебя, что, в конце концов, ты начтешь благословлять сынов Израиля громким голосом, и из любви именно (не из страха перед продолжением посука после «аворхо меворахехо[56]«), подобно «биркас коганим», которая должна быть из любви именно — «благословлять Его народ Израиля с любовью» (как объясняется в Зогар (ч. 3 147, 2), что это условие в исполнении заповеди биркас коганим[57]), и подобно этому понятно в отношении благословений каждого и каждого из Израиля, что про него сказано «И вы будете мне царством священников и святым народом», что его благословение сынов Израиля должно быть с любовью!

И как сказано, поскольку благословение Вс-вышнего настигает его, то это действует на него и заставляет его перевернуть стиль своего поведения (и может быть, также перевернуть его природу, и тем более, что это не по его вине, как говорилось выше), и в эти дни буквально начнет уже благословлять сынов Израиля силой и по поручению Вс-вышнего, источника благословений.

И это действие (благословение сынов Израиля) будет делаться с энергией и воодушевлением и т.д., таким же образом, каким были сказаны противоположные слова в предшествующие годы, и наоборот: с большим подъемом и с большей силой, подобно тому, что сказали Разал – имел обыкновение читать одну страницу – пусть читает две, учить одну главу – пусть учит две главы.

И поскольку «прийдут на тебя все эти благословения и настигнут тебя» – то удостаиваются всех благословений, которые говорятся в продолжение псуким, вплоть до благословения в окончании шиур йоми 14 элула – (пятый день недели главы «Товой») – «борух ато бевоехо уворух ато бецейсехо».

И как известно, что одно из объяснений в этом – это что «боехо» говорит о начале дня, когда душа приходит в тело вновь – «Ты вернул в меня душу мою», а «цейсехо» говорит об окончании дня, что тогда душа выходит из тела и поднимается наверх (до следующего дня), как мы говорим перед сном: «бейодхо афкид рухи». И это смысл «борух ато бевоехо уворух ато бецейсехо» – что начало дня происходит способом «борух», и в течение всего дня он благословляет каждого и каждого из Израиля и весь народ Израиля (не думая о том, или это касается или нет), и, поскольку это становится его природой и привычкой (после ста раз, сто одного раза и т.д.).

Йуд бейс

И вот, посредством того, что сыны Израиля благословляют друг друга – происходит добавление в благословениях Вс-вышнего для всего еврейского народа.

И это имеет особое отношение к месяцу элул – как упоминалось в гисваадус перед этим (вышеупомянутая сиха, п. 42) по поводу «обычая Израиля» («Тора это», и поэтому это есть истинная вещь – «Тойрас эмес»), что когда человек пишет письмо своему товарищу, начиная от рош хойдеш элул, он благословляет его благословением ксиво вахасимо тойво[58] (таким образом, что он пишет это в письме – практическое действие), т.е., что в месяце элул притягивается уже благословение ксиво вахасимо и гмар хасимо тойво, лешоно тойво умсуко бетойв анирэ веаниглэ лемато меасоро тфохим[59], и вплоть до того, что удостаиваются основного благословения – истинного и полного избавления посредством Мошиаха цидкейну.

И как говорилось несколько раз, что будущее избавление будет для всех евреев, и из единства именно – «коhол годол йошуву hэно[60]«, одна целое – «общество», в котором будут включены и объединены все типы сынов Израиля, даже те, которые находятся в положении и состоянии, что нужно объяснить им, что они «полны заповедей как гранат», и тем более и тем более, те, кто находятся в положении и состоянии более возвышенном.

И «целостность народа» будет вместе с «целостностью Торы» – в полном совершенстве, и посредством этого удостаиваются «целостности земли» – вся Земля Израиля по ее границам, вплоть до окончательного совершенства в этом – «Ки йархив Гавайе Элойкехо эс гвулехо[61]«, посук, который говорит о землях кейни, кенизи и кадмойни, в скором времени в наши дни буквально, с приходом Мошиаха цидкейну.

