Мы сейчас много говорим о "природной морали" и что иногда избыточная религиозность может разрушить этот тонкий "озоновый слой" природной морали.
Проснулся с мыслью - не знаю оправдана ли подобная аналогия или нет, может быть, кого-то такая аналогия даже обидит - но по своему эффекту, кажется, подобная "насилующая личность" тшува ничем не отличается от изнасилования в буквальном смысле.
Rina Gonzalez Gallego как-то процитировала одного "уважаемого" раввина, который "в упор не замечает" проблемы в педофилии. "Ну что такое ему уже сделали"? - удивляется "уважаемый" раввин?
Что сделали? Забрали у него "тмимут". Девственность. Что это такое, этот "тмимут", эта "девственность"? В иудаизме есть очень точное выражение "гилуй арайот" - букв. "обнажение" того, что должно быть сокрыто. Первый грех после потопа - "гилуй арайот" когда Хам изнасиловал Ноя. В чем состоит грех? В "раскрытии сокрытого".
В ребенке, в подростке уже есть сексуальность (как об этом говорит Фрейд). Но она сокрыта. "гилуй арайот" - это преждевременное раскрытие сокрытой сексуальности.
В чем проблема? В том, что это должно оставаться сокрытым до времени. Что это повреждает "озоновый слой" внутренней цельности, внутренней личности
Это все к тому, что "насилие разума" (выражение рава Гинзбурга) по своему эффекту, по сути, ничем не отличается (а может еще превосходит) насилие физическое. Когда человек 30 лет подряд убеждает себя в религиозных истинах, насилует себя пытаясь поверить в то, во что не желает верить его душа - он в результате повреждает эту первичную душевную цельность, этот "тмимут", эту девственность природной морали, стыда и порядочности.
Может быть именно поэтому мы видим в "высшем эшелоне" религиозных деятелей так много случаев насилия. Они так сильно стремились к Б-гу (без кавычек, стремились к Б-гу), что повредили этот тонкий слой естественной порядочности и нравственности, который есть единственное, что делает человека человеком. Тот самый "целем Элоким", "Б-жественный образ", о котором мы говорим.
* Где же грань между поисками истины и веры и "изнасилованием разумом"? Не знаю. Наверное там же, где грань между любовью и изнасилованием. Где то близко. Поскольку в человеке очень глубоко сидит страсть к насилию и убийству (вчера как раз говорили об этом) - то эта грань весьма тонка. Но она существует.
Получается, что любое высказанное слово, любой непрошенный совет может стать "изнасилованием"? Очевидно, да.