Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 7

Игерес а-койдеш гл. 7

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ СЕДЬМОЕ

"Счастливы мы! Как хороша наша доля, как прекрасно, что нам досталась такая судьба!.."[1]; "[Служение] Г-споду  –  доля моя, удел мой… [счастливый] жребий выпал мне…"[2].

Для того, чтобы понять смысл слов "наша доля", "жребий", [которыми мы определяем нашу связь со Всевышним], необходимо прежде всего уяснить себе смысл фразы, часто встречающейся в высказываниях наших учителей, благословенна их память: "Нет у него доли в Б-ге Израиля"[3]. На первый взгляд кажется, что слово "доля" невозможно употребить по отношению к Б-гу[4], благословен Он: ведь Всевышний неделим; не дай Б-г подумать обратное! [Почему же оно тем не менее употреблено?]

Это станет ясным из [объяснения] сказанного [в Торе] о Яакове: И [Яаков] назвал Его [Всевышнего] "Эль" [- Б-г], Б-г Израиля[5]. Смысл этих слов следующий. Одно из имен, [которые дали] Всевышнему [наши мудрецы],  –  "Святой Творец, благословен Он"[6],  –  отражает суть Творца [и Его отношение к созданному Им]. Хотя Он пронизывает все миры, верхние и нижние, от наиболее совершенного и до [нашего] материального мира включительно, как написано: "…Ведь Мною пронизаны небо и земля…"[7]  –  Им Самим, сутью Его, Его субстанцией, а не только славой[8],  –  Он недоступен и недосягаем для [творений] высших и низших [миров], они принципиально неспособны влиять на Него, сама мысль о такой возможности еретична; Его отношения с мирами совершенно иные, чем, скажем, связь души с телом, в котором она пребывает и влиянию которого подвержена. Подробно об этом говорится в другом месте[9] .

Поэтому все сотворенное Им не может получать жизненную энергию непосредственно из сути Его, квинтэссенции Его природы,  –  [энергию эту передает мирам лишь отсвет этой сути, подобно тому, как солнечный свет, несущий жизнь земле, дает представление о своем источнике; а отсвет сути Всевышнего  –  не что иное как имя Его], а распространение энергии, дарующей жизнь, которую Святой [Творец], благословен Он, изливает в миры,  –  одно из проявлений Его имени[10]", которое, подобно лучу света, проникает в них, оставаясь при этом единым с Его сутью. Как написано: "…Ибо лишь имя Его превознесено надо всем…"[11]; только сияние "славного [имени] Его  –  на земле и на небе"[12].

Этот свет наполняет собой верхние и нижние [миры] и связан с ними напрямую, давая им жизнь; он становится их внутренней-сутью, что происходит после прохождения им целого ряда промежуточных этапов, на которых он максимально редуцируется но разным параметрам в последовательном нисхождении со ступени на ступень, каждая из которых берет свое начало в предыдущей. В самые совершенные миры поток этого света изливается совершенно неограниченно и заполняет их целиком, неся жизнь бесчисленному множеству духовных сущностей, недоступных нашему постижению, как о том написано в книге "Идра раба"[13]. [Несмотря на то, что в высших мирах этот поток ничем не ограничен,] он, изливаясь в нижние миры и поэтапно редуцируясь, чтобы передать жизненную силу как абстрактным творениям, так и объектам, находящимся в процессе формирования, и уже сформированным духовным сущностям[14], разделяется на шестьсот тринадцать лучей, что соответствует числу заповедей Торы. Исполнение каждой из них [в нашем, физическом мире] инициирует проникновение в него определенного луча из шестисот тринадцати, на которые разделяется поток света, изливающегося в миры из бесконечного [Источника] света Всевышнего, благословен Он,  –  Эйн Соф. Лучи эти несут [Б-жественный] свет душе человека, которая, [в свою очередь], состоит из [шестисот тринадцати компонентов, соответствующих] двумстам сорока восьми частям [тела] и тремстам шестидесяти пяти [его] жилам. Душа человека является основной и конечной целью проникновения этого изливающегося в нижние миры света, предназначенного и для абстрактных творений, и для формирующихся объектов, и для уже сформированных духовных сущностей,  –  ибо, как известно, человек  –  венец творения.

Шестьсот тринадцать лучей, на которые разделяется поток света,  –  это не лучи в буквальном смысле, а, скорее, пучки бесчисленного множества лучей, [составляющих этот поток в нижних мирах]. Точно так же каждая из шестисот тринадцати заповедей включает в себя массу разъяснений, связанных с ее исполнением и [освещающих] несметное количество разнообразных ситуаций[15], которые могут при этом возникнуть. Именно это имели в виду наши мудрецы, толкуя слова царя Шломо[16]: "шестьдесят цариц"  –  это шестьдесят трактатов [Талмуда], "бесчисленное множество девушек"  –  детальные указания, как именно следует исполнять заповеди [Творца][17]. Во всех этих разъяснениях воплощена воля Всевышнего. Точно так же, как в Торе [существует шестьсот тринадцать заповедей, каждая из которых предусматривает бессчетное количество гипотетических ситуаций, которые могут возникнуть в процессе ее исполнения, и содержит в себе соответствующие разъяснения,  –  ] и "надиндивидуальная душа" еврейского народа, [общность душ, из которых он состоит, подразделяется на шестьсот тринадцать основных компонентов. А те, в свою очередь, состоят из бесчисленного множества искр духовности, являющихся сутью индивидуальной души каждого еврея]. Душа первого человека  –  Адама  –  представляла собой именно такую "надиндивидуальную душу", включавшую в себя души всех евреев всех будущих поколений. Она состояла из шестисот тринадцати главных компонентов, соответствовавших двумстам сорока восьми частям человеческого тела и тремстам семидесяти пяти жилам в нем; эти шестьсот тринадцать компонентов, в свою очередь, состояли из несметного количества искр духовности  –  душ всех евреев, которые должны появиться в этом мире, со времен наших праотцев и сыновей Яакова до конца эпохи Машиаха. Ведь только тогда, [после прихода Машиаха], исполнится то, о чем написано: "И будет сынов Израиля как песчинок на морском берегу, и невозможно будет пересчитать их и исчислить…"[18], ибо "так много их будет"[19].

[В Талмуде сказано:] "Лицо нашего праотца Яакова своей красотой и правильностью черт напоминало лицо Адама"[20]. [Согласно учению хасидизма, здесь подразумевается, что и душа Яакова была родственна душе Адама.] Ибо праотец Яаков, [исхитрившийся получить благословение своего отца Ицхака, тем самым] восстановил связь [между Б-жественным светом и материей], прерванную в результате греха, совершенного Адамом[21]. Душа [Яакова] тоже представляла собой "надиндивидуальную душу", включавшую в себя души всех евреев  –  от начала и до конца веков[22]. Яаков был [воплощением того, что называется] "меркава"[23], для Торы, которая именуется также "Адам" [- в этом имени содержится намек на связь человека с Торой]. Об этом написано [в книге пророка Йехезкеля, которому было дано увидеть воплощение Б-жественного замысла  –  Адама и Тору  –  как единое духовное целое, а также духовный образ Яакова, реализовавшего этот замысел]: "…Над троном, символом [величия Всевышнего], было нечто, [открывшееся мне] как [сущность] Адама…"[24]. [На то,-что Яаков был призван реализовать Б-жественную идею, воплощенную в Торе], указывает и [следующее толкование] сказанного в книге Рут: "…Именно она была сутью души Израиля"[25]. [В Талмуде разъясняется:! Слово "она" указывает на Тору, и ни на что иное[26],  –  [на Тору,] которая была вложена в душу основателя [рода] Израиля и стала ее неотъемлемой частью. [Как уже говорилось выше], душа его включала в себя души всех израильтян, которым предстояло когда-либо родиться. Теперь становится ясным, почему [Яаков] назвал[27] Его [Всевышнего] "Эль" [- Б-г], Б-г Израиля". Имя Всевышнего "Эль" указывает на [свойственную Ему доброту, благодаря которой на душу Яакова ложится] отблеск бесконечного света  –  Эйн Соф  –  [Творца], благословен Он, [света], скрытого Им [в Торе]. Душа [Яакова] восприняла этот свет, как о том написано: "Господь, Источник доброты, ниспослал нам свет…"[28]. И вслед за Яаковом все прямодушные[29] [сыны Израиля], изучающие Тору и исполняющие заповеди, удостаиваются света Всевышнего, Эйн Соф, благословен Он; и свет этот воспринимается их душой, в наиболее полной и яркой форме проявляясь в ней во время молитвы, ибо в этот час они в наибольшей степени постигают разумом и ощущают сердцем суть этого света, как о том сказано в другом месте[30].