***

Йуд гимел

После 14 элула приходит 15 элула, что тогда – «каймо сиhро беашлемусо». И несмотря на то, что эта идея есть во всех 15 числах месяца, но, поскольку месяц элул – это «месяц милосердия», и во все дни месяца светят раскрытие тринадцати мер милосердия, — понятно особое достоинство в дне 15 элула, что тогда – «находится луна – месяца элул – в своем совершенстве».

И вот, особый смысл дня 15 элула в наших «далет амот» – это основание ешивы Томхей Тмимим 15 элула 5657 года.

[И понятно, что, прежде всего, нужно начинать с идеи, которая близка к нам именно, — как приводится в книгах уточнение языка «Б-г наш и Б-г отцов наших», сначала – «Б-г наш», и после этого «Б-г отцов наших» (несмотря на то, что по хронологическому порядку логичнее поставить раньше «Элойкей авойсейну», ибо наши отцы были раньше нас), что это потому, что «Б-г наш» – это ближе к нам, чем «Б-г наших отцов». И наподобие этого понятно в отношении 15 элула – что, прежде всего, нужно начать с идеи, которая близка к нашим «далет амойс» – основания ешивы Томхей Тмимим 15 элула].

И это имеет отношение также к свадьбе Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур носи дойрейну тринадцатого элула 5657 года, как известно, что основание ешивы было во время свадебной трапезы, во время семи дней пира.

И в соответствии с этим, 15 элула в этом году исполняется 85 лет со дня основания ешивы Томхей Тмимим, — наподобие того, что говорилось по поводу исполнения 85 лет со дня свадьбы Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур.

И в соответствии с тем, что объяснялось выше, что число 85 указывает на полноту совершенства добра и милосердия, (5 раз «тов»), понятно, что 15 элула этого года добавляется особое достоинство в отношении всех вещей, которые связаны с ешивой Томхей Тмимим, и со всеми ее филиалами, и также в отношении воспитательных учреждений, которые называются другими именами (и также воспитательные учреждения для девушек), которые являются аспектами сыновей и сынов сыновей ешивы Томхей Тмимим.

И несмотря на то, что из года в год есть достоинство «маалин бакойдеш» – но понятно, что достоинство, связанное с числом «85» лет — это более высоким образом, ибо тогда раскрывается и притягивается вниз совершенство аспекта добра и милосердия, 5 раз «тов».

И понятно, что этот аспект зависит от наших дел и нашей работы, и поэтому, счастлива доля и велика заслуга тех, кого носи дойрейну поставил во главе этих мойсдойс, вплоть до центрального мойсада, задача которых – притянуть и раскрыть внизу аспекты, которые есть в раскрытии Свыше, и в особенности, что также внизу уже есть «кейлим» для этого (таким образом, что «гу йехалкелехо», т.е., что Вс-вышний дает также «кейлим»), и посредством наших дел и нашей работы притягивают это в «сосуды» открытым образом, ниже десяти ладоней.

Йуд далет

И вот, когда идет речь по поводу достоинства и добавления в аспектах, связанных с ешивой Томхей Тмимим, понятно, что, прежде всего это должно выражаться в основной идее ешивы – изучении Торы, открытой Торы вместе с пнимиюс Торы.

И как объясняется в известном письме, которое было напечатано к конце контроса «Эц Хаим» (стр. 80 и далее), что намерение в основании ешивы это – «основать место, в котором будут изучать… и заниматься ГеФеС с прилежанием, однако вместе с этим будет над ними хорошее наблюдение, чтобы укоренить в их сердцах корни веры и страха перед Небом.. чтобы познать Вс-вышнего…», т.е., изучение открытой Торы вместе с пнимиюс Торы – «Единая Тора», подобно существованию человека («зойс аТойро – одом»), что есть в нем тело и душа, но это единое целое, и подобно этому в отношении изучения Торы – как известно, что открытая Тора – это подобие тела, и пнимиюс Торы — это подобие души («нишмесо деОйрайсо», как объясняется в Зогар гл. Бегаалойсхо).

