Получается, что философия Розенцвайга это своего рода "антифилософия". Отрицание "общности" как сути вещей, и поиск спонтанности и индивидуальности, как "избавления" *
Еще один путь бегства от реальной жизни индивидуума философия предлагает в виде поиска "единства". Исходная точка философии, что следует найти единую основу множественности реальности. "Что есть все", спрашивает философия, "от Ионии до Йены", от первых греческих философов, и до университета Йены Гегеля, который привел ее к окончательному выводу. "Все – вода". "Все – движение". "Все – огонь" – решили первые философы. Гегель идентифицировал эту "общность всего" с разумом. Нить, связывающая все эти попытки – это использование разума, чтобы свести множественность реального мира к единству. Способность разума к абстракции позволяет абстрагировать множественность от ее многочисленных одеяний, и поставить ее на единую основы.
Эта же способность абстрагирования приводит философа к тому, чтобы искать "сущность" всякой вещи. Он не верит в опыт, в реальность, во временное. Он ищет "истину" в каждой вещи, которая всегда существует за пределами самой вещи. Так это в вере в вечность души, которая где то "там". И так в поисках "единства", заставляющем абстрагироваться от чувственного и искать общую "сущность".
С точки зрения разума, явное это временное, преходящее и мертвое. И поэтому у них нет настоящей "сущности". Личное "Я" которому суждено умереть, лишено смысла для мысли, с ее точки зрения это "ничто".Поэтому следует найти сущность этих преходящих индивидуумов в единой реальности, существующей вечно. Эта "общность", или как Розенцвайг называет это "михлаль" – есть такая реальность. Общность вечра, а различные отмирающие детали есть лишь сменные органы внутри нее. Только из общего контекста отдельные индивидуумы приобретают право на существование. В различных философских системах существование индивидуума может быть ничтожным или наоборот, центральным и значимым. Но всегда он получает свою значимость только в рамках "общности". Индивидуум не воспринимается непосредственно, но только посредством "общности". И только из его контекста он получает свой смысл. Философия своим оружием – обобщающим разумом – выходит на войну против конечности индивидуума, и намеревается привести к вечности посредством растворения индивидуума в общности.
Розенцвейг считает, что этот поиск "общности" это страх перед смертью. Смерть уничтожает индивидуума, и поэтому человек, поглощенный индивидуальностью страшится ее. Но человек, сумевший укрепить в себе обобщающий разум, перестает бояться смерти. Ибо общности не страшна смерть, поэтому индивидуум, стоящий перед лицом смерти ищет в ней вечность.
Действительно, философский разум побеждает смерть. Розенцвайг не спорит с этим. Он только говорит, что разум, с помощью которого философия достигает "бессмертия" – это не весь человек. В поисках абстрактной "общности" философия отдалилась от реального человека, со всеми его земными страхами. Смерть умерла в философском понимании. Но это достигнуто ценой смерти человека. Человек, живущий реальной, чувственной жизнью, должен убить ее, и отдать разуму.
Но исходная позиция философии, идентифицирующая мироздание с тем, что доступно разуму, и игнорирующая все что ускользает от него – ложна, ложь, у которой нет ног. Перед мыслью есть человек, человек, не готовый раствориться в искусственном построении, выстроенном философией.