Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Параллельный текст на русском и иврите. Игерес а-койдеш гл. 31

Игерес а-койдеш гл. 31

 С Б-жьей помощью

ПОСЛАНИЕ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ

"Известно [мудрецам, заседающим] у городских ворот"[1], сказанное в книге "Тикуней Зогар", что Шхина, образно говоря, страдает от недуга в изгнании. Объяснить, [каким образом понятие "недуг» применимо к Шхине], можно с помощью аналогии с болезнями человеческого тела, несмотря на несопоставимость святого и [материального]… Состояние здоровья зависит от работы сердца, посылающего и распространяющего жизненную энергию по всему телу. Носителем [этой энергии] души служит кровь, [которая вытекает, обогащенная кислородом], из сердца по артериям, и [таким образом кислород] достигает всех клеток организма. Двигаясь по [большому] кругу кровообращения, кровь питает кислородом[2] все ткани тела  –  благодаря пронизывающим их капиллярам,  –  а затем возвращается в сердце. И если этот круг [кровообращения], снабжающий [весь организм] кислородом, функционирует безупречно и бесперебойно  –  так, как установил Тот, Кто дает жизнь всем творениям, благословен Он,  –  тогда человек абсолютно здоров, ибо все органы его тела представляют собой единую цельную систему и каждый из них получает от сердца жизненную силу [в форме], соответствующей его [назначению], благодаря циркуляции крови. Но если в каком-либо месте [артерии или вены возникает] повреждение[3], препятствующее току крови, задерживающее ее и уменьшающее количество кислорода в ней,  –  связь клеток с сердцем ослабевает или совсем прекращается, поскольку циркуляция нарушена, и тогда человек может заболеть  –  да убережет нас от этого Всевышний!  –  и слечь.

По прямой аналогии [с вышесказанным можно уяснить для себя связь как между Шхиной и каждым отдельным евреем, так и между ней и Израилем в целом]. Все души евреев называются "частями [единого] тела", а Шхина  –  "сердцем [этого тела]", как написано [от имени еврейского народа]: "…[Г-сподь  –  ] опора сердца моего…"[4], а [от имени Шхины] сказано: "…И я буду пребывать среди них"[5] [Сравнение Шхины с сердцем, а душ евреев  –  с частями тела] станет понятным [из дальнейшего]. Слово Шхина [происходит от слова шохен  –  "пребывает" и] указываетина присутствие света Всевышнего в мирах Бриа, Йецира и Асия, снабжающего их жизненной энергией. Эта энергия изливается [до уровня сотворенных миров] благодаря тому, что изначально воплощается в души евреев. Все творения несопоставимы с Создателем, благословен Он, "все существующее  –  ничто по сравнению с Ним"[6], и поэтому они не в состоянии непосредственно воспринять жизненную силу, которую в изобилии несет [в миры] Его свет, чтобы благодаря ей эти творения существовали как Нечто, образованное из Ничто. Проводником, [обеспечивающим их жизненной энергией], служат души евреев, которые возникли в [сфире Хохма как воплощение] Его замысла создать мироздание и предшествовали реализации этого плана посредством Его речи. Как сказали наши учители: "С кем святой Творец, благословен Он, советовался…"[7]. Все это объясняется в другом месте[8]. "Известно [мудрецам, заседающим] у городских ворот", что излияние жизненной энергии и Б-жественных благ от высших [сущностей] к низшим в любой форме происходит по принципу, описанному в Книге о творении: начальное проникает в конечное, а конечное  –  в начальное, [подобно функционированию большого круга кровообращения]. В трудах раби Ицхака Лурии [этот принцип] сформулирован иначе: прямой свет [изливается от высших сущностей к низшим] и, [отражаясь от них,] возвращается [в свой источник]. Как сказано: "И хайот [одна из категорий ангелов] удаляются и возвращаются"[9].

Все сказанное выше и [приведенные здесь слова тайной] истины [Торы], которые невозможно полностью прояснить в [рамках этого] послания, [делают в какой-то мере доступным для понимания], почему Шхи-на определяется как "сердце" [мироздания], а души евреев  –  как "части его тела". Эта [аллегория] учит нас следующему: когда все души связаны в единое целое, путь потока жизненной энергии представляет собой замкнутый круг, и "конечное [вновь] проникает в начальное", дабы соединить и связать все души с единым Всевышним и [дать возможность им] прилепиться к Нему, благословен Он. Как написано: "Вы все вместе предстали сегодня пред Г-сподом, Б-гом вашим"[10]. [В этом стихе] делается упор на словах "все вместе": именно [при этом условии вы сможете] предстать пред Ним  –  от "наставников ваших… до [простого] дровосека…"[11].

В связи с этим становится понятным то, что говорили наши учители о разрушении Второго Храма, изгнании евреев из Эрец-Исраэль, уходе Шхины [из Святой Земли] в Эдом, в плен: все это произошло из-за греха беспричинной вражды [между евреями] и их разобщенности[12]. Поэтому Шхина образно называется "страдающей от недуга". Хотя [в определении Творца] "поддерживающий падающих и исцеляющий больных"[13] [слова "падающие" и "больные" даны] во множественном числе, [в то время как Кабала говорит, что речь здесь идет о Шхине,  –  согласно простому объяснению] тут говорится [и] о [душах евреев]  –  "частях тела", ["сердцем" которого является Шхина].

