Суббота «Ахарей-Кдошим»,
11 ияра 5761 года
4 мая 2001
СВЯТЫ БУДЬТЕ, ИБО СВЯТ Я
«Святы будьте, ибо свят Я, Г-сподь, Б-г ваш». А рядом – еще одна заповедь, та самая, которую многие по незнанию приписывают другой религии, да не будет помянута рядом с нашей Торой: «Не мсти и не злопамятствуй..., люби ближнего твоего как самого себя». Мудрецы считали эти слова «великим правилом Торы».
Как часто каждому из нас приходилось слышать (да и произносить): «Я, разумеется, не святой...»
Причем, обычно понимают эти слова так: «Я, разумеется, соблюдаю не все законы...» Так вот, еврейская святость – не удел избранных, а требование к каждому. Как требование не есть свинины, не воровать, не желать чужого.
И, более того, соблюдающий всё – еще не свят. Воздержание от запретного и исполнение заповеданного – не святость, а норма.
Святость – это «освящение себя дозволенным!', воздержание от дозволенного, но излишнего.
Гитлер, да истлеет имя злодея, говорил: «Я ненавижу евреев за то, что они дали миру мораль».
Даже человек, соблюдающий закон, раздражает преступников. А тот, кого вера приводит к решению освятить себя не только воздержанием от запрета, но и самоограничением в дозволенном – просто невыносим для грязных душ.
Евреи с их непривычными представлениями о святости, просто бесят тех, кто святости противостоит.
Святость, как ее не толкуй, – дело не простое. Это тотальное требование, преображающее всю жизнь, пронизывающее каждый шаг, каждое слово и даже каждую мысль. Святость есть совершенство, а человек полон несовершенств. Целое племя психологов (впрочем, многие из них как раз нашего племени) живут и кормят семьи за счет фокусов подсознания, проблем недостаточного или избыточного самоконтроля.
Святость – это как раз и есть самоконтроль и осознанность каждого действия.
Человеку свойственно искать успеха, благополучия, удобства, свободы. Тора не видит в этом греха, она не призывает к умерщвлению плоти, к аскетизму.
Порой желания и стремления наши безобидны, порой ущемляют интересы ближнего. Особенно трудно сохранить самоконтроль и трезвость самоанализа «когда никто не видит».
А потому и говорит Тора, непосредственно вслед за заповедью святости, что никогда не бывает человек наедине с собой, никогда не находится в одиночестве. «Святы будьте ибо свят Я». Это «Я» всегда с нами «даже во внутренних покоях».
То, что неловко и неудачно переводят на русский язык словами «страх Небес», «страх перед Вс-вышним», представляется в контексте иудаизма скорее «смущением перед Небесами», «трепетом перед присутствием Вс-вышнего».
Человек верующий всегда чувствует (или должен чувствовать)
присутствие Вс-вышнего. Если же мы видим религиозного еврея, ведущего себя непорядочно, предлагаются, обычно, два вариант реакции:
– все пейсатые такие;
– он только прикрывается ермолкой, если бы был верующим, он не грешил бы.
Оба ответа имеют мало отношения к истине: каждый из нас оступается порой, и ермолка не всегда помогает удержаться от греха. Нет евреев нерелигиозных, потому что «религио» означает «связь», а Вс-вышний связь с нами не прерывает никогда. Даже если мы отворачиваемся от Него по глупости и близорукости, от тягот жизни ли, по малодушию ли.
Потому и сказано не только о религиозных, а обо всем народе: «А народ Твой – все праведники...»