Но несмотря на то, что [свет] Торы и ее законов дарован всем евреям в целом и каждому из них в отдельности, чтобы они могли в одинаковой мере воспринимать его при исполнении любой заповеди, а также при изучении любого раздела Торы,  –  не все души, находящиеся на одном из своих уровней: нефеш, руах или нешама,  –  ощущают этот свет в равной степени. Восприятие ими его зависит от исторического периода, в который жил человек, а также от сроков [существования его души в этом мире, установленных Всевышним,] и от того, суждена ли ей реинкарнация. Как говорили [о неравнозначном отношении человека к исполнению разных заповедей] наши учители, благословенна их память, [в Талмуде]: [Рав Йосеф, сын Хии, спросил рава Йосефа, сына Рабы:] "Какую заповедь твой отец исполнял усерднее всего?". [Ответил ему тот:] "Заповедь о цицит"[31]. И в каждом поколении есть особое отношение к [духовному значению] определенных заповедей[32]. Подобно тому, как организм человека состоит из множества компонентов, каждый из которых исполняет особую функцию,  –  как, например, глаз  –  орган зрения, а ухо  –  орган слуха,  –  и в каждой заповеди Торы есть свой, индивидуальный сгусток света, исходящего от Эйн Соф  –  бесконечного света Всевышнего, благословен Он. И хотя [известно из Кабалы, что] каждая еврейская душа должна прийти в этот мир, чтобы исполнить все шестьсот тринадцать заповедей Торы и для этого [душам приходится зачастую] пройти реинкарнацию, [- особая связь между отдельными душами и определенными заповедями Торы существует, и] от людей требуется уделять их соблюдению большее внимание, исполняя их с максимальным старанием, скрупулезностью, усердием и энтузиазмом [и вкладывая в это] гораздо более сильные и возвышенные [чувства], чем при соблюдении всех остальных заповедей. Теперь будет еще понятней смысл вопроса: "Какую заповедь твой отец исполнял усерднее всего?". [Спрашивавший имел в виду именно это:] какую заповедь исполнял Раба не с обычным для себя, а с особым усердием? Эта особая связь отдельных душ с [определенными заповедями и] с индивидуальными сгустками света, которые они несут, не имеет рационального объяснения, она недоступна осмыслению и постижению, разумом не познать ее. Смысл ее известен только Всевышнему. [Распределение Творцом Б-жественного света, которое выше понимания Его созданий,] имеет своим аналогом в физическом мире распределение чего-либо по жребию[33]!

К посланию седьмому

[1]   Цитата из утренней молитвы. См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 17.

[2]   По Тегилим, 16:5,6. Приведенный выше отрывок из молитвы составлен по мотивам этих стихов. Метафизический смысл слов "удел мой" можно уяснить из книги Тания, часть 1, гл. 18.

