Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шея Яакова, зубы Эсава

Суббота «Вайишлах»

18 кислева 5761 года

15.12.2000

ШЕЯ ЯАКОВА, ЗУБЫ ЭСАВА

 

«И побежал Эсав навстречу Яакову, и обнял его, и пал ему на ;шею, и целовал его, и оба плакали «

Что такое «крапленые карты», знают все. А вот о крапленых словах не все слышали. В Торе есть несколько мест, в которых определенные буквы помечены сверху точкой. О таких местах говорят, что сама Тора требует: истолкуй меня!Так вот, в недельной главе есть целое крапленое слово: над ваишакегу («и целовал»). Недаром это слово «помечено»: Талмуд приводит слова раби Яная: не поцеловать, а укусить хотел Эсав Яакова, но камнем стала шея Яакова, и сломались зубы Эсава, и заплакали оба: один – о шее, другой о зубах.

Так и плачем с тех пор: евреи от острых зубов гоев, гои – от острой зубной боли. И нет конца этому «роману», словно ненависть к евреям – закон природы, вроде гравитации.

Впрочем, почему «словно», «вроде»?! Именно так и обстоит дело. Говорит рабби Шимон: «Галаха -«бэядуа шэЭсав сонэ лэяаков» – «, априори Эсав ненавидит Яакова».

Если «начинающих» в этом высказывании поражает слово «ненавидит», то «продвинутых» удивляет сочетание слов «заведомо» и «галаха». В самом деле: что они нас ненавидят, каждый из нас знает из непосредственного опыта. Но назвать это «галахой», то есть законом, указанием, правилом, инструкцией?! Какое же «руководство к действию» заложено для евреев в постулировании антисемитизма? Помочь в поисках ответа может обращение к личности автора галахи: р. Шимон имеет в Талмуде вполне определенное амплуа: он не просто устанавливает закон, но и постоянно ищет рациональное толкование (таам) закона. Так вот, говоря о заведомой ненависти неевреев к евреям, р. Шимон имеет в виду следующее.

Можно найти рациональную причину ненависти к каждому конкретному еврею и к евреям в целом в каждом конкретном историческом контексте. Можно, но не нужно!

Еврей виноват в революции и в контрреволюции. Он нечистоплотен, он чистюля, хитрец, дурак. Бодр или вял, красив или безобразен, расточителен или жаден,– еврей всегда даст антисемиту причину для ненависти. Потому что гой в причинах не нуждается, он рождается с ненавистью и только подтверждает ее со временем истинными или вымышлеными причинами. Да и самого Эсава были вполне реальные причины ненавидеть Яакова, но ненависть родилась раньше причин, уже в чреве матери. Но, мы сказали, галаха есть инструкция. Какова же инструкция в данном случае? Держись подальше от того, кто ненавидит тебя заведомо, априори.

Стой в сторонке, не братайся, не кидайся в объятия – если не хочешь почувствовать зубы на своей каменной шее.

Это так просто, но мы с наивность деревенского дурочка ждем любви и простираем руки. Братец, дай тебя облабызать»! Упрямый народ «с твердой шеей» не учит уроков истории.