Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Мы сейчас много говорим о "природной морали" и что иногда избыточная религиозность может разрушить этот

Мы сейчас много говорим о «природной морали» и что иногда избыточная религиозность может разрушить этот тонкий «озоновый слой» природной морали. Проснулся с мыслью — не знаю оправдана ли подобная аналогия или нет, может быть, кого-то такая аналогия даже обидит — но по своему эффекту, кажется, подобная «насилующая личность» тшува ничем не отличается от изнасилования в буквальном смысле. Rina Gonzalez Gallego как-то процитировала одного «уважаемого» раввина, который «в упор не замечает» проблемы в педофилии. «Ну что такое ему уже сделали»? — удивляется «уважаемый» раввин? Что сделали? Забрали у него «тмимут». Девственность. Что это такое, этот «тмимут», эта «девственность»? В иудаизме есть очень точное выражение «гилуй арайот» — букв. «обнажение» того, что должно быть сокрыто. Первый грех после потопа — «гилуй арайот» когда Хам изнасиловал Ноя. В чем состоит грех? В «раскрытии сокрытого». В ребенке, в подростке уже есть сексуальность (как об этом говорит Фрейд). Но она сокрыта. «гилуй арайот» — это преждевременное раскрытие сокрытой сексуальности. В чем проблема? В том, что это должно оставаться сокрытым до времени. Что это повреждает «озоновый слой» внутренней цельности, внутренней личности Это все к тому, что «насилие разума» (выражение рава Гинзбурга) по своему эффекту, по сути, ничем не отличается (а может еще превосходит) насилие физическое. Когда человек 30 лет подряд убеждает себя в религиозных истинах, насилует себя пытаясь поверить в то, во что не желает верить его душа — он в результате повреждает эту первичную душевную цельность, этот «тмимут», эту девственность природной морали, стыда и порядочности. Может быть именно поэтому мы видим в «высшем эшелоне» религиозных деятелей так много случаев насилия. Они так сильно стремились к Б-гу (без кавычек, стремились к Б-гу), что повредили этот тонкий слой естественной порядочности и нравственности, который есть единственное, что делает человека человеком. Тот самый «целем Элоким», «Б-жественный образ», о котором мы говорим. * Где же грань между поисками истины и веры и «изнасилованием разумом»? Не знаю. Наверное там же, где грань между любовью и изнасилованием. Где то близко. Поскольку в человеке очень глубоко сидит страсть к насилию и убийству (вчера как раз говорили об этом) — то эта грань весьма тонка. Но она существует. Получается, что любое высказанное слово, любой непрошенный совет может стать «изнасилованием»? Очевидно, да.