[3]   Мидраш Танхума, конец главы Тазриа. Указанный источник  –  единственный, где фраза приводится именно в такой форме. В других местах она приводится с небольшими изменениями. Очевидно, автор имеет в виду слова "…доли… в Б-ге Израиля". Алтер Ребе не желает цитировать те места, где сказано такое о многих, во множественном числе: "у вас", "у них"  –  и т. п. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[4]   Слово "доля" можно употребить по отношению к кому-либо или к чему-либо комплексному, составному. Существование элементов, составляющих кого-либо или что-либо, предшествовало этому субъекту или объекту. Существованию Б-га ничто не предшествовало; Он  –  извечный. Он  –  начато всего, поэтому Он  –  абсолютная целостность и всеединство. Хотя в книге Тания сказано, что Б-жественная душа  –  элемент Его Самого (см. часть 1, гл. 2), сущность ее выше всего того, что может представить самый совершенный и абстрактный интеллект. Имеются и другие объяснения тому, что душа определяется как часть Б-га. Здесь же вопрос ставится на основе логических и философских предпосылок.

[5]   По Брейшит, 33:20. По комментарию Раши, Яаков назвал Всевышнего именем Эль  –  Б-гом Израиля. Однако в Талмуде (Мегила, 18а) эта фраза объясняется так: И назвал его [Яакова] Б-г Израиля  –  "Эль". Если имеется в виду, что Яаков назвал Всевышнего "Эль [Б-г], Б-г Израиля", то непонятно, почему он дважды повторяет слово "Б-г". Рамбан пишет в своем комментарии к Брейшит, 33:20, что. эта трактовка содержит великую тайну Б-жества. В этом стихе возникают три вопроса. 1) Во всей главе Ваишлах (Брейшит, 32:4-35:9) наш третий праотец называется Яаков; хотя ангел сообщил ему, что в будущем Всевышний наречет его именем Исраэль, этого еще не произошло. Почему же здесь встречается имя Ис-раэль? 2) Какое отношение имеет первая часть этого стиха, где сказано, что Яаков соорудил жертвенник, ко второй его части, приведенной в послании? 3) Какую мысль хотел выразить Яаков тем, что назвал Всевышнего Б-гом Израиля? Ведь это и так понятно. (Из примечаний последнего Любавичского Ребе к этому посланию.)

[6]   "Святой"  –  означает абсолютно трансцендентный мирозданию. "Благословен [Он]"  –  на иврите барух  –  означает также "нисхождение". Он опускается до уровня мироздания и нисходит в него. Имена Б-га тождественны Ему Самому. См. Тания, часть 2, гл. 8, 9.

[7]   По Ирмеягу, 23:24.

[8]   Ведь также сказано (Йешаягу, 6:3): "Свят… Г-сподь Воинств! Вся земля полна славы Его!". Можно предположить, что автор намекает на свою концепцию о присутствии Всевышнего в мироздании, которую он излагает в гл. 7 второй части этой книги.

[9]   Очевидно, в гл. 42 первой части этой книги. Подробно автор говорит об этом в своей книге Ликутей Тора (стр. 216), комментирующей книгу Шир гаширим.

[10]   Тот аспект Творца, в котором Он соотносится с мирами, и есть Его имя. Оно подобно имени человека, которое дает ему возможность контактировать с другими людьми. Свет Его и имя Его  –  понятия в определенном аспекте идентичные. Это подробно рассматривается в учении Хабада.

[11]   По Тегилим, 148:13. См. прим. 6. По трактовке автора, этот стих намекает на то, что и имя Его недоступно творениям, ибо оно тождественно Ему. Лишь "сияние" имени воплощается в мирах.

[12]   По Тегилим, 148:13.

[13]   Книга, вошедшая в Зогар как его составная часть.

[14]   Автор намекает на три этапа излияния этого потока света в три мира: а) абстрактным творениям в мире Бриа; б) объектам, находящимся в процессе формирования в мире Йецира: в) уже сформированным духовным сущностям в мире Асия.

[15]   С точки зрения иудаизма законы Торы актуальны в одинаковой степени во все времена и во всех местах земного шара. В какую бы жизненную ситуацию человек ни попадал, какие проблемы ни возникали бы у него, он всегда и везде может найти в Торе указания, как ему поступить.

[16]   По Шир гаширим, 6:8. Книгу Шир гаширим составил царь Шломо. Все ее содержание толкуется комментаторами и мудрецами Талмуда как аллегория.

[17]   Мидраш Шир гаширим раба, 6:14. В своей книге Ликутей Тора, раздел Шир гаширим, 386^426, автор подробно объясняет метафизический смысл этого толкования наших мудрецов. Вкратце можно сказать следующее: Устная Тора, основа которой  –  шестьдесят трактатов,  –  внутренний аспект сфиры Малхут. Эта сфира имеет отношение к речи Всевышнего, исходящей из Его уст, отсюда и название "Устная Тора". А поскольку "Малхут" означает "царство", трактаты Талмуда названы "царицами". "Бесчисленное множество девушек"  –  на иврите аламот эйн миспар. Слово альма (ед. ч.) означает как "девушка", так и "нечто скрытое, невыявленное". Алтер Ребе связывает оба значения этого слова путем довольно сложных ассоциаций. Глубинный смысл детальных указаний, касающихся исполнения заповедей, не может быть полностью выявлен с помощью человеческого разума. Если бы до нас не дошли слова законоучителей об этих детальных указаниях, то даже зная общие положения закона, мы бы могли прийти путем логических рассуждений к иным выводам. Кроме того, невозможно дать указания на все случаи жизни. Однако такие указания содержатся в Устной Торе в скрытой форме, и задача ученых  –  их выявить.

[18]   По Гошеа, 2:1.

[19]   По Брейшит, 16:10.

[20]   Бава мециа, 84а.

[21]   Так пишет автор в своей книге Тора ор, стр. 216. Подобно тому, как Змей хитростью и обманом заманил Хаву и Адама в путы греха, и исправить последствия этого греха можно лишь путем хитрости и обмана.

[22]   Душа Адама включала в себя Б-жественные души людей всех поколений. По изначальному замыслу Всевышнего, души всех людей должны были составить органическую единую систему в форме человеческого тела, развивающуюся во временной последовательности от сотворения Адама и до конца веков. Причем души людей каждого поколения находились на определенном уровне этой системы. Например, души первых поколений соответствовали как бы клеткам мозга  –  они закладывали основу всей будущей истории. В результате грехопадения Адама эта система распалась, а потом была частично восстановлена Лаковом. Она перестала быть универсальной и ныне включает в себя только души евреев и праведников среди других народов. Со времен Яакова все души евреев заключены в его душе, и только его потомки составили еврейский народ. См. Тания, часть 1, гл. 2.

[23]   Букв, "гужевой транспорт", здесь  –  конь, который подчиняется воле наездника и несет его на себе.

[24]   По Йехезкель, 1:26.

[25]   Рут. 4:7. Буквальный перевод цитаты таков: "И это [было принято] с давних времен в Израиле…". Слово лефаним означает как "с давних времен", так и "внутри". Израиль  –  это Яаков.

[26]   Авода зара, 26. Согласно этой трактовке, стих звучит так: "Тора была внутри [души] Израиля…".

[27]   Назвал подобно тому, как люди называют друг друга по имени, привлекая внимание к себе.

[28]   По Тегилим, 118:27.

[29]   По Тегилим, 94:15. Слово Исраэлъ раскладывается на две составные: яшар ("прямой") и эль.

[30]   См. Тания, часть 4, посл. 24.

[31]   Шабат, 1186. Книга о реинкарнации объясняет особое усердие некоторых мудрецов при исполнении определенных заповедей тем, что они знали духовную предысторию своей души и им было известно, исполнения каких именно заповедей недоставало ей в предыдущих воплощениях. В этом послании объясняется, что особое старание в исполнении определенных заповедей связано с историческим периодом, в котором живет человек, а каждому периоду соответствуют определенные уровни органической системы душ. Однако здесь нет противоречия: сказанное относится ко всем душам, как к "новым", так и уже побывавшим в этом мире. При реинкарнации место души человека в органической системе душ меняется. Человек, душа которого претерпела реинкарнацию, должен исполнять определенные заповеди более усердно еще и по причине того, что обладателю этой души в ее предыдущем воплощении не удалось их исполнить. (Из объяснений последнего Любавичского Ребе.)