И это есть хидуш в основании этой ешивы – ибо до того также те, кто изучали пнимиюс Торы (в одиночку или группами), изучали это в отдельном месте и как отдельную учебу, и поэтому была создана эта ешива – в которой будут учить в одном месте открытую Тору вместе с пнимиюс Торы, и как «Тойро ахас».

И по простому: во время изучения открытой Торы видно по нему, что у него есть «даъ эс Элойкей овихо веавдейгу белейвов шолем», что это есть общая идея изучения хасидизма, знания порядка миров, сфирот и т.д., что посредством этого достигается «веавдейгу белейвов шолем», и как постановляет Рамбам (законы Основ Торы нач. гл. 2) «Каков путь, чтобы любить Его и бояться Его, когда задумается человек о делах Его…», что это есть общая идея молитвы, которая предшествует изучению Торы, как объясняется подробно в Ликутей Тойро гл. Брохо (96, 2) в комментарии на «тфилоси смухо лемитоси». И подобно идее «борху баТойро тхило».

Тес Вов

И следует связать идею соединения открытой Торы и пнимиюс Торы (хидуш ешивы Томхей Тмимим) с датой 15 элула (день основания ешивы), когда «луна находится в совершенстве». И сначала:

В отношении общей идеи Торы есть разделение между действием и учебой – изучение Торы, и действие, приходящее как следствие изучения Торы. И понятно, что полнота совершенства изучения Торы это только когда это изучение приводит к действию, т.е. соединение двух аспектов изучения и действия.

И как это находит выражение также в собственно изучении Торы – «леасукей шмайто алибо дэгилхесо». И как объясняется в контросе Эц аХаим (гл. 29 и далее), до какой степени следует остерегаться ложного пилпуля, т.е., что даже когда изучение идет способом спора, «бемахшаким гойшивани», должен быть пилпуль только истинным способом, для того, чтобы он мог вывести из шмайта правильную Галаху.

И как объясняется в друшей хасидус по поводу двух способов в изучении Торы, хариф умакше, и мосун умасик (Синай и ойкер горим) – что также спорщик должен иметь достоинства спокойно выводящего закон, и наоборот: когда способный спорить и задавать вопросы он также способен изучать спокойно и выводить закон, что сможет найти истинный путь в Торе, его достоинство гораздо выше, чем просто мосун умасик. И это есть достоинство в Вавилонском Талмуде («бемахшаким гойшивани», ор хойзер, хариф и макше, ойкер горим), относительно Иерусалимского Талмуда (ор йошор, мосун умасик, синай) – ибо посредством шакло ветарьо происходит выяснение истинной Галахи, и поэтому Галаха как Бавли относительно Йерушалми (см. Контрос Эц аХаим там же. Сефер аМааморим 5708 стр. 122 и далее).

И вот, общность идеи изучения и действия есть также в самом изучении Торы – открытой Торы и пнимиюс Торы: открытая Тора – тело Торы, подобно аспекту действия в Торе, и пнимиюс Торы, «душа Торы», подобно аспекту изучения в Торе. И в соответствии с этим понятно, что соединение изучения и действия вместе подобно соединению открытой Торы вместе с пнимиюс Торы.

И в соответствии с этим будет понятно связь соединения открытой Торы с пнимиюс Торы с днем 15 элула, когда «луна находится в совершенстве»:

Исроэл считают по луне и подобны луне, и поэтому они «в будущем обновятся подобно ней», и отсюда понятно, что положение и состояние луны в 15 число месяца, «луна находится в совершенстве», указывает на полноту совершенства в положении и состоянии Исроэл, «которые обновятся подобно ней», добавление и увеличение света, вплоть до полного совершенства («луна находится в совершенстве») – в будущем.

И известно, что в будущем будет соединение изучения и действия, Йосеф (изучение) и Йегуда (действие), в полном совершенстве, т.е., что тогда «соединятся оба они, Йосеф и Йегуда вместе в полном и истинном единении… и как сказано «эход боэход йигошу», и это произойдет в будущем» (Тора Ор, Вайигаш 44, 2).