К посланию тридцать первому

[1]   По Мишлей, 31:23. Городские ворота  –  место, где собирались мудрые и ученые люди для обсуждения вопросов Торы, а также для разбора конфликтов между местными жителями. Тридцатое послание начинается иначе: "Известны слова…", а это  –  "Известно [мудрецам]…". В предыдущем послании речь идет о словах Гмары, которые доступны для понимания широкого круга людей, здесь же  –  о сказанном в тайном учении, известном лишь мудрецам.

[2]   В оригинале: руах хаим ("жизненный дух"). Словоруах означает как "дух", так и "воздух". См. Тания, часть 4, посл. 20, прим. 43.

[3]   В своей книге Тора ор, стр. 8а, автор поясняет, что речь идет о тромбе или закупорке сосуда.

[4]   По Тегилим, 73:26. "Святой [Творец], благословен Он,  –  сердце Израиля",  –  так пишет рабейну Бахья в своем комментарии к книге Шмот (13:18).

[5]   По Шмот, 25:8. См. Тания, часть 4, посл. 25.

[6]   Зогар, часть 1, стр. 116.

[7]   Мидраш раба к книге Рут, 2:1; Мидраш раба к Брейшит, 8:7. Здесь автор обрывает цитату. В ее продолжении сказано: "…[прежде, чем создать миры?]. С душами праведников". Души людей, облачившись в тела и живя в этом мире по предписаниям Торы, осуществляют цель сотворения всего мироздания.

[8]   См. книгу Ликутей амарим р. Дова-Бера из Межирича, стр. 1, 2. См. также Тания, часть 1, гл. 2.

[9]   По Йехезкель, 1:14. Согласно Кабале, слово хайот читается как хают  –  "жизненная энергия". Рацо вашов ("удаляется и возвращается") можно перевести буквально  –  "пульсирует". Это означает, что жизненная энергия всех миров и творений постоянно обновляется.

[10]   По Дварим, 29:9.

[11]   По Дварим, 29:10. Этот стих подробно трактуется автором в его книге Ликутей Тора, комм, к книге Дварим, стр. 44а.

[12]   Йома, 96.

[13]   Из молитвы "Восемнадцать благословений". См. сидур Тегилат Гашем с русским переводом, изд-во "Шамир", стр. 51.

פרק לא

נודע בשערים מ»ש בתיקונים דשכינתא איהי מרעא בגלותא כבי’. פי’ עד»מ כמו חולי הגוף המבדיל בין קדש וכו’ שסיבת החולי והבריאות היא התפשטות והילוך החיות מהלב אל כל האברים המלובשת בדם הנפש היוצא מהלב אל כל האברים וסובב סובב הולך הרוח חיים והדם תוך תוך כל האברים והגידים המובלעי’ בהם וחוזר אל הלב ואם סיבוב והילוך הרוח חיים הלז הוא כהלכתו תמידי כסדרו המסודר לו מחיי החיים ב»ה אזי האדם בריא בתכלית כי כל האברים מקושרים יחד ומקבלים חיותם הראוי להם מהלב ע»י סיבוב הלז אך אם יש איזה קלקול באיזהו מקומן המונע ומעכב או ממעט סיבוב והילוך הדם עם הרוח חיים המלובש בו אזי נפסק או מתמעט הקשר הלז המקשר כל האברים אל הלב ע»י סיבוב הלז ואזי נופל האדם למשכב וחולי ה»י. וככה ממש עד»מ הנה כל נשמות ישראל נקראים בחי’ אברי דשכינתא הנקראת בשם לב כמ»ש וצור לבבי וכמ»ש ושכנתי בתוכם פי’ כי לשון שכינה הוא שאור הוי’ שוכן בעולמות בי»ע להחיותם והמשכת חיות זו היא ע»י התלבשות תחלה בנשמות ישראל לפי שכל הנבראים אין ערוך להם אל הבורא ית’ דכולא קמי’ כלא ממש חשיבין וא»א להם לקבל חיות מאורו ושפעו ית’ להיות נבראים מאין ליש וחיים וקיימים כ»א ע»י הנשמות שעלו במחשבה וקדמו לבריאות עולמות שע»י בחי’ הדבור כמארז»ל במי נמלך הקב»ה וכו’ כנודע במ»א. ונודע בשערים כי כל המשכת החיות וההשפעה מעליונים לתחתונים מהם הן כמ»ש בס»י נעוץ תחלתן בסופן וסופן בתחלתן ובכתבי האריז»ל מכונה בשם אור ישר ואור חוזר וכמ»ש והחיות רצוא ושוב אשר ע»כ ע»פ הדברים והאמת האלה אשר א»א לבאר היטב במכתב נקראת השכינה בשם לב והנשמות בשם אברים להורות לנו כי כאשר כל הנשמות דבוקות ומקושרות יחד אזי סיבוב והילוך החיות וההשפעה סובב סובב ונעוץ סופן בתחלתן לקשר ולחבר כולן להוי’ אחד ולדבקה בו ית’ וכמ»ש אתם נצבים היום כולכם לפני הוי’ אלקיכם כולכם דייקא ולפני דייקא ראשיכם כו’ מחוטב עציך כו’. ובזה יובן מארז»ל כי חורבן בית שני ונפילת ישראל בגלות והסתלקות השכינה וירידתה לאדום בבחי’ גלות כבי’ הכל הי’ בעון שנאת חנם ופירוד לבבות ר»ל ולכן נקראת חולה עד»מ כמ»ש סומך נופלים ורופא חולים לשון רבים הם כל האברים וכו’: