О религиозном обновлении. Милость и суд (Карлебах). 2 окт 2022

Последнее время, последние дни я ощущаю такой жесткий диссонанс между классическим иудаизмом, давайте назовем его так, и какой-то обновленной версией, которую предлагает Штейнзальц, которую предлагает Карлебах. Просто разрывает меня на части.

Они делают умно, они не подчеркивают революционности своих идей, так же как это делал Баал Шем Тов в свое время. Он не кричал на каждом углу, что вот мы все старое отменили и теперь у нас совсем новый иудаизм. И без этого хватало войны.

И похоже, что те, кто сегодня занимаются религиозным обновлением, еще раз, как я говорю, Штейнзальц или, как я могу предложить, Карлебах, Шагар, которого последнее время мы начали много читать. Они, конечно, наоборот, они всячески подчеркивают, что мы тот же самый иудаизм, мы ничего не меняем, мы ничего не обновляем. Но когда все-таки доходит, насколько это вообще другой взгляд на вещи, то просто нет слов.

Гвурот.

Есть две основных меры – хесед и гвура. Обе они важны. Хесед – это делание делать добро. Конечно, это самое главное. Тора начинается с добрых дел и завершается добрыми делами. Так написано в трактате «Сота».

Вместе с этим, в нашем мире невозможно действовать и исправлять мир без гвура, без суда. Он говорит: глубина – это гвура. Гвура требуется, прежде всего, когда человек исправляет себя самого, и потом в исправлении тех, за кого он отвечает. И вот цитата из рав Кука, которая связывает эти две вещи вместе: «Само желание быть благим, без всякого ограничения в этом мире, как количественно, так и качественно, - это большая внутренняя проблема сущности души еврейского народа».

(Ничего себе. Т.е. желание евреев сделать хорошо всем здесь и сейчас – это большая проблема. Очень интересно).

Это мы получили по наследству. Это желание творить добро. Это чувство творения добра – чем оно глубже и чем оно больше, тем больше оно должно быть короновано великой мудростью и великим судом.

Чем больше ты хочешь облагодетельствовать все человечество, тем больше мозгов должно быть там и тем больше суда должно быть там.

Для того, чтобы понять, как это реализовать во всем его многообразии.

Это написано в Орот Исраэль.

Сердце должно быть полно милости, но для того, чтобы его реализовать правильным образом, требуется большой ум и большой суд.

*

Реб Шломо был ребе для хиппис 60-х годов, они к нему тянулись и он тянулся к ним. И основное качество хиппис, кроме того, что это было восстание против жесткости и нацеливания на достижение американского общества, но, безусловно, ими двигало тоже качество хесед: что называется, свободная любовь, отказ от личного имущества, медитация, музыка, наркотики. Т.е. это был полный хесед.

Запись опубликована в рубрике: .

Плейлисты: ,