Правосудие и право на землю

 «Шофтим»

5 элула 5761 года

24/8/2001

ПРАВОСУДИЕ И ПРАВО НА ЗЕМЛЮ

«Судей и стражей поставь себе... чтобы судили они народ судом праведным. Не отклоняйся от правосудия, не лицеприятствуй и не бери взяток, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведных. К справедливости, к справедливости стремись, дабы был ты жив и овладел страной, которую Б-г... дает тебе».

Порой  кажется,  что вопросы судопроизводства рассмотрены в Торе куда подробнее и глубже, нежели темы, которые мы назвали бы религиозными или духовными.

А поскольку Тору мы с вами корректировать не будем, то придется, видимо, менять наши с вами представления о важном и второстепенном, о духовном и земном.

В еврейском мировосприятии нет привычного для европейской цивилизации деления на высокое и низкое. Тому, кто считает, что религия – это молитва и пост, Тора говорит: Вс-вышний ждет от вас не только этого. Он хочет, чтобы вы построили общество и образ жизни, в которых не будет места насилию, беспределу. Талмуд передает слова Вс-вышнего: «Пусть даже Меня оставят, лишь бы Тору Мою соблюдали».

То есть справедливость и человечность (а это не всегда одно и то же) в обществе важнее для Вс-вышнего, нежели наши молитвы и посты.

Правила судопроизводства в начале главы «Шофтим» изложены ясно и недвусмысленно, и только повтор «к справедливости, к справедливости стремись» словно требует: истолкуй меня!

Раби Симха-Бунем из Пшисухи комментировал его так:

«Цель не оправдывает средства;

даже к справедливости следует идти только справедливыми путями».

В Вавилонском Талмуде («Сангедрин», 326) мы находим иное толкование: «Учили мудрецы: «К справедливости, к справедливости стремись» – иди к раби Элиэзеру в Лод, к раби Йоханану бен Закаю в Брор-Хаиль, к раби Йегошуа в Пкиин, к рабану Гамлиэлю в Явне, к раби Акиве в Бней-Брак, к раби Хананье бен Традьону в Сихнин, к раби Йоси в Ципори, к раби Йегуде бен Бтейра в Нецивин...»

Казалось бы, в наше время этот список блестящих мудрецов прошлого мало чем может нам помочь. Даже если мы отправимся в Лод, раби Элиэзера мы там не найдем.

И все же следует внимательно перечитать список: мудрецы, перечисленные в нем, жили в разных поколениях.

Об этом-то и говорит Талмуд: каждый из нас должен искать справедливого суда у мудрецов своего поколения, не сетуя на то, что в прошлом и мудрецы были мудрее, и праведники – праведнее.

И еще одно не вполне ясное место в начале главы: «К справедливости, к справедливости стремись, чтобы был ты жив и овладел страной, которую Б-г... дает тебе».

Каким образом владение землей связано с правосудием по Торе?

Р. Шнеур-Залман, Алтер Ребе, приводил два объяснения этому стиху: если евреи в своей стране будут руководствоваться законами Торы, то народы будут говорить, что это их страна испокон веков и им положено там жить.

Если же евреи будут использовать Тору только как «купчую» на землю, а жить станут по законам других народов, те скажут: если вы сами не верите в Тору, то на каком основании вы требуете права на Землю обетованную?!

В какой-то мере мы видим это и сейчас. Несмотря на то, что в Коране по крайней мере дважды явно сказано о праве евреев на обетованную землю (а в одном случае им прямо сказано: идите же в ту землю, куда вел вас Муса, то есть Моше), арабы говорят: то были сыны Израиля, которые получили Таурат (Тору), а это — яхуд: разноплеменный сброд.

Чтобы эти слова не показались крючкотворством, приведу цитату из воспоминаний одного из первых переселенцев из России в землю Израиля: «Шейх сказал: пока сюда приезжают евреи, нам нечего опасаться. Евреев мы били и будем бить. Вот если объявятся сыны Израиля — тогда дело наше плохо. Им Сам Творец эту землю отдал».

Запись опубликована в рубрике: .