И это есть отношение основания ешивы к 15 числу элула именно – ибо полнота совершенства в соединении открытой Торы с пнимиюс Торы (что это есть цель ешивы) будет достигнуто в будущем, когда положение и состояние сынов Израиля будет в полном совершенстве – «луна находится в совершенстве».

Тес заин

И действие – главное:

Поскольку 15 элула исполняются 85 лет (пять раз «тов») со дня основания ешивы Томхей Тмимим – следует добавить в изучении Торы, открытой Торы вместе с пнимиюс Торы, которым предшествует работа молитвы, и посредством этого добавляется также в исполнении заповедей, ибо изучение приводит к действию.

И поскольку о Торе сказано «дерево жизни она для тех, кто держится за нее, и поддерживающие ее счастливы» – понятно, что должно быть особое добавление также у тех, кто поддерживает эту ешиву.

И наоборот: есть особое достоинство в тамхин дэОйрайсо, — как понятно из слов Зогара (ч. 3 53, 2) «весоймхейго меушор, не читай меушор, а читай мейройшой», это те, кто поддерживают Тору от головы его…» (как приводит Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур в маамаре (Сефер а-мааморим 5699, стр. 68)).

[И следует отметить, что «меройшой» имеет особое отношение к Рош аШоно, и по ашгохо протис произошло основание ешивы (которая поддерживается посредством «тоймхего меушор») – 15 элула – в дни подготовки к Рош аШоно].

И понятно, что нет необходимости ждать до 15 элула, но могут и должны заниматься всеми вышесказанными делами начиная от 14 элула (канун 15 элула), ибо «зризин макдимин», и общая идея в этом деле должна быть «каждый кто увеличивает – прославлен».

Йуд заин

В продолжении вышесказанного в отношении 15 элула – есть особая идея в шиур хумаш этого дня – пятый день главы Товой:

В начале шиур хумаш 15 элула говорится: «йитен Гавайе эс ойвехо а-комим олэхо нигофим лефонэхо, бадэрех эход йейцъу эйлэхо увашивъо дрохим йонусу лефонэхо».

И объяснение в этом в служении человека:

«ойвехо» укаызвает на йецер hоро — дурное начало, которое есть духовный «враг и мститель», и про это сказано: «семью путями убегут перед тобой» – ибо основа служения – это с помощью семи мидойс.

И вот, работа способом «йонусу лефонехо» – это работа искафья, что есть существование йецер горо, но его существование – способом «йонусу лефонэхо»; и после этого – приходит работа исгапхо, «бехол левовхо – бишней йецорехо», т.е., что йецер горо переворачивается в добро, и подобно тому, что сказали Разал (Сангедрин 59, 2) что в начале творения (перед грехом) нахаш кадмойни был «шамаш годол», и тем более и тем более после полного исправления греха (подобно достоинству в служении баалей тшуво перед служением цадиким).

И общая идея этой работы («убегут перед тобой», искафья, что ее совершенство – это исгапхо) относится в особенности к месяцу элул – как объясняется в книгах АриЗаля (Ликутей Тойро начало гл. Тейцей), что то, что сказано «И будет оплакивать ее отца и ее мать месяц дней» говорит о месяце элул, месяц раскаяния, и в этом плаче (в работе тшувы) включается также аспект плача от радости, со стороны исхода из плена, что это связано с работой исгапхо.

[И понятно великое достоинство бхио шел симхо – подобно тому, что мы находим про рабби Акиву, что когда он изучал тайны Торы в Шир аШирим, из его глаз потекли слезы (Зогар ч. 1 98, 2), т.е. слезы радости и наслаждения.

И поскольку «кулгу алиба дэРабби Акива», понятно, что это дает силы каждому и каждому из Израиля, чтобы он мог достичь этого аспекта.

