Суббота «Бегар – Бехукотай»
25 ияра 5761 года
18 мая 2001
ЕЩЕ ОДИН ОТВЕТ
Один из лучших учителей хасидизма в прошлом поколении, р. Шмуэль Левитин говорил, что не на всякий вопрос есть ответ, а на те вопросы, на которые можно ответить есть не менее двух правильных ответов.
Один – ответ в привычном смысле слов – рассеивает недоумение, выраженное вопросом.
Другой – ультимативный, абсолютный ответ – делает сам вопрос излишним, указывая на неправильную посылку или абсурд в самом вопросе.
К примеру, учитель спрашивает ученика: «Почему ты опоздал на урок?».
Тот может ответить: «У меня была уважительная причина. Вот записка от мамы». Это – обычный ответ первого типа.
А может ответить и 'так: «А я вовсе и не опоздал, у Вас спешат часы». Если первый ответ просто соответствует вопросу, то второй делает его излишним, снимает его.
Вопросы об иудаизме, которые приходится слышать от людей, не получивших еврейского воспитания и образования, зачастую требуют именно такого ответа: не столько прямого сообщения информации, сколько обнажения скрытой ошибки в самом вопросе.
«Когда не было холодильников с морозильной камерой, ветеринарного и санитарного надзора, кашрут был необходим. Но в наше время?!» – кому из нас не приходилось слышать такой вопрос.
Есть несколько стандартных ответов, от попытки доказать, что кашерная пища действительно полезна для здоровья, до более «клерикальной» версии: «Так пожелал Вс-вышний, так сказано в Торе, не нам с Ним спорить». Кстати, оба ответа (и еще с десяток других) верны.
Но важно расслышать в вопросе то, что не сказано вслух. Все те представления и понятия, которые кажутся нам универсальными, имеют вполне определенный культурный подтекст. Русская культура пропитана христианством (это ни в коей мере не утверждается ей в упрек), поэтому и распространенный вопрос о кашруте изначально связан с христианским представлением о мире, Б-ге и религии..
Вопрошающему и в голову не приходит, что состав пищи может иметь отношение к религии. Неужели Б-г интересуется такими мелочами?!
Эврика! Это наверняка древняя диета,– думает недоумевающий еврей Осталось только выяснить, эффективна ли она в наши дни или нет. Религия для спрашивающего имеет совершено определенные границы: место ей в синагоге,, время – суббота, а деятельные ее проявления: молитва, пост, милостыня. Еда, торговля, политика и все прочее к религии никакого отношения иметь не могут по определению. Поэтому, и наш ответ стоит начинать не с морозильников и санэпидемстанции, а с вопроса о границах религии.
Мы верим, что Вс-вышний сотворил все, правит всем и служение Ему должно быть столь же тотальным, как Его власть. Это и есть иудаизм – тотальная религия.
Тело человека в этом контексте не воспринимается как «сосуд греха», оно может грешить, а может и творить добро. Служить Вс-вышнему можно и должно не только душой, но и всем, что составляет человека.
Еврейское представление о пути человека в этом мире говорит, что нельзя быть ангелом в мгновения молитвы и скотиной за столом в кабаке.
Сказано: «На всех путях познай Его». И еще: «Из плоти моей узрю Вс-вышнего».
Нет никакой сферы жизни, на которую мы могли бы повесить табличку «Вс-вышнему вход воспрещается».
Быть достойным человеком во всем и везде в равной мере: в синагоге и на базаре, с книгой или с вилкой в руке, в любви, во вражде, в учебе, на поле боя -этого ждет от нас Творец.