Продолжение уроков по "перек". http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/otzar-hanefesh/2/perek-1.htm
Из продлолжения пока что ясно, что шифлут относится к животному началу в душе, или животной душе. Изначальное стремление, изначальный вектор животной души - направлен вниз, как говорится в Коэлете, "дух животного опускается вниз"
Шифлут - это "оператор" применяемый к животной душе, чтобы заставить ее сменить вектор на противоположный, сменить вектор "вниз" (депрессия, отчаяние, чувство вины, или винить окружающих и т.д.) на вектор "вверх" - действовать, подниматься, искать Б-жественный свет
Битуль это "оператор" применяемый к Б-жественной душе. Изначальный вектор Б-жественной души (которая называется "человеком" в человеке - это подняться наверх и оторваться от тела и всего земного. Исправленный вектор Б-жественной души - это направить Б-жественную душу на самореализацию внизу, в материальности
Если кому то знакомы книги рава по семейной жизни, там точно такая же схема. Изначально мужчина и женщина повернуты друг к другу спинами. Задача состоит в том, чтобы заставить их повернуться лицом друг к другу
Важно что здесь речь идет о двух методиках, применимых к двум душам. К животной душе применяется методика шифлут, заставляющая ее "перестать быть лошадью", и посмотреть на небеса. Метод - "бить лошадей, пока не перестанут быть лошадьми". Важно, чтобы эта плетка не убила совсем животную душу, и не затронула Б-жественной души в человеке
К Б-жественной душе применяется метод пряника, а не кнута. Б-жественной душе говорят, смотри как это круто и возвышенно работать в материальности. Ради этого Вс-вышний сотворил этот мир
Отмечается, что для Б-жественной души повернуться вниз куда труднее чем для животной посмотреть на небеса. Для животной это всего лишь "перемена места" (мциют). Для Б-жественной это означает битуль магут - смена сущности.