И особенно, когда его учеба в Торе проникнута «великим правилом Торы» – «люби ближнего своего как самого себя» – в соответствии с приказанием и несинас коах рабби Акивы,

[и «как себя самого» именно, и по простому: также как он «мелатеф» самого себя, также он должен быть «мелатеф» другого, т.е. что благословляет его и говорит с ним всеми языками симпатии и любви, и более того: свой хешбон знает каждый и каждый и т.д., но в отношении хешбон другого человека – человек не знает, что в сердце его товарища, и поэтому – «не суди своего товарища, пока не достигнешь его места», и «суди всякого человека в сторону оправдания», и в соответствии с этим – безусловно, следует относиться к другому с любовью и т.д.

И поведение «люби ближнего как себя самого» – это таким образом, что Вс-вышний свидетельствует о нем, что он исполняет заповедь «люби ближнего своего как себя самого»,  — как говорится в окончании посука – «ани Гашем», поскольку это вещь, переданная сердцу человека (см. Раши Кдойшим 19, 14).

И когда он становится пронизанным «великим правилом Торы» («люби ближнего своего, как себя самого»), тогда ему даются особые силы, чтобы прийти к постижению тайн Торы, посредством того, что он изучает тайны Торы рабби Акивы, из глаз которого текли слезы, когда он учил их].

Йуд хес

И вот, посредством аспекта «йонусу лефонехо» в духовной работе, т.е., устранение общей идеи «наших грехов» – устраняется общая идея изгнания (следствие «наших грехов»),

и также когда находятся в последние моменты времени изгнания – то, несмотря на то, что все еще властвует двойная и удвоенная тьма времени изгнания, и еще нужно ждать несколько секунд, пока исполнится обещание «кейц сом лахойшех» во время истинного и полного избавления, тем не менее, уже достигается аспект «семью путями убегут от тебя» по простому смыслу!

Это значит: здесь не идет речь о лишении жизни кого бы то ни было, хас вешолом, но о действии «семью путями убегут от тебя» – в море, в воздухе (выше десяти ладоней), и на суше, и на самой суше – несколькими путями, и главное – что «убегут от тебя».

 И как говорится в псуким после этого: «и будут видеть все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебе, и убоятся тебя», т.е., что когда еврей идет с твердостью Вс-вышнего, вплоть до того, что «все народы земли» видят материальными глазами что «имя Вс-вышнего названо на тебя», — тогда «и убоятся тебя», и, само собой, «семью путями убегут от тебя».

И более того: не только, что «семью путями убегут от тебя» из-за сильного страха перед сынами Израиля (страх оружия, но внутри него – страх перед Вс-вышним, ибо это не «сила моя и мощь моей руки», хас вешолом, но сила и мощь Вс-вышнего), но «и убоятся тебя» – страх, порождающий уважение, ибо они увидят, что «Имя Вс-вышнего названо на тебе», и как следствие этого – они переворачиваются в друзей и помощников (не только, что «убегут от тебя») подобно тому, как сказано «вегойу млохим оймноих весоросейгем мейкикойсаих».

Йуд тес

Вышесказанное – это вещь, которая особенно актуальна – в самые последние дни:

Есть такие, которые говорили, что сейчас уже можно спать спокойно, ибо все устойчиво и стабильно – есть настоящий стабильный мир, и весь мир полностью находится в состоянии мира, подобно обещанному «не поднимет народ на народ меч», как это должно быть перед приходом Мошиаха.

Но – в самые последние дни мы видим практически, что ситуация совершенно противоположна: насколько было положение «царства враждуют друг с другом» до сих пор – но в самые последние дни добавилось еще больше во вражде царств друг с другом!

И также мы видим практически и особенно в последние дни, — что нельзя полагаться на народы мира: «ал тивтеху биндивим уввен одом шээйн лой тшуо»!

И поэтому, евреи должны идти с силой Вс-вышнего, и так, чтобы «видели все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебя»! Евреи должны подчеркнуть и объявить, что «бешем Элойкейну нидгойл», и «бешейм Элойкейну назкир», и поэтому они говорят и ведут себя так и так! И когда народы мира видят, что «имя Вс-вышнего названо на тебя», тогда «и убоятся тебя», поскольку они знают, что еврей – посланий Вс-вышнего!

Это значит: здесь не идет речь о том, как находится душа (аспект йехидо в душе) в мире Ацилус, но когда душа одевается в материальное тело, и когда он разговаривает на языке народов, — тем не менее, его речь должна быть таким образом, чтобы было видно, что «имя Вс-вышнего названо на тебя»: прежде всего, нужно знать, что он – посланник Вс-вышнего, и все его действия – это по поручению В-свышнего, — сила и мощь руки Вс-вышнего, но, поскольку Вс-вышний хочет, чтобы каждое дело было сделано естественным путем, поэтому он держит в своих руках оружие, но в отношении практического действия – нет никакой необходимости пользоваться оружием, ибо когда «увидят все народы земли, что имя Вс-вышнего названо на тебе», тогда «и убоятся тебя», и не только, что «семью путями убегут от тебя», но, более того, они переворачиваются в друзей и помощников.

И когда идут этим путем (показать открыто, что «имя Вс-вышнего названо на тебя») – достигается «и будут цари оймноих…» также, когда находятся в конце времени изгнания.

Коф

(перевод будет продолжен им йирце гашем)

 

 

 

 

 



[1] Праздничное собрание

[2] «большой дом»

[3] «годол» – большой, объясняется здесь от языка «мегадлин» – выращивают» (прим. переводчика)

[4] «Каждый человек товарищу своему помогут»

[5] посланник

[6] «Посланник человека подобен ему самому»

[7] в оригинале: «клипа» – букв. «кожура» – синоним противоположности Святости (прим. переводчика)

[8] любовь евреев друг к другу

[9] единство евреев

[10] Ребе Райац, Предыдущий (Шестой) Любавичский Ребе

[11] праздничное собрание

[12] ангел Михаэль

[13] «Я – другу моему, и друг мой – мне»

[14] «Осветит Вс-вышний лицо Свое к тебе» (Из благословения коганим)

[15] противоположно «мошол» – пример; «нимшол» – то, на что приведен пример

[16] «тем более и тем более»

[17] букв. «цепочка». Многоступенчатая система опускания и редуцирования Б-жественности

[18] «Во множестве народа – величие царя»

[19] причина

[20] «Не трогайте Моих Мошиахов»

[21] собрание

[22] «(Благослови нас, отец наш), всех вместе, как один» (из молитвы)

[23] свадьба

[24] «добро»

[25] милость

[26] Мн. число от «хесед»

[27] Кодекс религиозных законов

[28] Храм

[29] «соединены начало и конец»

[30] «время нашей радости»

[31] «одним узлом я связан, за него держусь я, в нем горю я»

[32] связь

[33] единство

[34] разрушение (Храма)

[35] Высший уровень души

[36] Единственный

[37] знак

[38] приравнено к деньгам

[39] «колдовал и подстрекал…»

[40] существование

[41] идолопоклонство

[42] не дай Б-г

[43] Противоположная сторона

[44] «Пришел в город – поступай по его законам»

[45] первые (мудрецы после Талмудической эпохи)

[46] «на самом деле – нет»

[47] сомнение

[48] «упрекая упрекай (своего ближнего)»

[49] исполнение со всей тщательностью

[50] «люби ближнего своего как себя самого»

[51] «И прийдут на тебя все эти благословения и настигнут тебя»

[52] «Писание не выходит за пределы буквального смысла»

[53] «не желает благословения»

[54] миссия

[55] наш небесный Отец

[56] «Благословлю благословляющих тебя»

[57] благословение коганим

[58] «добрая запись и добрая печать»

[59] «добрая запись и добрая печать, окончательная добрая печать, для доброго и сладкого года, в явном и раскрытом благе, ниже десяти ладоней»

[60] «большое общество вернутся сюда»

[61] «Когда расширит Вс-вышний, Б-г твой, границы твои»