[32]   Исполнение заповедей не только влияет на личность исполнителя, но имеет и глобальное значение. Каждому поколению предназначена Всевышним особая роль, ибо движущая сила истории  –  решение Б-га. Например, в период составления Талмуда большое значение имела заповедь изучать и постигать Тору. Люди последующих поколений не обладали и не обладают столь могучим интеллектом, позволяющим им проникнуть в глубину Торы, их задача  –  совершать добрые дела, помогать нуждающимся. Во времена Храма особо важными были заповеди о жертвоприношениях, в более поздний период  –  заповедь о молитве, и т. п.

[33]   Жребий  –  символ того, что Б-жественное  –  выше разума. Распределению чего-либо по жребию подобно и распределение местонахождения душ в их органической системе. То, что одна душа находится на уровне головы, а другая  –  на уровне стоп,  –  жребий, выпавший для них. Это отнюдь не свидетельствует об их духовных достоинствах. Исторический период жизни душ в этом мире также распределяется по жребию. Из всего сказанного в этом послании следует: метафизический смысл понятия "доля" относится к тем аспектам Б-жественного света Торы и ее заповедей, которые в одинаковой степени могут привлечь к своей душе и в миры все евреи, и Всевышний поставил перед ними эту универсальную цель. Слово "доля" может означать одинаковые части, элементы чего-либо. Жребий же используют для того, чтобы распределить отличающиеся друг от друга части чего-либо, исключая, таким образом, возможность обиды "обделенного" и т. п. Подобно этому и метафизический смысл слова "жребий" означает те аспекты Б-жественного света, которые открываются и озаряют лишь отдельные души, но человек не может задать вопрос, почему другой, а не он удостоился этого света, ибо жребий выше разума.

פרק ז

אשרינו מה טוב חלקנו ומה נעים גורלנו כו’ ה’ מנת חלקי וכוסי וגו’. חבלים נפלו לי וגו’. להבין לשון חלקנו וגורלנו צריך לבאר היטב לשון השגור במארז»ל אין לו חלק באלהי ישראל כי הגם דלכאורה לא שייך לשון חלק כלל באלקות יתברך שאינו מתחלק לחלקים ח»ו. אך הענין כמ»ש ביעקב ויקרא לו אל אלהי ישראל פירוש כי הנה באמת הקב»ה כשמו כן הוא כי אף דאיהו ממכ»ע עליונים ותחתונים מרום המעלות עד מתחת לארץ הלזו החומרית כמ»ש הלא את השמים ואת הארץ אני מלא אני ממש דהיינו מהותו ועצמותו כביכול ולא כבודו לבד אעפ»כ הוא קדוש ומובדל מעליונים ותחתונים ואינו נתפס כלל בתוכם ח»ו כתפיסת נשמת האדם בגופו עד»מ כמ»ש במ»א באריכות. ולזאת לא היו יכולים לקבל חיותם ממהותו ועצמותו לבדו כביכול רק התפשטות החיות אשר הקב»ה מחיה עליונים ותחתונים הוא עד»מ כמו הארה מאירה משמו יתברך שהוא ושמו אחד וכמ»ש כי נשגב שמו לבדו רק זיוו והודו על ארץ ושמים וגו’. והארה זו מתלבשת ממש בעליונים ותחתונים להחיותם ונתפסת בתוכם על ידי ממוצעים רבים וצמצומים רבים ועצומים בהשתלשלות המדרגות דרך עלה ועלול וכו’. והנה הארה זו אף שלמעלה היא מאירה ומתפשטת בבחי’ בלי גבול ותכלית להחיות עולמות נעלמים לאין קץ ותכלית כמ»ש באדרא רבא אעפ»כ ברדתה למטה ע»י צמצומים רבים להחיות הנבראים והיצורים והנעשים היא נחלקת דרך כלל למספר תרי»ג כנגד תרי»ג מצות התורה שהן הן תרי»ג מיני המשכות הארה זו מאור א»ס ב»ה להאיר לנשמת האדם הכלולה מרמ»ח אברים ושס»ה גידים אשר בעבורה הוא עיקר תכלית ירידת והמשכת הארה זו למטה לכל הנבראים והיצורים והנעשים שתכלית כולן הוא האדם כנודע:

והנה מספר זה הוא בדרך כלל. אבל בדרך פרט הנה כל מצוה ומצוה מתחלקת לפרטים רבים לאין קץ ותכלית והן הן גופי הלכות פרטיות שבכל מצוה שאין להם מספר כמ»ש ששים המה מלכות הן ס’ מסכתות כו’ ועלמות אין מספר הן ההלכות כו’ שהן המשכת רצון העליון כו’ וכן הוא ממש בנשמת האדם כי הנה כל הנשמות שבעולם היו כלולות באדה»ר ודרך כלל היתה נשמתו נחלקת למספר תרי»ג רמ»ח אברים ושס»ה גידים אך דרך פרט נחלקת לניצוצות אין מספר שהן נשמות כל ישראל מימות האבות והשבטים עד ביאת המשיח ועד בכלל שיקוים אז מ»ש והיה מספר בנ»י כחול הים אשר לא ימד ולא יספר מרוב. והנה שופריה דיעקב מעין שופריה דאדה»ר שתיקן חטא אדה»ר והיתה נשמתו ג»כ כלולה מכל הנשמות שבישראל מעולם ועד עולם והיה מרכבה לתורה שלמעלה שנק’ בשם אדם כמ»ש ועל דמות הכסא דמות כמראה אדם וכו’ וכמ»ש וזאת לפנים בישראל כו’ אין זאת אלא תורה כו’ שהיתה כלולה ומלובשת בנשמת ישראל סבא הכלולה מכל הנשמות וזהו ויקרא לו אל אלקי ישראל. אל לשון המשכת ההארה מאור א»ס ב»ה מההעלם אל הגילוי להאיר בבחי’ גילוי בנשמתו וכמ»ש אל ה’ ויאר לנו ואחריו כל ישרי לב העוסקים בתורה ובמצות מאיר אור ה’ א»ס ב»ה בבחינת גילוי בנשמתם וזמן גילוי זה ביתר שאת ויתר עז ההארה במוחם ולבם הוא בשעת התפלה כמ»ש במ»א. והנה אף שגילוי זה ע»י עסק התורה והמצות הוא שוה לכל נפש מישראל בדרך כלל כי תורה אחת ומשפט א’ לכולנו אעפ»כ בדרך פרט אין כל הנפשות או הרוחות והנשמות שוות בענין זה לפי עת וזמן גלגולם ובואם בעוה»ז וכמארז»ל אבוך במאי הוי זהיר טפי א»ל בציצית כו’ וכן אין כל הדורות שוין כי כמו שאברי האדם כל אבר יש לו פעולה פרטית ומיוחדת העין לראות והאזן לשמוע כך בכל מצוה מאיר אור פרטי ומיוחד מאור א»ס ב»ה ואף שכל נפש מישראל צריכה לבוא בגלגול לקיים כל תרי»ג מצות מ»מ לא נצרכה אלא להעדפה וזהירות וזריזות יתירה ביתר שאת ויתר עז כפולה ומכופלת למעלה מעלה מזהירות שאר המצות. וזהו שאמר במאי הוי זהיר טפי טפי דייקא. והנה יתרון האור הזה הפרטי לנשמות פרטיות אינו בבחינת טעם ודעת מושג אלא למעלה מבחינת הדעת שכך עלה במחשבה לפניו יתברך ודוגמתו למטה הוא בחינת הגורל ממש: