Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть еще один момент

Есть еще один момент. Кажется, Йонатан Сакс пишет о таком диалоге, который был у него с одним уважаемым профессором: — «у вас в иудаизме так много говорится о грехах» — сказал профессор. — Да. Но у нас в иудаизме также есть прощение — ответил рав Сакс… Тут есть проблема. Переходя из «светского» состояния в религиозное, делая тшуву, мы очень быстро усваиваем понятие «греха». И с большим трудом усваиваем понятие «прощения». В этом смысле религиозные с детства они другие. У них понятие «прощения» билт-ин с детства. Понятие греха приходит значительно позже… А мы остаемся в сущности своей светскими людьми. Не готовыми и не умеющими прощать. Ибо религия, именуемая «атеизмом» это очень жестокая религия. Это «те, которые никогда не грешат». Это те, кто считает, что если человек оступился — нет ему прощения. Посмотрите, как смотрят левые-белые-атеисты на Нетаниягу (и среди них полно «русских»)? Выкурил сигарету на халяву? — Нет ему прощения! Гореть ему в аду! Саар лучше? Сегодня с утра всплыла статья Фейглина. Получается, что даже этот, как его, глава мусульманской партии, отрицающей право Израиля на существование — даже они лучше! Это парадоксальность атеизма. При всем его кажущемся «отрицании» Б-га это на самом деле чрезвычайно высокое «нравственное требование». Но это зашкаленное нравственное требование, остающееся в нас и после тшувы, иногда играет с нами злую шутку. Мы уже сделали тшуву. Но так и не научились прощать. Нужно наоборот. Сначала учиться прощать. Сначала «веу рахум» — «и он милосерден». Потом зашкаленная нравственность. Такой вот парадокс