Речь идет о разрушении Храма и смысле этих дней перед 9 ава. Читают эти отрывки в Талмуде, обсуждают, думают, что это значит сегодня, и т.д.
Рав Арье Нахум Гринберг сказал нечто очень важное, на мой взгляд. Он сказал, что есть две традиции в иудаизме, два пути. Есть путь Ашкеназ и есть путь Сефарды, есть ашкеназская традиция и есть сефардская традиция.
Ашкеназская традиция, как правило, считает, что самое правильное – это погибнуть во имя Небес. Была масса таких ситуаций и в Европе, и в России, и в Украине, масса ситуаций кровопролития, связанного с самопожертвованием. Ашкеназская традиция всегда говорила, что самое правильное, что нужно сделать в ситуации, когда ставится вопрос – или переменить свою веру, или отдать жизнь за веру – ашкеназская традиция, т.е. европейская традиция говорит, что лучше погибнуть, чем принять чужую веру.
Удивительно, как он показывает здесь на этом уроке, что есть совершенно другой подход. Я понимаю, что это разные ситуации, принципиально разные ситуации. И поэтому сефардская ситуация отличается от ашкеназских ситуаций.
И тем не менее, сефардская традиция, начиная от Рамбама, говорит о том, что если есть вопрос: что лучше – погибнут за веру или видимо, внешне переменить веру, но остаться внутри себя в иудаизме – Рамбам говорит, что лучше идти так. Рамбам говорит, что лучше притворно принять (там речь шла о мусульманстве), внешним образом принять чужую веру, но остаться в живых. Это традиция сефардской общины.
Рав Арье Нахум Гринберг говорит:
«Как человек должен себя вести в ситуации, когда вопрос – переменить веру или отдать жизнь? Ашкеназская традиция – это начиная с времен, когда были Крестовые походы. В Талмуде тоже есть эти две позиции. Одна из позиций – те, кто рассказывают о том, как во времена разрушения Храма люди погибли во имя своей веры. Есть бесконечное количество таких историй. Люди, семьи, общины гибли во имя Небес. Родители, которые убивали своих детей перед тем, как совершить собственное убийство, но только не принять, не дай Бог, чужую религию. Целые общины погибли. Это называется Кидуш Ашем, традиция погибнуть за веру Ашема».